Введение. Основы исторического знания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические рекомендации разработаны для студентов первого курса колледжа экономики, управления и права на основе программы по истории для СПО с учетом рекомендаций по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13), правил научной организации труда и эргономики. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 30% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине.

Студенты познакомятся с правилами и приемами выполнения видов самостоятельной учебной работы, следование которым будет способствовать качественному усвоению знаний и формированию умений и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Основными целями внеаудиторной работы студентов являются:

- овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю;

- формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;

- повышение эффективности учебного процесса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем Сам. р. в час Виды самостоятельной работы студента
Введение. Основы исторического знания Работа с таблицами и схемами
Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества  
Тема 1.1 Первобытный мир Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование
Раздел 2 Цивилизации Древнего мира  
Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты   Работа с историческими картами
Тема 2.2 Античная цивилизация Подготовка сообщений
Тема 2.3 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций Подготовка сообщений
Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в средние века  
Тема 3.1 Становление западноевропейской средневековой цивилизации   Работа с историческими картами
Тема 3.2 Расцвет западноевропейской цивилизации Выполнение творческих заданий
Тема 3.3 Арабо-мусульманская цивилизация Чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы, конспектирование
Тема 3.4 Индия и Дальний Восток в средние века Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование
Раздел 4 История России с древнейших времен до конца XVII века  
Тема 4.1 Восточная Европа: природная среда и человек   Подготовка сообщений
Тема 4.2 Восточные славяне в VII-VIII вв. Подготовка сообщений
Тема 4.3 Формирование основ государственности восточных славян Работа с таблицами и схемами
Тема 4.4 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности Работа с таблицами и схемами
Тема 4.5 Борьба Руси с иноземными завоевателями Подготовка сообщений
Тема 4.6 Русь на пути к возрождению Подготовка сообщений
Тема 4.7 Россия в царствование Ивана IV Подготовка сообщений
Тема 4.8 Смута в России начала XVII в. Выполнение творческих заданий
Тема 4.9 Россия в середине и второй пол. XVII Подготовка сообщений
Тема 4.10 Русская культура в IX-XVII вв. Подготовка сообщений
Раздел 5 Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.  
Тема 5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу   Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование
Тема 5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Работа с историческими картами
Тема 5.3 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации Работа с таблицами и схемами
Тема 5.4 Развитие культуры в новое время Подготовка сообщений
Раздел 6 Россия в XVIII веке  
Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I Работа с таблицами и схемами
Тема 6.2 Внешняя политика России в эпоху Петра I Работа с историческими картами
Тема 6.3 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Россия во второй полов. XVIII в. Работа с историческими картами
Тема 6.4 Культура России в XVIII веке Работа с таблицами и схемами
Раздел 7 Становление индустриальной цивилизации  
Тема 7.1 Индустриальное развитие стран Запада во второй половине XVIII-XIX вв.   Работа с таблицами и схемами
Тема 7.2 Политическое развитие западного мира в XIX Подготовка сообщений
Тема 7.3 Развитие культуры в странах Западное Европы в XIX в. Подготовка сообщений
Раздел 8 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока    
Тема 8.1 Страны Востока в период колониализма Работа с историческими картами
Раздел 9 Россия в ХIХ веке  
Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия Работа с таблицами и схемами
Тема 9.2 Отечественная война 1812 г., ее влияние на межд. и внутреннее положение России. Декабристы Работа с таблицами и схемами
Тема 9.4 Россия в эпоху реформ Александра II Работа с таблицами и схемами
Тема 9.6 Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование
Раздел 10 От Новой истории к Новейшей  
Тема 10.1 Мир в 1900-1914 гг. Работа с таблицами и схемами
Тема 10.2 Россия в начале XX века Работа с таблицами и схемами
Тема 10.3 Первая мировая война Работа с таблицами и схемами
Тема 10.4 Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль-октябрь 1917 г.) Чтение текста учебника, первоисточника,конспектирование
Тема 10.6 Гражданская война в России Выполнение творческих заданий
Раздел 11 Между мировыми войнами  
Тема 11.1 Страны Западной Европы, США, Азии в 1918-1939 гг.   Работа с таблицами и схемами
Тема 11.2 Советская Россия в 1920-1921 гг. От «военного коммунизма» к НЭПу Работа с таблицами и схемами
Тема 11.3 Индустриализация и коллективизация: итоги и последствия Работа со словарями и справочниками
Тема 11.4 Становление тоталитарного режима в СССР. Внешняя политика СССР в 30-е годы Работа со словарями и справочниками
Раздел 12 Вторая мировая война  
Тема 12.1 Вторая мировая война: причины, ход, итоги Работа с историческими картами
Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны Выполнение творческих заданий
Раздел 13 Мир во второй половине XX века  
Тема 13.1 Страны Западной Европы и США во второй половине XX века. «Холодная война»   Работа со словарями и справочниками
Тема 13.2 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века Работа со словарями и справочниками
Раздел 14 СССР в 1945—1991 гг.  
Тема 14.4 СССР в период перестройки Учебно-исследовательская работа
Подготовка к итоговой контрольной работе, зачету Написание реферата, его защита
Итого  

