Экономические последствия международной миграции капитала

Воздействие международной миграции капитала на экономику стран можно рассмотреть на следующем графике (рис 2.2).

i Экономические последствия международной миграции капитала - student2.ru
Экономические последствия международной миграции капитала - student2.ru

Рисунок 2.2 — Экономические последствия международной миграции капитала

Пусть в стране А объем капитала GK, а спрос и предложение капитала установили ставку процента iА. Капитал страны А создает объем производства равный AEKG. В стране В объем капитала составляет KL, спрос и предложение обеспечивают ставку процента iВ.Объем производства имеющимся капиталом в стране В составляет BDKL. В стране А кредиты более дешевые и кредиторам выгоднее давать их стране В, где ставка процента выше. Заемщикам более выгодна ситуация страны А, где кредиты дешевле. При наличии международного движения капитала кредиты из страны А начнут перетекать в страну В, ставка процента в обоих странах уравновесится на уровне i0. Капитал страны А в размере НК уйдет в страну В. Объем производства в обоих странах увеличится и составит ACBLG, прирост составит CDE, из которых CME будет платой страны В за капитал страны А, а CMD — выигрыш страны В от иностранных инвестиций. Таким образом, обе страны имеют чистый выигрыш от международного движения капитала. Регулирование ММК необходимо, поскольку в обеих странах есть и потерпевшие и выигравшие.

Следует также учесть влияние транснациональных корпораций на национальную экономику, так как основная масса прямых иностранных инвестиций поступает в форме создания дочерних предприятий ТНК в данной стране.

Существенная часть международной миграции капитала приходится на прямые зарубежные инвестиции. В соответствии с методикой статистики платежного баланса МВФ, прямые зарубежные инвестиции — это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятие прямого инвестирования). Прямые зарубежные инвестиции являются реальными инвестициями в материальные ресурсы, производство, инфраструктуру, оборотные средства, технологии, менеджмент и экспертизу.

Прямые иностранные инвестиции позволяют осуществить капиталовложения сверх уровня национальных сбережений, повысить производительность труда, обеспечить рост экспорта, доходов и совокупного спроса, развитие внутреннего рынка через воздействие на поставщиков и конкурентов, улучшать навыки работников производства, повышать их практический опыт и квалификацию, заставляют работать по мировым стандартам качества, сокращают эмиграцию. В конечном итоге, появляется возможность финансирования дефицита бюджета и дефицита счета текущих операций платежного баланса, с эффектом мультипликатора обеспечивается прирост ВВП. Использование зарубежного капитала в форме прямых инвестиций позволяет повысить эффективность развития всей экономики, способствует экономической и политической стабильности общества.

Мотивами осуществления прямых зарубежных инвестиций являются:

1) стремление к технологическому лидерству как условия конкурентного преимущества на рынках;

2) оптимизация размера корпорации и экономия масштаба организации

3) доступ к иностранным природным ресурсам для надежного обеспечения собственного производства иностранным сырьем

4) борьба за новые, в том числе и иностранные, рынки сбыта, преодоление импортных барьеров

5) снижение себестоимости и увеличение конкурентоспособности своей продукции за счет рассредоточения производства и рационализации отдельных операций воспроизводственного процесса

6) внедрение единой системы управления предприятиями корпорации, организация внутреннего рынка, создание рекламно-информационной сети

7) установление прочного контроля над рынками иностранных государств не только через филиалы материнских компаний и смешанные предприятия, но и с помощью союза с политическими элитами, через которые оказывается многоаспектное влияние на принимающие государства

8) рационализация налогообложения за счет использования специфических черт налоговых систем стран, в которых работает корпорация.

Реализация различных сочетаний и пропорций этих базовых стратегических установок породила все многообразие стратегий и организационных структур ныне действующих транснациональных корпораций (ТНК).

Прямое инвестирование не всегда связано с международной миграцией капитала. Часто материнская компания средства для вложения физического капитала получает в самой принимающей стране в виде кредитов, а свой вклад в производство ограничивает нематериальными активами (торговой маркой, производственным и управленческим опытом, др.). Когда предприятие становится прибыльным, оно начинает развиваться за счет реинвестирования прибылей.

