Переход к индустриальной цивилизации

Древние и средневековую цивилизации исследователи зачастую объединяют термином

«аграрная цивилизация». Иногда их также называют «традиционное общество», но этот тер-

мин чаще используется для обозначения цивилизации Востока. Следующий этап развития

общества обозначают термином «индустриальная цивилизация». Со второй половины XX в.

началось становление новой – постиндустриальной цивилизации.

Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-тех-

ническая революция.

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному осуществлялся в

Европе в XV–XVIII вв. Ключевыми событиями этого процесса явились: Великие географи-

ческие открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; промы-

шленная революция и буржуазные революции XVII–XVIII вв. Общество изменялось. Для

этого изменения в обществознании принят термин модернизация.

Эпоха Возрождения(XIV–XVI вв.). Родиной Возрождения была Италия, поэтому

эпоху часто называют итальянским словом «Ренессанс», т. е. Возрождение. В итальянском

Возрождении можно выделить своеобразные этапы:

– Проторенессанс – вторая половина XIII–XIV вв.

– Раннее Возрождение – XV в.

– Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в.

– Позднее Возрождение – XVI в.

Характерные черты этой эпохи:

1. Возрождение античных ценностей. Возвращение к ним и обусловило название

эпохи.

2. Гуманизм (от лат. humanitas – человечность). Деятели Возрождения провозгласили

культ человека, воспевали духовную и физическую красоту человека, говорили о самоцен-

ности личности.

3. Становление и развитие науки как особой сферы человеческой деятельности. Инте-

рес к человеку способствовал развитию наук: желание изучить физическую природу чело-

века привело к развитию естественных наук, а интерес к духовной стороне человека, к

культуре стал основой для развития общественных наук. Знания стали одной из основных

общественных ценностей.

4. Рационализм. Человеческий разум стал восприниматься как вполне надежный

инструмент познания, возрождались рационалистические воззрения прежних времен, обще-

ство начало ценить время.

Итак, Возрождение заложило основу для развития культуры Нового Времени, выдви-

нуло на первый план идеи антропоцентризма и индивидуализма.

Эпоха Возрождения породила плеяду замечательных мыслителей и художников, про-

славивших свои имена в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре: Данте, Петрарка,

Ариосто, Тассо, Лоренцо Валла, Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Мике-

ланджело, Брунеллески, Альберти.

Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географи-

ческими открытиямивторой половины XV– начала XVI в. В 1492 г. Христофор Колумб

открыл Америку, началось проникновение европейцев в Новый свет. Первое кругосветное

путешествие Фернана Магеллана (1519–1522) способствовало организации новых экспеди-

ций.

Результатом Великих географических открытий явился не только возросший объем

сведений о Земле, ее животном и растительном мире, о населении разных территорий, но и

накопление капиталов и формирование слоя предпринимателей, которые вкладывали деньги

в производство для получения прибыли. Так возникли первые мануфактуры (в Италии в

конце XIV в., в Англии, Франции, Германии в XV–XVI вв.). Начал формироваться капитали-

стический уклад в экономике. Кроме того, Великие географические открытия способство-

вали освоению мирового пространства, развитию торговли, складыванию национальных

и мирового рынков. В отличие от древних «речных», теперь формируется «океаническая»

цивилизация.

Следующей составляющей процесса модернизации явилась Реформация.

Реформация (лат. reformatio – преобразование) – общественное движение в Западной

и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. В узком смы-

сле – проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Началась Реформа-

ция в Германии после того, как в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мар-

тин Лютер выступил с 95 тезисами, резко осудившими догматику католической церкви и

политику папства. Вскоре Реформация охватила большинство стран Европы, после ожесто-

ченного противоборства с католиками победив в Германии, Нидерландах, Шотландии,

Англии, Скандинавских странах. В этих странах получили развитие протестантские цер-

кви и религиозные течения (лютеранское, кальвинистское, цвинглианское, англиканское и

другие). В некоторых странах Европы победила контрреформация (например, во Франции

и Испании). Католическая церковь здесь сохранила свои позиции.

Реформация коренным образом изменила представления людей о традиционных цен-

ностях. Мартин Лютер призвал осудить продажу индульгенций и отказать церкви в роли

посредницы между человеком и Богом. Только личная вера человека может спасти его и

приобщить к благодати. Требуя реформировать церковь, Лютер доказывал, что нужно секу-

ляризировать ее имущество, распустить монашеские ордены и перейти к дешевой церкви.