Самостоятельная работа № 1





Самостоятельная работа № 2

Тема 1.1 Первобытный мир

Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, подготовиться к дискуссии «Происхождение человека».

Содержание работы:чтение текста учебника § 2.1, изучение конспекта лекции по теме, поиск и анализ информации к дискуссии о происхождении человека

Формат выполненной работы: записи врабочей тетради, устное сообщение

Критерии оценки: обоснованность и четкость ответов, активность в дискуссии по проблеме.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. П.С. Самыгин (и др.) История, Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. -474с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4-5

Содержание работы

1. Повторить по конспекту и учебнику тему, значение новых терминов.

2. Подготовить сообщение о древних империях, религиозных учениях, исторических деятелей эпохи и т.д. на выбор обучающегося с записью кратких тезисов в тетради.(См. пункт 8 данного пособия) используя учебник или другой источник информации.

Формат выполненной работы: сообщение в объеме 1-2 страниц в тетради

Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, выводы.

Контроль выполнения: проверка сообщений, их заслушивание и анализ.

Рекомендуемые источники информации:

1. П.С. Самыгин (и др.) История, Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. -474с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

4. Образовательные сайты Интернет

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/

Самостоятельная работа № 6

Содержание работы

1.Изучить содержание конспекта лекции по теме, прочитать § 3.1 и устно ответить на вопросы к нему.

2.Изучить историческую карту по теме (атлас, карта №4-5).

Рекомендуемые источники информации:

1. П.С. Самыгин (и др.) История, Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. -474с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. История мировых цивилизаций. 10-11 кл.: атлас/В.М. Хачатурян – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2005. – 56с.: карт., ил.

4. Россия и мир. 10-11 кл. : Атлас/О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев. 2-е изд., испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008. – 56 с.: карт.

5. Рабочий конспект урока

Самостоятельная работа № 7

Содержание работы

1.Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках.

2.Представить результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщений, творческих заданий (рисунки, стихи, поделки, презентации по изучаемой теме).

Контроль выполнения: проверка сообщений, их заслушивание и анализ, конкурс творческих работ.

Рекомендуемые источники информации:

1. П.С. Самыгин (и др.) История, Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. -474с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

4. Образовательные сайты Интернет

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://historic.ru/

Самостоятельная работа № 8-9

Содержание работы

1.Чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы, конспектирование.

2.Представить результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщений.

Контроль выполнения: проверка конспекта в тетради, заслушивание и анализ сообщений.

Рекомендуемые источники информации:

1. П.С. Самыгин (и др.) История, Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. -474с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

3. Рабочий конспект урока

4. Образовательные сайты Интернет

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://historic.ru/

Самостоятельная работа № 10-11

Содержание работы

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках;

2. Подготовить сообщение по теме.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Интернет-ресурсы

Самостоятельная работа № 12-13

Задание1

Составить генеалогическое древо (схему) династии Рюриковичей

Норма времени: 2 часа

Содержание работы

- По дополнительной литературе ознакомиться со всеми представителями династии Рюриковичей

