Формы и звенность товародвижения
Рациональная организация движения товаров является важнейшей задачей, стоящей перед предприятием розничной торговли. Установление кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в магазин возможно при условии правильного, оптимального выбора районов потребления и пунктов производства, установления оптимальных схем направлений грузопотоков на транспорте. Выбор кратчайших путей товародвижения ускоряет процесс перемещения товаров, исключает нерациональные перевозки
Эффективность использования транспортных средств характеризуется совокупной стоимостью перевозок товаров и погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании. Она зависит от выбора соответствующего вида транспорта для перевозок товаров; степени использования транспортных средств за счет увеличения перевозок, например сборными вагонами, контейнерами, уменьшения мелких отправок; повышения производительности единицы транспортных средств за счет более эффективного использования грузоподъемности, сокращения простоев и др. Большое влияние на ускорение движения товаров из пунктов производства в розничную сеть оказывает правильный выбор формы товародвижения.
Существуют две формы товародвижения: складская и транзитная. При складской форме товары проходят через промежуточные складские звенья, что замедляет скорость товародвижения и увеличивает издержки по хранению и продаже товаров. С этой точки зрения складская форма товародвижения является нерациональной.
Снабжение розничной торговой сети товарами в подсоротированном виде способствует ускорению товарооборачиваемости, снижению сверхнормативных товарных запасов, улучшению обслуживания покупателей. Это оправдывает складскую форму товародвижения.
Однако прохождение товаров через каждое дополнительное звено влечет за собой увеличение расходов на погрузочно-разгрузочные работы, приемку, хранение, отпуск, учет товаров, а иногда и потерю ими товарного вида, качества.
Практика организации движения товаров в розничную сеть показывает, что для большинства крупных городов характерно прохождение товаров через одно складское звено, максимально приближенное к розничной торговой сети. Существование в ряде случаев дополнительных звеньев объясняется некоторыми специфическими факторами. Например, в условиях измельченности и рассредоточенности розничной сети нередко возникает необходимость в дополнительном складском подсортировочном звене.
Коэффициент звенности товародвижения представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю.
Обобщенно коэффициент звенности показывает, сколько раз товар был продан в сфере обращения.
Различают два вида коэффициента звенностиматериалопотоков: торгово-организационный и складской.
Торгово-организационный коэффициент звенности рассчитывается как отношение валового товарооборота предприятия или торговой системы (Ов) к чистому товарообороту (Оч) за определенный период.
На величину коэффициента звенности может влиять изменение объема запасов, не только в оптовых, но и в розничных звеньях.
Складской коэффициент звенности. Он отражает количество трансформационных пунктов (баз, складов, магазинов), который проходит материальный поток до конечного потребителя. В последнем случае рассчитывается также коэффициент перегрузки.
В логистике коэффициент перегрузки представляет собой среднее количество операций, произведенное с каждой физической единицей груза (тн., шт.) в процессе выполнения перегрузочных работ. Коэффициент перегрузки определяется путем деления суммы тонно- или штукоопераций на количество физических тонн.
Благодаря четкости структуризации путей движения потоков на цепи и звенья удается осуществлять деятельность логистических систем управления, как поточную. Это помогает избегать традиционных и непредвиденных сбоев в работе и следующих за ними потерь.
37.Экономическая сущность понятие «транзит»
Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Такая форма снабжения магазинов применяется по скоропортящимся товарам и товарам, не требующим подсортировки (хлеб и хлебобулочные изделия, напитки, стройматериалы, мебель и т. д.). Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения нормы единовременной отгрузки.
Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь.
Существуют следующие виды транзита:
- с вложением собственных средств, или твердорасчетный транзит;
- без вложения собственных средств, или организуемый транзит;
- прямой транзит (хлеб, молоко, колбаса).
Твердорасчетный транзит означает оплату оптовым предприятием счетов поставщика с последующим предъявлением своих счетов покупателям.
При организуемом транзите поставщик представляет счета не оптовой базе, а непосредственно магазину или розничной фирме.
Применение твердорасчетного транзита усложняет расчеты, вызывает необходимость оформления многочисленных документов, двойного кредитования банком участников оборота и, в конечном счете, ведет к увеличению звенности, т.е. применение этого транзита менее экономично по сравнению с организуемым оборотом. С этой точки зрения транзит без вложения средств более целесообразен, так как в этом случае упрощаются расчеты за товары, роль оптовой торговли сводится в основном к регулированию поставок.