Однако самое главное в Реформации заключалось в переоценке роли личности. Лишенный

посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки и брать

на себя нелегкую ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких. Трудовая этика

Реформации освящала практицизм и требовала от человека активной созидательной дея-

тельности на основе частного предпринимательства и личного обогащения. Другими сло-

вами, Реформация полностью закрепила в сознании людей принципы индивидуализма, но, в

отличие от Возрождения, основное внимание она уделяла не красоте мира, природы и чело-

века, а предпринимательству, труду, реализации всех внутренних потенций человека. Рефор-

мация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета средне-

векового общества. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения

обрядов, использования национальных языков в богослужении, отмены инквизиции, отказа

от практики продажи индульгенций.

Духовный переворот, заложенный Возрождением и Реформацией, завершило Просве-

щение. Просвещение– это идейное общественное движение в странах Европы и Америки в

XVII–XVIII вв. Наибольшее влияние идеи просветителей оказывали на европейское обще-

ство в десятилетия, прошедшие между Английской и Французской буржуазными револю-

циями. Зародилось Просвещение в Англии, а наибольшего развития достигло во Франции.

Французский язык был в те времена международным, поэтому идеи французских филосо-

фов стали широко известны в других странах. Эти идеи сохраняли свою общественную зна-

чимость и оказывали влияние на мировоззрение людей в эпоху индустриальной цивилиза-

ции:

1) идея разума. Человек может познать мир посредством своего разума (рационализм,

гносеологический оптимизм);

2) идея прогресса. Общество развивается в направлении к лучшему, более совершен-

ному своему состоянию;

3) идея естественных прав личности. Согласно этой идее человек от рождения имеет

право на жизнь, свободу и собственность;

4) теория общественного договора. Суть ее сводится к тому, что государства возникли

в результате добровольного соглашения между гражданами, большинство передало власть

меньшинству в обмен на гарантии личных прав и безопасности. Просветители считали, что

источником власти является народ, поэтому власть должна быть выборной. Кроме того, дол-

жен быть установлен принцип верховенства закона. По мнению некоторых просветителей,

соглашавшихся в этом с Ж.-Ж. Руссо, в случае узурпации власти народ имеет право на сопро-

тивление тирану, на революционное действие. Чтобы злоупотребления властью не происхо-

дило, обществу необходимо разделить власть на три ветви: законодательную, исполнитель-

ную и судебную. Идея разделения властей впервые была предложена Д. Локком, а разделить

власть на законодательную, исполнительную и судебную предложил Ш. Монтескье в работе

«О духе законов» в 1748 г.;

5) идея экономического либерализма. Для изучения экономической сферы обществен-

ной жизни тоже разрабатывались просветительские гипотезы и теории. Английские эконо-

мисты А. Смит и Д. Рикардо установили факт существования рынка, самоуправляющегося

на основе закона спроса и предложения. Смит назвал этот закон «невидимой рукой» рынка.

Просветители заложили основы экономического либерализма, выступив за свободу рынка,

торговли и предпринимательства;

6) идея «разумного эгоизма». Каждый человек, стремясь к личному благу, невольно

содействует процветанию всего общества;

7) идея веротерпимости. Просветители придерживались взгляда на полезную роль

религии как моральной опоры общества, но при этом активно критиковали церковь, осо-

бенно католическую. Вольтер с негодованием писал по ее поводу: «Раздавите гадину!» И

хотя такую крайнюю позицию занимали немногие просветители, всех их объединяло стре-

мление уменьшить общественную роль церкви, добиться секуляризации церковных земель;

8) идея просвещения народа. Просветители считали развитие просвещения и образо-

вания важнейшим средством преобразования общества. Они внесли свой конкретный вклад

в этот процесс: в 1751–1780 гг. была составлена 35-томная «Энциклопедия» под редакцией

Д. Дидро. Идея просвещения была настолько близка и важна мыслителям этой эпохи, что

сохранилась в ее названии.

Таким образом, можно сказать, что просветители заложили основы концепций пра-

вового государства и рыночной экономики, которые стали фундаментальными идеями для

индустриальной цивилизации.