- Составить генеалогическое древо (родословную) династии Рюриковичей в виде структурологической схемы, рисунка, текста, таблицы, указав родственные связи

Пример начала схемы династии Рюриковичей

Введение. Основы исторического знания - student2.ru

Формат выполненной работы: Генеалогическое древо, родословная

Критерии оценки: правильность составления родословной, аккуратность

Контроль выполнения: проверка родословной, анализ

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Интернет-ресуры

Самостоятельная работа № 14-19

Содержание работы

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках;

2. Подготовить сообщение по теме.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Интернет-ресурсы

Самостоятельная работа № 20

Задание 1

Написать конспект на тему «Открытия в науке и технике»

Норма времени: 2 часа

Содержание работы

7 Из дополнительной литературы ознакомиться с открытиями в науке и технике ХVI – ХVIII веков.

8 Выбрать 2-3 крупных, значимых открытий

9 Составить конспект по примерному плану:

- название открытия

- кто изобрел (открыл)

- когда и при каких условиях было сделано открытие

- оценки и взгляды современников открывателя

- значение для современной науки и техники

-

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

Задание 2

Задание: составить план и тезисы ответа

Норма времени: 2 часа

Содержание работы

1. Прочитать конспект темы «Страны Европы в ХVI – ХVIII веке»

2. Составить план ответа в рабочей тетради

3. Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора)

Формат выполненной работы: План и тезисы

Критерии оценки: правильность написания плана и тезисов, аккуратность

Контроль выполнения: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями, обсуждение на занятии.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

Самостоятельная работа № 6

Тема 4.3 Россия в ХVII – ХVIII веках

Цель: расширить представление: о границах территории Российского государства, уметь представлять результаты изучения исторического материала в форме кроссворда и проверочной работы

Задание 1

Составить кроссворд по теме «Экономическое развитие; аграрное производство; крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства».

Норма времени: 3 часа

Содержание работы

P Повторить тему «Россия в ХVII – ХVIII веке»

P Выписать термины и даты в словарь

P Составить кроссворд по теме (не менее 20 слов), применяя правила составления кроссворда

Формат выполненной работы: Кроссворд

Критерии оценки: правильность составления кроссворда, количество слов в кроссворде

Контроль выполнения: разгадывание кроссвордов однокурсников

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Конспекты занятий

3. Словарь исторических терминов и дат

4. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.

Задание 2

Ответить на контрольные вопросы

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007,

с. 271, вопросы 11- 17

Содержание работы

1. Ответить на вопросы в рабочей тетради

11 Перечислите реформы проведенные в России в середине ХУI в 9 Каковы их результаты?
12. Что такое опричнина? В чем ее смысл и последствия?
13. Как происходило закрепощение крестьян в России?
14. Что такое Смутное время? Перечислите основные события этого периода. Что позволило отстоять независимость России?
15. Как развивалась экономика России в ХУII в.? Что нового появилось тогда в экономике?
16. Какое значение имело освоение Сибири?
17. Какие изменения в государственном управлении произошли в России в ХУII в.?

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради

Критерии оценки: правильность ответов

Контроль выполнения: беседа, проверка тетрадей

Самостоятельная работа № 7

Тема 4.6 Россия в ХIХ веке

Цель: расширить представления о событиях в России в ХIХ веке, уметь анализировать историческую информацию, представленную в художественных произведениях, представлять результаты изучения исторического материала в форме аннотации.

Задание 1

Подготовить доклад по теме «Отечественная война 1812 года».

1. Наполеоновские войны: ход и результаты.

2. Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Норма времени: 3 часа

Содержание работы

Пользуясь рекомендациями в Приложении 3 выполните задание

Формат выполненной работы: доклад

Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.

3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

Задание 2

Заполнить словарь терминов и дат теме «Отечественная война 1812 года».

Норма времени: 1 час

Задание 3

Аналитическая обработка текста: аннотирование.

