Организация оптовой продажи товаров

Для предприятий оптовой торговли организация складской службы, разработка систем складирования товаров, решение вопросов складской переработки являются едва ли не самыми важными. Склад необходим для накопления продукции и сохранения ассортимента в период между поставками товаров, т.е. для сохранения непрерывности процесса товарооборота.8

Существует три основных варианта решения этого вопроса:

1) приобретение помещения в собственность (строительство, покупка);

2) аренда помещения и оборудования (лизинг);

3) использование складов общего пользования.

Естественно, что каждый из перечисленных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Так, наличие собственного склада на правах собственности характеризуется стабильным большим товарооборотом, высокой степенью контроля сбыта товаров, наличие постоянных клиентов, реальным обеспечением условий хранения товаров, возможностью вносить конструктивные изменения в инфраструктуру склада, возможностью вносить изменения в пакет предлагаемых клиентам услуг, пр. Основным недостатком данного варианта являются значительные первоначальные капиталовложения.

Преимущества второго варианта аналогичны плюсам первого. Однако, здесь следует отменить следующие: предприятие после окончания срока аренды помещения имеет возможность «осмотреться» и проанализировать результаты своей деятельности на определенной территории и в зависимости от результатов либо продлить договор аренды, либо передислоцироваться в другие районы. Основным недостатком этого варианта является то. Что предприятие должно затрачивать средства на ремонт (капитальный или (и) текущий) помещения и в случае расторжения договора аренды встают вопросы неотделимых улучшений.3

Рассмотрим позитивные и негативные стороны третьего варианта. Хозяйственная практика показала, что использование складов общего пользования отдают предпочтение торговые предприятия с низким товарооборотом, «молодые» предприятия – у которых еще не сформировалось представление о спросе осваиваемой территории предприятия, реализующее сезонные товары. Основное преимущество хранения товаров складами общего пользования – это возможности гибкого подхода к арендуемым площадям. В числе недостатков можно указать значительные расходы предприятия на оплату услуг склада и ограничение на хранение отдельных видов товаров. 3

Следует отметить, что сочетание перечисленных вариантов представляется зачастую более эффективным с экономической точки зрения, нежели выбор одного из этих вариантов. Допустим предприятие реализует товары в различных регионах, некоторые из этих регионов являются экономически предпочтительнее, некоторые характеризуются небольшой покупательской активностью или только осваиваются, в этом случае создание собственных складов в первых регионах и использование складов общего пользования в других представляется наиболее привлекательным.

При выборе месторасположения склада следует руководствоваться прежде всего суммарными затратами на коммунальное обслуживание склада (эксплуатацию) и транспортными расходами по товарообороту.

Т.е. здесь важно оптимальное сочетание удаленности от центра (а стало быть уменьшение затрат не содержание склада) и затрат на использование транспорта по доставке товара. В случае аренды склада помимо суммы аренды необходимо учесть соотношение площади помещения и вмени аренды во избежание ситуации с недостатком мест хранения (т.е. спрогнозировать перспективу роста). Следует также учесть возможность расширения складской территории конечно на маловажным будет являться и удобство расположения с точки зрения проезда транспорта. Желательно удаленные склады от перегруженных транспортных развязок, в то же время близость к основным магистралям. При выборе расположения необходимо также заранее продумать возможности организации системы погрузки-разгрузки.8

Основными поставщиками товаров в оптовый склад-магазин «Руслана» являются предприятия пищевой и перерабатывающей промыш-ленности, расположенные на территории г. Липецка и Липецкой области. Это такие предприятия, как хлебозавод № 5, Гормолкомбинат, ОАО «Липецккомплекс», ОАО завод «Росинка», Лебедянское предприятие ОАО «Дон» и др. Поступают в магазин и продукты, изготовленные частными предпринимателями. Частные предприниматели поставляют в магазин хлебо-булочные изделия, мясные полуфабрикаты (пельмени, блинчи-ки с разнообразной начинкой и т.п.).

Также за пределами области налажены хозяйственные связи с такими предприятиями как ЗАО «Красный октябрь», «Бабаевский» г.Москва, «Большевичка». В Санкт-Петербурге: АО «Балтика».

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в оптовой торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие, сезонные и целевые.

Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Оптовые торговые предприятия должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное – к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, к снижению объема оптового товарооборота.

Сезонные запасы товаров создают в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров.

К целевым товарным запасам относят досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей.

Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами (нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально). Изучение товарных запасов необходимо проводить не только в сумме, но и в днях.