Завершающим этапом модернизации, т. е. преобразования традиционного общества в

индустриальное, был промышленный переворот (промышленная революция). Под про-

мышленным переворотом понимают коренные преобразования в экономике, в результате

которых на месте мануфактурного возникло крупное машинное производство. Родиной про-

мышленной революции была Англия (60—80-е гг. XVIII в.), затем промышленный пере-

ворот начался во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и др. странах. В развитых странах

Европы он завершился в середине XIX в. Как правило, в промышленный переворот пер-

вой вовлекались текстильная и пищевая промышленности, затем он охватывал угледобычу,

машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую

и социальную:

1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного

труда к машинному труду;

2) социальная сторона состояла в быстром развитии новых слоев общества: предпри-

нимателей (буржуазии) и наемных промышленных рабочих (пролетариата).

В результате промышленного переворота промышленность стала основой экономики,

изменилась социальная структура общества. С развитием крупного капиталистического

производства и института частной собственности утвердились либерально-демократиче-

ские ценности не только в экономической, но и в политической и духовной сферах жизни

общества.

Распространение в обществе политических и общегражданских буржуазных сво-

бод, конституционализма, парламентаризма происходило в ходе буржуазных и бур-

жуазно-демократических революцийXVI–XIX вв. Первая буржуазная революция про-

изошла в Голландии (1566–1609). Исключительное влияние на судьбы Европы имела

Английская буржуазная революция. Ее хронологические рамки остаются спорными, при-

мерно 1640–1660 гг. Иногда к революционной эпохе относят и так называемую «Славную

революцию» 1688 г. Война за независимость Североамериканских колоний рассматривается

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

историками как буржуазно-демократическая революция (1775–1783). Великая французская

буржуазная революция 1789–1794 гг. имела далеко идущие последствия, способствовала

приходу к власти во Франции Наполеона Бонапарта, войнам и катаклизмам XIX столетия.

Современные цивилизации

Термин «индустриальное общество» в научный оборот был введен Анри де Сен-Симо-

ном. Принято считать, что формирование индустриального общества завершается в эпоху

промышленной революции. Иногда в развитии индустриального общества выделяют этапы:

– с конца XVIII – до середины XX в. – раннее индустриальное общество;

– с середины XX в. – по сей день – зрелое индустриальное общество.

Нередко второй период развития индустриального общества определяют как самосто-

ятельную ступень социального развития. Тогда говорят о постиндустриальном, информаци-

онном обществе.

Индустриальное общество характеризуется:

1) в экономической сфере: преобладанием промышленности над сельским хозяйством,

машинного труда над ручным, высоким уровнем разделения труда, высокой производитель-

ностью труда, массовым производством, использованием научных технологий в производ-

стве, высоким уровнем развития конкуренции, формированием рыночной экономики;

2) в социальной сфере: урбанизацией, высокой социальной мобильностью, социальной

защищенностью личности;

3) в политической сфере: приоритетным положением личности, с ее правами и сво-

бодами, по отношению к государству и обществу, существованием гражданского общества

и правового государства, признанием верховенства закона, принципа разделения властей и

демократических ценностей;

4) в духовной сфере: ценностями гуманизма, индивидуализма, признанием самоцен-

ности личности, свободой слова (идеологическим плюрализмом), веротерпимостью, раци-

онализацией жизни, обмирщением культуры, высоким уровнем развития образования.

Негативная сторона технического прогресса нашла свое выражение в распространении ути-

литарных, потребительских ценностей.

В результате научно-технической революции (НТР) середины XX в. человечество всту-

пило в фазу постиндустриального, информационного общества. Американский социолог

и политолог З. Бжезинский видел здесь основную заслугу в общественной деятельности

США: «Если Рим дал миру право, Англия – парламент, а Франция – культуру и националь-

ную республику, то современные Соединенные Штаты Америки дали научно-технический

прогресс и массовую культуру». Мировоззрение и даже обыденное мышление отдельного

человека в постиндустриальном обществе находятся в тесной зависимости от СМИ (средств

массовой информации). Информация становится одним из основных ресурсов и ценностей,

на ее обработку, хранение и передачу тратятся значительные общественные ресурсы. Сфера

образования, сохранения, умножения и транслирования знаний также становится одной

из основных в жизни общества. Сохраняются элитарные научные учреждения, но парал-

лельно формируются и бурно растут институты массовой культуры. Для производства на

этой стадии общественного развития характерны использование высоконаучных техноло-

гий, трансформация человеческого труда (труд обезличивается, производства автоматизи-

руются), постоянное обновление технической базы. Высокий уровень развития техники и

средств массовой информации способствует возрастанию интеграции мирового сообщества.

Наши рекомендации