Экономические последствия международной миграции капитала
Воздействие международной миграции капитала на экономику стран можно рассмотреть на следующем графике (рис 2.2).
|
Рисунок 2.2 — Экономические последствия международной миграции капитала
Пусть в стране А объем капитала GK, а спрос и предложение капитала установили ставку процента iА. Капитал страны А создает объем производства равный AEKG. В стране В объем капитала составляет KL, спрос и предложение обеспечивают ставку процента iВ.Объем производства имеющимся капиталом в стране В составляет BDKL. В стране А кредиты более дешевые и кредиторам выгоднее давать их стране В, где ставка процента выше. Заемщикам более выгодна ситуация страны А, где кредиты дешевле. При наличии международного движения капитала кредиты из страны А начнут перетекать в страну В, ставка процента в обоих странах уравновесится на уровне i0. Капитал страны А в размере НК уйдет в страну В. Объем производства в обоих странах увеличится и составит ACBLG, прирост составит CDE, из которых CME будет платой страны В за капитал страны А, а CMD — выигрыш страны В от иностранных инвестиций. Таким образом, обе страны имеют чистый выигрыш от международного движения капитала. Регулирование ММК необходимо, поскольку в обеих странах есть и потерпевшие и выигравшие.
Следует также учесть влияние транснациональных корпораций на национальную экономику, так как основная масса прямых иностранных инвестиций поступает в форме создания дочерних предприятий ТНК в данной стране.
Существенная часть международной миграции капитала приходится на прямые зарубежные инвестиции. В соответствии с методикой статистики платежного баланса МВФ, прямые зарубежные инвестиции — это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятие прямого инвестирования). Прямые зарубежные инвестиции являются реальными инвестициями в материальные ресурсы, производство, инфраструктуру, оборотные средства, технологии, менеджмент и экспертизу.
Прямые иностранные инвестиции позволяют осуществить капиталовложения сверх уровня национальных сбережений, повысить производительность труда, обеспечить рост экспорта, доходов и совокупного спроса, развитие внутреннего рынка через воздействие на поставщиков и конкурентов, улучшать навыки работников производства, повышать их практический опыт и квалификацию, заставляют работать по мировым стандартам качества, сокращают эмиграцию. В конечном итоге, появляется возможность финансирования дефицита бюджета и дефицита счета текущих операций платежного баланса, с эффектом мультипликатора обеспечивается прирост ВВП. Использование зарубежного капитала в форме прямых инвестиций позволяет повысить эффективность развития всей экономики, способствует экономической и политической стабильности общества.
Мотивами осуществления прямых зарубежных инвестиций являются:
1) стремление к технологическому лидерству как условия конкурентного преимущества на рынках;
2) оптимизация размера корпорации и экономия масштаба организации
3) доступ к иностранным природным ресурсам для надежного обеспечения собственного производства иностранным сырьем
4) борьба за новые, в том числе и иностранные, рынки сбыта, преодоление импортных барьеров
5) снижение себестоимости и увеличение конкурентоспособности своей продукции за счет рассредоточения производства и рационализации отдельных операций воспроизводственного процесса
6) внедрение единой системы управления предприятиями корпорации, организация внутреннего рынка, создание рекламно-информационной сети
7) установление прочного контроля над рынками иностранных государств не только через филиалы материнских компаний и смешанные предприятия, но и с помощью союза с политическими элитами, через которые оказывается многоаспектное влияние на принимающие государства
8) рационализация налогообложения за счет использования специфических черт налоговых систем стран, в которых работает корпорация.
Реализация различных сочетаний и пропорций этих базовых стратегических установок породила все многообразие стратегий и организационных структур ныне действующих транснациональных корпораций (ТНК).
Прямое инвестирование не всегда связано с международной миграцией капитала. Часто материнская компания средства для вложения физического капитала получает в самой принимающей стране в виде кредитов, а свой вклад в производство ограничивает нематериальными активами (торговой маркой, производственным и управленческим опытом, др.). Когда предприятие становится прибыльным, оно начинает развиваться за счет реинвестирования прибылей.