Содержание работы

1. Прочитать рекомендуемое произведение

2. Выделить главную мысль прочитанного произведения

3. Написать аннотацию на прочитанное произведение (по выбору студента) в рабочей тетради

· Л.Рубинштейн «Дорога победы»

· Л. Толстой «Война и мир»

· Н.Задонский «Денис Давыдов»

· Г..Данилевский «Сожженная Москва»

(Приложение 4)

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: аннотация

Критерии оценки: правильность написания аннотации, умение выделять главную мысль

Контроль выполнения: проверка тетради, обсуждение

Пример аннотации

Серебряков Г. В.Денис Давыдов

Имя Дениса Давыдова стало легендарным еще при его жизни. Герой Отечественной войны 1812 года, верный последователь суворовских традиций, он был одним из инициаторов партизанского движения в России. Денис Давыдов известен и как самобытный поэт, и как автор произведений по истории военного искусства. О жизни «певца-героя», полного мужества и отваги, всегда готового «вновь за родину восстать», и рассказывает автор.

Самостоятельная работа № 8

Содержание работы

1. Повторить тему «Международные отношения в Новое время» по конспекту и учебнику

2. Нанести на контурной карте границы государств к концу XIX века

3. Отметить на карте очаги Европейских войн XIX века

Введение. Основы исторического знания - student2.ru

Для примера на карте обозначены границы Индии

и война в Испании в 1822 году

Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Конспекты занятий

3.Политическая карта мира XIX века

Самостоятельная работа № 9

Задание1

Отметить на контурной карте основные сражения Первой мировой войны

Норма времени: 3 часа

Содержание работы

1. Повторить тему «Первая мировая война»» по конспекту и учебнику

2. Нанести на контурной карте основные сражения Первой мировой войны

Введение. Основы исторического знания - student2.ru

Для примера на карте обозначены 2 сражения

-28 июня 1914 г. Сараево

- 6 сентября 1914 г. р. Марна

Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

- Конспекты занятий

- Политическая карта Европы

Задание 2

Написать реферат по заданным темам.

- Русско-японская война 1904—1905 гг.

- Революция 1905—1907 гг. в России.

- Политические партии в России начала ХХ в.

- Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

- Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

- Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

- Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Норма времени: 3 часа

Содержание работы

P Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

P Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)

P Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложении 1)

Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

3. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000

P Исторические сайты Интернет

Самостоятельная работа № 10

Тема 5.4 Россия в 1917 году

Задание 1

Заполнить исторический словарь терминов и дат по пройденным темам«Первая мировая война», «Россия в 1917 году»

Норма времени: 1 час

Содержание работы

1. В словарь дат выписать основные даты по предложенным темам, например,

28 июня 1914 г – начало 1-й мировой войны

2. В словарь терминов выписать новые исторические термины, понятия, обозначения, названия, имена, например,

А.А. Брусилов – командующий генерал русской армии. Прорвал оборону австро-германскиих войск (Брусиловский прорыв)

Формат выполненной работы: личный словарь исторических терминов и дат

Критерии оценки: правильность заполнения словаря

Контроль выполнения: проверка словаря, беседа

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2.Конспекты занятий

Самостоятельная работа № 11

Содержание работы

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)

3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложение 1)

Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

3. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005

4.Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.

Самостоятельная работа № 12

Тема 5.6 СССР в 1918 – 1941 гг.

Цель: иметь представление: об идеологическом обосновании в СССР, этапах и итогах Гражданская войны, тоталитарном режиме, уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Задание 1

Заполнить таблицу «Сравнительный анализ тоталитарного режима советской системы с европейскими моделями тоталитаризма»

Норма времени: 2 часа

Содержание работы

- Повторить по учебнику и конспекту тему «СССР в 1918 – 1941 гг.»

- Сделать сравнительный анализ тоталитарного режима советской системы с европейскими моделями тоталитаризма

- Заполнить таблицу в рабочей тетради

«Сравнительный анализ тоталитарного

Режима советской системы с

Задание 2

На контурной карте отметить сражения Гражданской войны

Норма времени: 2 часа

Для примера на карте обозначены:

- - 1918 г., май восстал чехословацкий корпус Транссибирской железной дороги

Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2) Конспекты занятий

3) Политическая карта СССР

Самостоятельная работа № 13

Задание 1

Прочитать художественное произведение об исторических событиях Великой Отечественной войны, составить план рассказа

Норма времени: 5 часов

Содержание работы

1. Прочитать рекомендуемое произведение.