Расширению транзитной формы товароснабжения содействует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки.
Транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов
38.Оперативное управление работой на складах. Основные принципы рациональной организации складских операций.
Рациональная организация складских операций позволяет руководству предприятия иметь необходимые сведения о наличии товарно-материальных ценностей на складах и своевременно принимать решения об их пополнении и бесперебойном обеспечении производства.
Организация складских операций включает следующие основные элементы: приемку, хранение, учет и контроль за отпуском материальных ценностей.
Приемка материалов бывает количественная и качественная. В приемке участвуют работники складов и специалисты, имеющие дело с принимаемыми ценностями. Например, в приемке оборудования принимают участие работники ОГМ, в приемке основных материалов для производства продукции - работники ОТК.
Поступающие на склады материальные ценности сопровождаются соответствующими документами (накладными, счетами-фактурами, спецификациями). На складах проверяют, соответствие количества и качества поступающих материальных ценностей сопровождающими их документам. Материалы, поступившие без накладных или актов ОТК о приемке, хранятся отдельно до их оформления.
На принятые материалы составляются приемочные акты или ордера. На забракованные материальные ценности составляются оперативно-технические акты, служащие в дальнейшем основанием для предъявления рекламаций поставщикам. Непринятые материалы поступают на ответственное хранение до получения указаний от поставщика об их дальнейшем использовании. Правильное определение количества и качества принимаемых материальных ценностей устраняет возможность злоупотреблений, а также содействует борьбе с потерями материалов.
За каждой группой товарно-материальных ценностей на складах закрепляется определенное место. При этом необходимо, чтобы обеспечивались: удобство выполнения приемных и отпускных операций; максимальная механизация и автоматизация загрузки, погрузки и перемещений; сохранность количества и качества; противопожарная безопасность; легкость проверки качества и количества; наиболее полное использование площади и кубатуры складских помещений.
Учет товарно-материальных ценностей на складах должен отражать их движение (приход и расход), а также их наличие. Учет материалов ведется на карточках, которые открывают для материала каждого вида. В карточках отражаются величина минимального, максимального и страхового запасов (установленных); наличие, поступление и расход. Об уровне запаса сообщается соответственно ОМТС, инструментальному отделу или другому подразделению предприятия.
Бухгалтерия предприятия должна контролировать и анализировать работу всех заводских и цеховых складов в соответствии с принципом материальной ответственности складских работников за правильное использование вверенных им ценностей.
Контроль работы складов бухгалтерией предприятия проводится по приходно-расходным карточкам складов и учетным карточкам. Учитываются установленные нормы потерь, осуществляется систематическая инвентаризация складов и сопоставляются фактические и документальные остатки товарно-материальных ценностей.
Задачи анализа складских операций сводятся к:
Выявлению и пресечению всех случаев сверхлимитной выдачи материальных ценностей цехам;
Обеспечению правильного учета движения материальных ценностей по складам;
Обеспечению своевременной выдачи материалов из заводских складов в цеховые, а из цеховых - на производственные участки;
Проверке правильности установленных размеров страховых запасов, точек заказа и максимальных запасов;
Определению размеров и причин потерь материальных ценностей на складах.
39.Стратегия развития внутренней торговли РФ на 2010-2015гг
28.06.2010 - Правительственная комиссия РФ 30 июня рассмотрит стратегию развития торговли на 2010-2015гг. и период до 2020г.
Правительственная рабочая группа по координации работы по реализации закона о торговле под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова 30 июня 2010г. рассмотрит стратегию развития торговли на 2010-2015гг. и период до 2020г. Как говорится в сообщении Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг), стратегия направлена на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики, и способствует модернизации экономики России.
Основная цель стратегии - создание товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы), и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).
Как сообщили в Минпромторге, для успешной реализации стратегии необходимы повышение эффективности регулирования сектора торговли; развитие инфраструктуры торговли; стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах; снижение кадрового дефицита в торговле; обеспечение необходимого уровня конкуренции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; стимулирование развития дистанционной торговли.
Основными целевыми индикаторами стратегии стали обеспеченность площадями современного формата, доля современных форматов в обороте, доля основных пяти торговых сетей в общем объеме оборота торговли, доля дистанционной торговли; уровень конкуренции в торговле.