Понятие о товарном ассортименте и показатели, характеризующие состояние ассортимента магазина.
Ассортимент товаров — это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.
Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на продовольственные и непродовольственные товары.
С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).
Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, т. е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж.
Показатели, характеризующие состояние ассортимента товаров в магазине:
Широта ассортимента ,
Глубина ассортимента
Структура ассортимента
Полнота ассортимента
Обновляемостъ ассортимента.
Особое место среди показателей состояния ассортимента занимает показатель его рентабельности. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектам запланированного размера чистой прибыли, т.е. определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.
30.Принцыпы размещения товаров в торговых залах магазина.
Система расположения товаров на площадях торгового зала, других помещений магазина или на отдельных участках рабочего места продавца по определенным ассортиментными признаками, присущими отдельным товарам (вид, группа, артикул, размер, фасон, сорт) называется размещение товаров.
Операции, выполнение которых обеспечивает создание такой системы, называют размещением товаров в торговом зале. Общий комплекс работ по размещению товаров в торговом зале включает два принципиально различных вида работ:
1) определение мест размещения товаров отдельных товарных групп (или потребительских комплексов) в торговом зале на основе предварительно разработанных планов (карт, схем технологического планирования торговых залов) и распределение торговой площади под отдельные группы (потребительские комплексы);
2) определение мест расположения отдельных подгрупп и наименований товаров на торговом оборудовании на основе схемы развертывания оборудования и осуществления непосредственного преподавания товаров.
Следовательно, операции по размещения товаров в торговом зале непосредственно связаны с дальнейшими технологическими операциями по выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании. В магазинах, реализующих товары через прилавок обслуживания, размещение товаров заключается в их заключении на рабочем месте продавца в целях облегчения условий его работы; в магазинах самообслуживания размещение товаров создает предпосылки для дальнейшей выкладки их на торгово-технологическом оборудовании торгового зала.
Рациональное выполнение операций по размещению товаров способствует сокращению затрат труда торгового персонала на пополнение запасов товаров в торговом зале и правильному формированию потоков покупателей, экономит их время на осмотр и выбор товаров и повышает культуру торгового обслуживания, обеспечивает повышение пропускной способности магазина и эффективности его работы. При этом важно правильно выбрать зоны, места и последовательность расположения товаров отдельных групп на площади торгового зала, размеры площади для организации торговли товарами определенного назначения или товарной группы.
Работа по определению мест размещения товарных групп и размеров площади, которая для них выделяется в торговом зале магазина, тесно связана с разработкой схем технологического планирования торговых залов и базируется на учете специфики ассортимента товаров, которые должны реализовываться в магазине, применяемых методов их продажи, особенностей объемно-планировочных решений торгового зала и расположение отдельных конструктивных элементов (двери, окна, колонны).
В торговом зале товары размещаются по товарно-отраслевому принципу или по комплексному принципу (по принципу комплексности спроса, взаимозаменяемости товаров или общности назначения).
На размещение товаров влияют традиция, характер и привлекательный внешний вид товара, удобство работы для торгового персонала, рентабельность, необходимость предотвращения краж, удобство для покупателей и личные вкусы администрации магазина.
В процессе разработки схемы размещения товаров:
1) определяют местоположение каждой товарной группы или потребительского комплекса;
2) с учетом удельного веса группы в товарообороте рассчитывают необходимую площадь для размещения товаров;
3) разрабатывают схему технологического планирования торгового зала с указанием на ней зон размещения и выкладки конкретных групп и видов товаров;
4) подбирают соответствующие виды торгово-технологического оборудования для преподавания запасов товаров.
Основные требования по размещению товаров в торговом зале традиционно предусматривают:
• обеспечение широкого выбора товаров;
• соблюдение правил товарного соседства;
• достаточность количества товаров для обеспечения бесперебойности торговли;
• учет движения потоков покупателей;
• обеспечение хорошей видимости и доступности товаров для покупателей;
• обеспечение покупателям возможностей ориентироваться по размещению отдельных комплексов или товарных групп и совершения покупки с минимальными затратами времени на поиск и приобретение товара;
• закрепление за каждой группой товаров (комплексом) постоянных мест размещения; "рациональное использование площади торгового зала для размещения и выкладки товаров.
31.Договоры контрактации, как форма защиты сельхозпродукции.
Договоры контрактации при административно-командной системе опосредовали
обязательные закупки всей сельхозпродукции, производимой в сельском
хозяйстве. Контрактация основывалась на необходимости выполнения
государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции, обязательного
для изготовителя.
В современных экономических условиях закупка осуществляется на добровольной
основе и по рыночным ценам. Эти договоры уже не охватывают процессов
производства продукции и не понуждают заготовителей к оказанию встречного
содействия в производстве продукции.
Договор контрактации в Гражданском кодексе РФ представлен в качестве
разновидности договора поставки, а при реализации продукции для
госнужд - разновидности договора поставки для госнужд.
Вместе с тем заключение договора контрактации или поставки имеет
для товаропроизводителя сельхозпродукции большое значение, так как
за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по договору контрактации
производитель несет ответственность лишь при наличии его вины 538 ГК РФ), а при нарушении договора поставки действует общий принцип
ответственности предпринимателя вне зависимости от вины.
Гражданский кодекс Российской Федерации не дает полного определения
договора контрактации. В нем указано, что по договору контрактации
производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную
продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупку такой продукции
для переработки или продажи.
Законодатель, таким образом, лишь устанавливает признаки этого договора,
которые позволяют отграничить его от других видов договоров.
Договор контрактации отличается особым составом сторон (производитель
сельскохозяйственной продукции и переработчик или ее продавец) и
специфичностью подлежащего передаче товара (сельскохозяйственная продукция).
Следует заметить, что в ГК РСФСР 1964 г. вообще отсутствовало определение
договора контрактации. Он рассматривался как самостоятельный тип
договора и регулировался подзаконными актами - Положением о порядке
заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной
продукции, утвержденным в последней редакции приказом Госагропрома.
торонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной
продукции и ее заготовитель. Производителем может быть юридическое
лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственну
ю продукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской
деятельности, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заготовителем также является предпринимательская структура (коммерческая
организация или гражданин-предприниматель), закупающая сельскохозяйственную
продукцию для последующей продажи либо последующей переработки.
32.Организация поставки товаров для государственных нужд.
Данный вид поставки осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных нужд, каковыми признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Договор поставки товаров для государственных нужд отличается от других договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.
Первой его особенностью является специальный субъектный состав. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков.
Государственным заказчиком может быть:
• федеральный орган исполнительной власти;
• федеральное казенное предприятие;
• государственное учреждение.
Партнером государственного заказчика является поставщик. Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям.
Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами РФ обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.
В договоре поставки товаров для государственных нужд обязательно должно быть предусмотрено такое существенное условие, как оплата товара.
33.Оптово- складская сеть, эффективность ее использования
34.Организация работы оптовых продовольственных рынков.
35.Сущность и взаимосвязь экономических категорий «товародвижение» и «товароснабжение».
36.звенность товародвижения и факторы, ее определяющие.