2. Выделить главную мысль прочитанного произведения.

3. Составить план рассказа на прочитанное произведение (по выбору студента) в рабочей тетради (Приложение 6)

Формат выполненной работы: план рассказа

Критерии оценки: правильность написания плана прочитанного произведения, умение выделять главную мысль

Контроль выполнения: проверка тетради, обсуждение на читательской конференции

Рекомендуемая литература:

· Василий Гроссман "Жизнь и судьба", "Народ бессмертен"

· Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"

· Ольга Берггольц "Дневные звёзды"

· Василь Быков "Сотников", "Дожить до рассвета"

· Михаил Колосов "Три круга войны"

· Юрий Бондарев "Горячий снег"

· Симонов "Живые и мертвые"

· Васильев "А зори здесь тихие»

· Александр Покрышкин – "Небо войны"

· Василий Емельяненко – "В военном воздухе суровом

· Валентин Пикуль "Реквием каравану PQ-17"

· Григорий Бакланов "Пядь земли

· Владимир Богомолов "Момент Истины"

· Эдуард Асадов- "Зарницы Войны"

· Юлиан Семёнов- "Семнадцать мгновений весны"

· Константин Воробьёв -"Убиты под Москвой"

Задание 2

На контурной карте отметить фронты и Великой Отечественной

войны

Для примера на карте обозначен Битва за Москву, 1941

1941, Битва за Москву

Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

14 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

15 Конспекты занятий

16 Политическая карта СССР

Самостоятельная работа № 14

Самостоятельная работа №

Тема: Подготовка к промежуточной аттестации (8 часов).

Содержание работы

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Недельный бюджет учебного времени студента состоит из двух частей:

- работа по учебному расписанию (обязательная учебная нагрузка) – 36 часов;

- внеаудиторная самостоятельная работа - примерно 16-18 часов в неделю.

Для того чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы по дисциплинам, включая расширение кругозора, необходимо заниматься самостоятельно не менее 2,5-3,0 часов ежедневно, кроме выходных дней. Самостоятельная работа будет более эффективной при условии соблюдения нескольких довольно простых правил:

- начинать самостоятельные занятия следует с первых же дней учебы, так как пропущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы невозможно;

- первоочередной задачей организации самостоятельной работы, является составление расписания порядка дня, которое даст общее направление в работе, установит перспективу;

- труд, в особенности умственный, требует умения сосредоточить внимание;

- увеличение производительности труда состоит в экономии времени. Сосредоточенная умственная работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомляет, чем неорганизованный труд. Следует использовать не только малые промежутки времени, остающиеся незаполненными, но и утиль-время, т.е. время ожидания, время проезда. Надо постепенно, настойчиво и непрерывно воспитывать в себе способность экономить время, ускорять темп письма, чтения, ориентировки;

- одним из важнейших факторов, влияющих на производительность умственного труда, является порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки, благоприятствующее работе;

- работа без отдыха в течение многих часов малопродуктивна и вредна для здоровья. Длительная умственная работа так же, как и длительная физическая работа, дает наилучшие результаты, если установлен правильный ритм, при котором усиленная деятельность чередуется с паузами отдыха. Очень продуктивная форма работы – переключение на другую работу или занятие спортом;

- самоконтроль - это умение контролировать и оценивать результаты учебной работы, и на этой основе управлять процессом овладения знаниями.

Проверка самого себя включает:

- умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;

- умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;

- умение критически оценивать результаты своей деятельности (самооценка).

Способы самоконтроля могут быть следующими:

- перечитывание написанного текста и сравнение его с текстом учебной книги;

- повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;

- пересказ прочитанного;

- составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;

- рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;

- самотестирование;

- участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ, рефератов своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; написание отзыва, рецензии и т.п.).

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

За время учебы в колледже вы должны будете прочитать много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы на родном и иностранном языках. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с текстовыми материалами.

По степени проникновения в содержание различают чтение:

-просмотровое- обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомиться с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения;

-ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу;

-изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию и нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные перед вами вопросы.

Наши рекомендации