Высокие темпы роста объемов прямых инвестиций объясняются перестройкой в мировом хозяйстве: транснациональные корпорации вывозят за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, целью которого является длительный характер получения прибыли. В последние десятилетия движение значительной части международного капитала продолжает осуществляться преимущественно между развитыми странами — в них сосредоточена основная часть мирового капитала, и они же являются наименее рисковыми с точки зрения вложения капитала.
Значительная часть прямых иностранных инвестиций приходится на три главных центра мировой экономики — США, Европейский Союз и Японию. На их долю приходится 85% оттока мировых ПИИ и ¾ их притока. Сведения об основных странах-инвесторах и реципиентах в 2000 г. свидетельствует таблица 1.
Таблица 2.1 — Основные страны-инвесторы и реципиенты ПИИ
(2000 г., доля от мировых ПИИ, %)
№п/п | Основные страны-инвесторы | Объем ПИИ | №п/п | Основные страны-реципиенты | Объем ПИИ |
Великобритания | 20,1 | США | 25,1 | ||
США | 14,6 | Великобритания | 9,3 | ||
Франция | 11,8 | Германия | 8,4 | ||
Германия | 8,6 | Бельгия и Люксембург | 7,5 | ||
Бельгия и Люксембург | 8,1 | Нидерланды | 4,4 | ||
Нидерланды | 6,0 | Китай | 4,1 | ||
Испания | 4,0 | Франция | 4,0 | ||
Гонконг (Китай) | 3,5 | Канада | 3,6 | ||
Канада | 3,4 | Гонконг (Китай) | 3,4 | ||
Швейцария | 3,3 | Швеция | 3,3 | ||
ИТОГО | 83,4 | ИТОГО | 73,1 |
В современной глобальной экономике значительные масштабы ПИИ получили в последнее десятилетие, в период технологического обновления экономики развитых стран, в основе которого лежит рост информационных технологий. Ежегодный прирост их составил 40%.
В страны с переходной экономикой иностранных инвесторов привлекает необходимость поиска и развития новых рынков сбыта, сырьевых, природных ресурсов, дешевой и/или квалифицированной рабочей силы. Для СПЭ характерна развитая инфраструктура, технологические особенности предприятий, торговые марки, высокий потенциальный потребительский спрос, гарантии инвесторам.
Факторами, способствующими привлечению инвестиций, являются:
· уровень экономической свободы в стране
· адекватная современной социально-экономической ситуации нормативно-правовая база, в которой содержатся гарантии государства по защите инвестиций, благоприятная инвестиционная политика
· большие размеры внутреннего рынка страны и хорошие перспективы его развития
· наличие необходимых для развития ресурсов и специалистов; ориентированная на привлечение инвестиций макроэкономическая политика, включая взвешенную денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политику
· либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора
· общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей
· близость страны к крупным региональным рынкам
· наличие современных научных центров
· развитая инвестиционная инфраструктура (системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи, др.)
· соблюдение страной инвестиционных принципов (недискриминационный подход к странам-донорам; предоставление национального режима деятельности для иностранных инвесторов; устранение барьеров при ввозе капитала; минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений; избежание двойного налогообложения; отказ от экспроприации инвестиций кроме как в соответствии с нормами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации; разрешение споров путем консультаций, переговоров или через арбитраж, др.).
Для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью характерно «бегство капитала». Оно осуществляется непереведением экспортной выручки, занижением экспортных и завышением импортных цен при бартерных сделках, авансовыми платежами под фиктивные импортные контракты без последующей поставки товара и зачисление валютной выручки на зарубежные счета резидентов страны, упущенной выгодой в рамках внешнеторговых операций, контрабандным вывозом СКВ, др.
Следует контролировать банковские учреждения, осуществляющие операции по переводу капитала, осуществлять таможенно-валютный контроль бартера, репатриации выручки от экспорта-импорта товаров и услуг, лицензирование операций по вывозу капитала, создавать благоприятный инвестиционный климат в стране.