Высокие темпы роста объемов прямых инвестиций объясняются перестройкой в мировом хозяйстве: транснациональные корпорации вывозят за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, целью которого является длительный характер получения прибыли. В последние десятилетия движение значительной части международного капитала продолжает осуществляться преимущественно между развитыми странами — в них сосредоточена основная часть мирового капитала, и они же являются наименее рисковыми с точки зрения вложения капитала.

Значительная часть прямых иностранных инвестиций приходится на три главных центра мировой экономики — США, Европейский Союз и Японию. На их долю приходится 85% оттока мировых ПИИ и ¾ их притока. Сведения об основных странах-инвесторах и реципиентах в 2000 г. свидетельствует таблица 1.

Таблица 2.1 — Основные страны-инвесторы и реципиенты ПИИ

(2000 г., доля от мировых ПИИ, %)

№п/п Основные страны-инвесторы Объем ПИИ №п/п Основные страны-реципиенты Объем ПИИ
Великобритания 20,1 США 25,1
США 14,6 Великобритания 9,3
Франция 11,8 Германия 8,4
Германия 8,6 Бельгия и Люксембург 7,5
Бельгия и Люксембург 8,1 Нидерланды 4,4
Нидерланды 6,0 Китай 4,1
Испания 4,0 Франция 4,0
Гонконг (Китай) 3,5 Канада 3,6
Канада 3,4 Гонконг (Китай) 3,4
Швейцария 3,3 Швеция 3,3
  ИТОГО 83,4   ИТОГО 73,1

В современной глобальной экономике значительные масштабы ПИИ получили в последнее десятилетие, в период технологического обновления экономики развитых стран, в основе которого лежит рост информационных технологий. Ежегодный прирост их составил 40%.

В страны с переходной экономикой иностранных инвесторов привлекает необходимость поиска и развития новых рынков сбыта, сырьевых, природных ресурсов, дешевой и/или квалифицированной рабочей силы. Для СПЭ характерна развитая инфраструктура, технологические особенности предприятий, торговые марки, высокий потенциальный потребительский спрос, гарантии инвесторам.

Факторами, способствующими привлечению инвестиций, являются:

· уровень экономической свободы в стране

· адекватная современной социально-экономической ситуации нормативно-правовая база, в которой содержатся гарантии государства по защите инвестиций, благоприятная инвестиционная политика

· большие размеры внутреннего рынка страны и хорошие перспективы его развития

· наличие необходимых для развития ресурсов и специалистов; ориентированная на привлечение инвестиций макроэкономическая политика, включая взвешенную денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политику

· либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора

· общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей

· близость страны к крупным региональным рынкам

· наличие современных научных центров

· развитая инвестиционная инфраструктура (системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи, др.)

· соблюдение страной инвестиционных принципов (недискриминационный подход к странам-донорам; предоставление национального режима деятельности для иностранных инвесторов; устранение барьеров при ввозе капитала; минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений; избежание двойного налогообложения; отказ от экспроприации инвестиций кроме как в соответствии с нормами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации; разрешение споров путем консультаций, переговоров или через арбитраж, др.).

Для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью характерно «бегство капитала». Оно осуществляется непереведением экспортной выручки, занижением экспортных и завышением импортных цен при бартерных сделках, авансовыми платежами под фиктивные импортные контракты без последующей поставки товара и зачисление валютной выручки на зарубежные счета резидентов страны, упущенной выгодой в рамках внешнеторговых операций, контрабандным вывозом СКВ, др.

Следует контролировать банковские учреждения, осуществляющие операции по переводу капитала, осуществлять таможенно-валютный контроль бартера, репатриации выручки от экспорта-импорта товаров и услуг, лицензирование операций по вывозу капитала, создавать благоприятный инвестиционный климат в стране.

Наши рекомендации