Существенные условия договора поставки товара
Несмотря на простоту заключения такого договора без указания в нем определенных условий он может быть признан незаключенным и, следовательно, не иметь никакой юридической силы. Такие условия называются существенными условиями договора поставки товара, к которым относятся предмет договора поставки и сроки поставки.
Предмет договора поставки – это условия о товаре, его наименовании, качестве и количестве. Стороны договора должны максимально точно указывать наименование товара, чтобы не допустить его подмену, в том числе указывать реквизиты государственных стандартов, технических условий и прочих документов, которым должны соответствовать поставляемые товары. Детализировать условия о товаре можно и в спецификациях или иных приложениях к договору, подписываемых для каждой конкретной поставки.
Качество товара с точки зрения закона – это соответствие свойств товара требованиям закона, нормативно-правовых актов и договора поставки, а также совокупность признаков, определяющих пригодность товара для его использования по прямому назначению. Продавец товара должен передать покупателю товар надлежащего качества.
Сроки поставки – временные периоды, в рамках которых поставщик обязан передать товар покупателю, эти сроки должны быть согласованы сторонами и прописаны в договоре. Товар по договору поставки может передаваться как одной партией, так и отдельными партиями с определенной периодичностью.
Другие важные условия договора поставки
Заключая договор поставки товара, покупатель должен внимательно отнестись к следующим моментам:
в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки товара, причем раньше срока поставку можно осуществить лишь с согласия покупателя, иначе он может быть просто не в состоянии принять и (или) оплатить товар;
доставка товара по умолчанию (то есть если в договоре не указано иное) осуществляется поставщиком за его счет и его силами путем отгрузки на склад покупателя или в ином им указанном месте;
в договоре поставки товара должен быть установлен момент перехода права собственности на товар, определяющий тем самым момент перехода ответственности и рисков от поставщика покупателю;
порядок поставки товара – отгружается ли он на складе покупателя, передается на складе поставщика или в ином месте;
для перевозки товара должны использоваться тара и упаковка, способные обеспечить его сохранность;
поставщик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при существенном нарушении покупателем его условий – неоднократном нарушении сроков оплаты товара или его неоднократной невыборки (если покупатель не забирает товар со склада поставщика при наличии такой обязанности в договоре);
условия расторжения договора – нередко в договорах присутствует норма об автоматической пролонгации действия договора на новый срок, если одна из сторон заранее не уведомит другую о его прекращении;
в договоре поставки товара должны быть четко прописаны случаи наступления ответственности сторон и размер этой ответственности.
Нарушения условий поставки
К нарушениям условий поставки относятся поставка товара в неполном количестве или в количестве сверх оговоренного, ненадлежащего качества, в ненадлежащем ассортименте.
В случае недопоставки товара покупатель вправе:
потребовать поставки недостающего товара;
не оплатить недопоставленный товар;
купить недопоставленный товар у другого поставщика и потребовать возмещения разницы в цене у нарушившего договор поставщика.
Если поставлен товар ненадлежащего качества, ассортимента, комплектации, покупатель вправе либо вернуть товар поставщику и отказаться от оплаты, либо потребовать замены его на соответствующий условиям договора поставки товара.
Покупателю надо помнить, что о любом подобном решении или действии ему следует уведомлять поставщика в письменной форме: если ему будут поставлены некачественные или некомплектные товары, но он не заявит поставщику об этих недостатках и не потребует их замены или доукомплектования, то в дальнейшем он не сможет потребовать выполнения этих обязательств даже в судебном порядке.
В случае поставки товара в количестве сверх условленного, покупатель может либо принять весь товар и доплатить за излишне поставленный по указанной в договоре стоимости, либо вернуть излишний товар. Сверхнормативные расходы по приему и транспортировке товара возлагаются на поставщика.
В случае просрочки поставки товара покупатель имеет следующие варианты действий:
потребовать у поставщика уплаты неустойки – согласно ставке рефинансирования или иной ставке, предусмотренной в договоре;
отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора при существенном нарушении условий поставщиком – если договор нарушается не в первый раз или недостатки товара не могут быть устранены в приемлемый срок. Как было выше сказано, все свои недовольства стороны должны высказывать друг другу в виде письменных претензий, к составлению которых надо отнестись очень серьезно, и описывать сложившуюся негативную ситуацию подробно и четко.
24.Методы поставки товаров оптовым покупателям.
25.Услуги, оказываемые оптовыми предприятиями покупателям.
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:
-услуги, связанные с покупкой товаров;
-услуги, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
-услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Круг услуг, входящих в указанные группы, показывает таблица 2
Виды услуг, оказываемых населению в розничной торговой сети
Группы услуг
1. Услуги, связанные с покупкой товаров
2. Услуги, связанные с оказанием помощи покупателям
3. Услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина
Виды услуг
1.Упаковка товаров, доставка товаров на дом, прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары
2.Раскрой купленных в магазине тканей; мелкая переделка и подгонка по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине, установка на дому у покупателей приобретенных в магазине товаров сложной бытовой техники
3. Организация кафетерия или буфета; ремонт технически сложных товаров; устройство комнат для детей; камер хранения, оборудование вблизи магазинов стоянок для автомашин и др.
Вид услуг, оказываемых покупателям, их широта зависят от типов розничных торговых предприятий и от мощностей.
Например, в универмагах, в специализированных магазинах одежды, тканей предусматриваются такие услуги, как: раскрой и подгонка одежды по фигуре покупателя. Для этих целей в торговом зале, в стороне от покупательского потока, вне торговой площади, на которой оборудуется рабочее место закройщика, в структуре помещений магазина выделяется помещение мастерской, оборудованное швейной машинкой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.
В современных магазинах номенклатура услуг непрерывно расширяется. В магазинах оказываются, кроме перечисленных и много других удобных для покупателя услуг. К ним относятся: комплектование праздничных наборов из имеющихся в продаже товаров; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей; установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов; прием стеклопосуды у населения, скупка книг у населения и др.
26.Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли.
27.Классиф-я ассортиментных товаров и основные факторы формирования ассортимента в магазине.
28.Правила работы розничных торговых предприятий.
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем предприятия) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности, если такой порядок установлен на данной территории.
3. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется уставом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с соответствующими органами местной администрации при регистрации.
5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.
6. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли устанавливается по решению органов местной администрации. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.
7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.
29.Формирование ассортимента товаров по потребительской.