Раздел 1. Основы исторического знания.
I. … Историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой — устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, — словом, выработка человека и человеческого общежития — таков один предмет исторического изучения...Другой предмет исторического наблюдения — это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века.
В. О. Ключевский
Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Заполните таблицу «Исторические дисциплины »
Название дисциплины | Предмет ее исследования |
III. Что такое «календарь»? Когда, почему и где появились первые календарные системы?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Выпишите политические эры:а) от основания Рима; б) Диоклетиана; в) хиджра; г ) Олимпийская; д) буддистская; е) Октавиана Августа; ж) мусульманская; з) от Рождества Христова; и) от сотворения мира.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
V. Выпишите особенности юлианского календаря: а) в году - 360 дней; б) Новый год - 1 января; в) в месяцах - по 30 дней; г) начало года - 1 марта; д) в году - 365 дней; е) дополнительный день - 24 февраля; ж) дополнительный день - в конце года; з) в месяцах - по 30 и 31 дню; и) названия месяцев - порядковые числительные.
Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные общества.
Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
I.Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатурян. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?
[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Проанализируйте информацию о периодизации предцивилизационной стадии развития человечества. Попытайтесь самостоятельно установить значение корней древнегреческих по происхождению слов, определяющих указанные периоды. Какой критерий положен в основу периодизации?
Палеолит: 2,5 млн лет назад — X тыс. до н. э.
Ранний (или нижний): 2,5 млн — 125/100 тыс. лет назад.
Средний: 125/100—40/35 тыс. лет назад.
Поздний (или младший, верхний): 40/35 тыс. — 12/10 тыс. лет назад.
Мезолит: 120 тыс. — 12/10 тыс. лет назад.
Неолит: 9/8—3 тыс. лет назад.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей. Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов , свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории: X—VIII тыс. до н. э. — современного Западного Ирана , Северного Ирака, Палестины, Малой Азии, Южной Туркмении; VIII—V тыс. до н. э. — Египта, Месопотамии, Кавказа, Средней Азии и долин Инда и Ганга; IV—II тыс. до н. э. — Северного Китая, Западной Европы, Южной Индии, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.
Почему данный процесс называется революцией? Почему неолитической? Предложите свое определение понятия «неолитическая революция».--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Сформулируйте основные гипотезы происхождения человека. Используя учебник и дополнительную литературу, подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие их. Данные каких наук вы будете использовать?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
V. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века»
период | новообразования | их значения |