Занятие 16. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг.
1. Вставьте пропущенное:
Австро-Венгрия к началу XX века демонстрировала все большую слабость. Опору своей власти династия Габсбургов видела в военной и экономической мощи ___________________________________. Многонациональную Австро-Венгрию разрушал __________________________________________в, при этом наиболее ненадежным элементом в империи считались славяне. Для Габсбургов была неприемлема идея создания сильного славянского государства на Балканах, которую отстаивала Россия.
2. Вставьте пропущенное:
В Италии на первом месте стояла проблема __________________________________________. Часть земель с преобладанием итальянского населения (в частности, Южный Тироль) еще оставалась в составе Австро-Венгрии. Сохранялись надежды на возвращение Италии Ниццы и Савойи, в середине XIX века уступленные Франции. Относительная военная и экономическая слабость Италии заставляла ее опасаться конфликтов с крупными европейскими державами. ______________________________________в выборе союзников придавали ее политике непоследовательный характер.
3. Япония, на рубеже XIX-XX веков по уровню экономического развития уступавшая другим державам, испытывала нехватку природных ресурсов и стремилась к созданию колониальной империи за счет экспансии ________________. В борьбе за сферы влияния в Азии Япония имела определенные преимущества: территория ее метрополии с базами флота, наиболее сильного на Дальнем Востоке, находилась в непосредственной близости _________________. В то же время ее конкуренты, хотя и удаленные, превосходили ее по силам.
4. Соотнесите (одному варианту первого столбика соответствуют 1-3 варианта второго и третьего столбиков):
Страна | Основные направления экспансии | Участие в войнах, конфликтах, разделах |
А) США | 1) Юго-Восточная Азия (Филиппины) | 1) В 1899 г. США предложили принять принцип «открытых дверей» |
2) Латинская Америка | 2) 1903 г. – США поддержало сторонников независимости Панамы и она вышла из состава Колумбии | |
3) Китай | 3) Испано-американская война 1899 г. | |
Б) Великобритания | 4) Северная Африка | 4) Англо-бурская война 1899–1902 гг. |
5) Южная Африка | 5) В 1907 г. Россия и Англия разделили Персию (Иран) на три зоны интересов: северную — с преобладанием российского влияния, южную — английского, центральная зона оставалась нейтральной | |
6) Средний Восток: Иран (Персия) | 6) 1882 г. – Великобритания захватила Египет | |
В) Франция | 7) Северная Африка (Марокко) | 7) Помощь в перевооружении армии, строительство железной дороги Берлин — Багдад — Басра |
Г) Германия | 8) Северная Африка (Марокко) | 8) 1905–1906 гг. – марокканский кризис между Францией, Испанией и Германией из-за Марокко |
9) Ближний восток | 9) 1905–1906 гг. – марокканский кризис между Францией, Испанией и Германией из-за Марокко | |
Д) Россия | 10) Япония, Северный Китай (Маньчжурия), Корея | 10) 1894–1895 гг. – японо-китайская война |
11) Средний Восток: Иран (Персия) | 11) 1895–1896 гг. – итало-эфиопская война | |
Е) Италия | 12) Северная Африка (Ливия) | 12) Русско-японская война 1904–1905 гг.) |
13) Восточная Африка (Эфиопия) | 13) В 1907 г. Россия и Англия разделили Персию (Иран) на три зоны интересов: северную — с преобладанием российского влияния, южную — английского, центральная зона оставалась нейтральной | |
Ж) Япония | 14) Корея, Китай. | 14) Русско-японская война 1904–1905 гг. |
15) Корея, Китай. | 15) Итало-турецкая война 1911–1912 гг. |
Запишите ответ
А) | Б) | В) | Г ) | Д) | Е) | Ж) | ||||||||
5. Соотнесите:
А) 1879 г. | 1) договор Германии и Австро-Венгрии, по которому обязывались поддержать друг друга в случае нападения на них России |
Б) 1882 г. | 2) Тройственный союз. Германия и Италия брали на себя обязательства взаимопомощи в случае нападения Франции, Италия обещала Австро-Венгрии нейтралитет в случае ее конфликта с Россией |
В) 1891, гг. | 3) русско-французское соглашение. |
Г) 1893 | 4) русско-французское соглашение. По военной конвенции стороны договорились поддержать друг друга в случае нападения Германии и Австро-Венгрии |
Д) 1894 г. | 5) антияпонский блок европейских государств (Россия, Франция, Германия) |
Е) 1897 г. | 6) договор России с Австро-Венгрией о сохранении существующего положения на Балканах |
Ж) 1904 | 7) заключение англо-французского соглашения о разделе сфер влияния в Африке (договор Антанты) |
З) 1907 | 8) договор России и Японии о разграничении сфер влияния в Китае |
И) 1907 | 9) соглашения Англии и России о разделе сфер влияния в Азии |
К) 1911–1912 | 10) договор России и Японии о разграничении сфер влияния в Китае |
Л) 1912 | 11) Балканский союз (Болгария, Сербия, Греция, Черногория) |
Запишите ответ
6. Соотнесите:
Формы монополий | Характеристики форм монополий |
А) КАРТЕЛЬ —. | 1) простейшая форма соглашений о монополизации рынка между самостоятельными фирмами какой-либо отрасли о ценах, обмене патентами, рынках сбыта и т. п. Картельные соглашения непосредственно затрагивают производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в монополию предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах производства и сбыта товаров, ценах и сроках платежа |
Б) СИНДИКАТ — | 2) более высокая ступень объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданного в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть. Монополия учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката. |
В) ТРЕСТ — | 3) полное объединение производственной, сбытовой, финансовой деятельности, в рамках которого участники, вошедшие в состав монополии, теряют свою производительно-торговую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра. В России наиболее распространенными являются строительные монополии этой формы. |
Г) КОНЦЕРН — | 4) многоотраслевое добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, диверсификации, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Обычно такие группы предприятий объединяются во главе сильного предприятия холдингового типа, которое держит у себя акции. |
Д) КОНГЛОМЕРАТ — | 5) многоотраслевое объединение фирм разного профиля, оперирующих в разных секторах рынка и не имеющих между собой функциональных связей. Цель — получение прибыли за счет игры на курсах акций. |
Е) ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ — | 6) крупнейшее объединение национального капитала с широкой сетью филиалов за пределами своей страны. |
Запишите ответ
7. Соотнесите:
Изобретатель, деятель культуры | Изобретение, область творчества |
А) Братья Райт | 1) Аэроплан |
Б) Э. Резерфорд | 2) Явление радиоактивности |
В) К. Э. Циолковский | 3) Возможность использования ракет для межпланетных сообщений |
Г) П. Пикассо | 4) Авангардная живопись |
Д) Ш. Э. Ле Корбюзье | 5) Авангардная архитектура |
Е) Чарли Чаплин | 6) Немое кино |
Ж) Г. Форд | 7) Автомобиль |
З) Н. Бор | 8) Структура атома |
И) А. Попов и Г. Маркони | 9) Беспроволочный телеграф |
К) А. Эйнштейн | 10) Теория относительности |
Л) Братья Люмьер | 11) Кинематограф |
М) П. де Кубертен | 12) Олимпийское движение XX в. |
Запишите ответ
2. Дайте определение понятиям:
Авангардизм - _____________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Массовая культура –________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Закономерно ли появление таких явлений, как авангардизм и массовая культура, именно в начале XX в.?
Какие процессы в развитии общества могли привести к этим явлениям в культуре?