Виды зданий и сооружений, в которых размещаются магазины. Особенности организации оперативных процессов в магазинах.
Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам. По типу здания магазины могут быть: в составе торговых центров, в специальных отдельно стоящих зданиях, встроенные, встроенно-пристроенные.
Магазины в составе торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной 'экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.
Специальные отдельно стоящие здания обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любою жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются хозяйственные дворы магазинов от жилых домов.
Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается в первых этажах жилых домов, административных зданий или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений магазина находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы первого этажа. Эти магазины имеют ограниченные габариты (малая ширина и высота), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования, транспортных средств, загрязненность территории и т.п.).
По капитальности сооружения торговые здания подразделяются на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть).
По особенностям объемно-планировочных решений торговые здания подразделяются на одно- и многоэтажные, с подвалом или без него. Современные проекты торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривающей строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, не требуют средств механизации для вертикального перемещения товаров и обеспечивают наилучшие условия для торгово-технологичес-кого процесса. Вместе с тем одноэтажные здания требуют большей территории застройки, что при высоких ставках за аренду земли экономически невыгодно.
Основные требования, предъявляемые к торговым зданиям-магазинам:
• технологические — наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;
• архитектурно-строительные — использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;
• технические — обеспечение необходимых влажности воздуха, температуры, освещенности;
• эстетические — оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;
• экономические — эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.
Технико-экономические показатели здания магазинов:
Отношение торговой площади к общей площади магазина:
К = SТ/S0,
где Sт — торговая площадь;
S0 — общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Оперативные процессы-сложный комплекс связанный с доведением товаров до покупателей. состоит из 2х взаимодополняющих процессов: -торговый,- технологический. Торговый процесс- это смена форм стоимости,т.е потребительская стоимость товара обменивается на денежную стоимость. Торговый процесс связан с деятельностью кассиров-контролеров, менеджеров,управленцев. Технологическиё процесс- связан с обработкой товаропотоков и осуществляется в не зоны действия покупателей. Имеет следующие этапы: 1.выгрузка поступившего транспорта (дебаркадер).2. процесс приемки товара по кол-ву и качеству.приемка осуществляется в 2 этапа: А)первичная приемка по кол-ву (по кол-ву отгрузочных мест-ящики и т.д. документы- счет-фактура, товаротранспортная накладная). Б) вторичная приемка по кол-ву и качеству:- сплошная приемка (вскрываем потребит упаковку каждого изделия). –выборочная приемка (15-30% от партии). По качеству: на сенсорное ощущение или независимый эксперт. 3.перемещение товаров (коридоры 2 м). 4.хранение товаров (принцип сосед хранения,влажность) 5. Подготовительные процессы (подготовка товара к продаже). 6 этап выкладки товаров в торговом зале – мерчендайзер (маркетинг розн тп,стимуляция, убеждение потребителей к покупке. Выкладка товаров или зонирование товарных линий осуществляется путем использования след методов: -вертикальная выкладка (метод выкладки, при котором одноименные товары выкладываются вертикально в несколько рядов. Преимущество такой выкладки состоит в хорошем обозрении товаров, а недостатком считается увеличение площади выкладки. Такой метод наиболее подходит для магазинов самообслуживания, располагающих торговым залом большой площади), -горизонтальная выкладка (товары 1 подгруппы на 1 горизонте), -выставочная выкладка, -корпоративная выкладка (бренд,марка). Выкладка зависит от высоты оборудования.мертвая зона-0-80. 7. Отбор товара или торговый процесс (вместе с торг услугами). Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок. Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.