Международное регулирование внешней торговли. Деятельность ГАТТ/ВТО.
Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей идет как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем.
Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. С этим связано создание соответствующего международного института - Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
ГАТТ было подписано в Женеве в 1947 г. и представляло собой многосторонне международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения меду странами-участницами. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена.
В 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ.
ВТО– это международная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.Цель ВТО: либерализация мировой торговли и создание ее правового поля.
Всемирная торговая организация (ВТО) включает:
1. Генеральное соглашение по торговле и тарифам (GATT).
2. Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS).
3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS).
Согласно положениям ГАТТ/ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф. В результате деятельности ГАТТ/ВТО средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран снизилась с 40% в 40-х годах до 3% в конце 90-х годов.
Сама организация является форумом, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров (раундов) формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути. К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
Более 90% от всего мирового торгового оборота регулируется правилами ВТО.
На 1 января 2012 года полноправными участниками ВТО являлись 153 государства. Еще 31 государство имеет статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь, ведут переговоры о присоединении к данной организации.
Основополагающие принципы ГАТТ/ВТО:
1. Равные права и торговля без дискриминации. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.
2. Прозрачность. Члены ВТО должны публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
3. Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;прогрессивноеснижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров.
4. Отказ от использования методов нечестной конкуренции
5. Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров;взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
Важнейшие преимущества страны (и Республики Беларусь) от вступления в ВТО:
1. Недискриминационные условия торговли с более 150 государствами-членами ВТО вследствие распространения режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
2. Более предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения.
3. Обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны.
4. Уменьшение тарифных барьеров при доступе на новые рынки.
5. Возможность получения определенных льгот.
6. Укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.
Основными негативными последствиямивступления РБ в ВТО могут быть:Открытая конкуренция белорусских и иностранных товаропроизводителей.Издержки, связанные с членством в ВТО