- для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем розничного товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода (при анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале – 90, в году – 360 дней);

- при изучении фактических товарных запасов по данным за квартал их исчисляют в днях исходя из товарооборота отчетного квартала;

- при анализе по данным за месяц - фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.

В процессе анализе необходимо установить, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами; выявить причины отклонений фактических запасов товаров от нормативов. Такими причинами могут быть:

- невыполнение или перевыполнение плана товарооборота;

- невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров;

- завоз товаров, не пользующихся спросом, или в размерах, превышающих спрос;

- неравномерное поступление товаров;

- наличие залежалых, неходовых, излишествующих товаров;

- неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными торговыми предприятиями и их подразделениями;

- отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой фирме товарах, способах их потребления;

- недостатки в организации торговли и т.п.

Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.

Для проведения анализа товарных запасов ООО «Руслана» составлена таблица (Приложение 1).

По данным таблицы видно, что запасы текущего назначения в изучаемом периоде в небольших размерах отклонялись от установленных нормативов. Однако на конец анализируемого периода они оказались заниженными (в днях оборота), что может привести к ухудшению торговли в будущем году.

Так как товарные запасы на конец периода одновременно являются остатками товаров на начало следующего квартала, то в связи с этим также необходимо сопоставить их с нормативом в днях на следующий квартал. Предварительно необходимо фактические товарные запасы на конец квартала определить в днях исходя из плана товарооборот на следующий квартал.

Фактические товарные запасы по торговой организации ООО «Руслана» на конец первого квартала 2010 года составили 474 тыс. руб. План товарооборота на второй квартал установлен в размере 2382 тыс. руб. Фактические товарные запасы в днях на конец второго квартала, исчисленные к плановому товарообороту второго квартала, составят:

474 : ( 2382 : 90 ) = 17,91 дня.

Норматив товарных запасов на второй квартал установлен в размере 17,30 дня. Следовательно, торговая фирма ООО «Руслана» имеет на начало второго квартала 2010 г. завышенные товарные запасы на 0,61 дня (17,91 – 17,30 ), что способствует успешному товарообороту. Аналогичная ситуация происходит на начало третьего квартала (завышенные товарные запасы на 0,04 дня) и на начало нового года (завышенные товарные запасы на 0,86 дня).

Анализ товарных запасов также необходимо проводить в разрезе отдельных товарных групп и товаров (по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров). Т.к. при анализе товарных запасов в ассортиментном разрезе используются данные квартальных и годовых «Отчетов о продаже и остатках товаров», то их обычно изучают не на первое число каждого месяца, а на начало и конец квартал или года.

Состояние товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по фирме ООО «Руслана» характеризуется данными Приложение 2.

На начало 2010 года по одним товарным группам запасы оказались завышенными на 42 тыс. руб. (1 + 2 + 4 + 2 + 2 + 6 + 16 + 11), а по другим – заниженными на 11 тыс. руб. (2 + 1 + 3 + 4 + 1). Аналогичное положение наблюдается и на конец года. По нормативу предусматривался абсолютный прирост текущих товарных запасов на 20 тыс. руб. Фактические товарные запасы за отчетный год возросли на 15 тыс. руб., в том числе по мясу, птице, колбасным изделиям, маслу животному, рыбе, кондитерским изделиям, муке, крупе, макаронным изделиям, прочим продовольственным и непродовольственным товарам -–на 29 тыс. руб. (2 + 1 + 1 + 1 + 3 + 1 + 5 + 15), а по другим – уменьшились на 14 тыс. руб. (1 + 8 + 5). В результате, если на начло года фактические товарные запасы были выше плановых на 31 тыс. руб., то на конец – на 26 тыс. руб.

Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты необходимо проводить изучение их средних размеров. При исчислении средних размеров товарных запасов необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечит точность расчетов.

Плановые среднегодовые товарные запасы (З ср.) могут определяться по формуле средней арифметической (путем суммирования их нормативов за четыре квартала отчетного года и делением полученного итога на 4) или по средней хронологической:

З ср. = ( ½ З 1 + З 2 + . . . + ½ З П) : (п - 1)

По торговой фирме ООО «Руслана» плановые среднегодовые товарные запасы за 2010 г. составили:

З ср. по плану = ( ½ 450 + 452 + 459 + 465 + ½ 470 ) : 4 = 459 тыс. руб.

Фактические среднегодовые товарные запасы обычно рассчитывают по формуле средней хронологической по данным за тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года). Фактические среднегодовые текущие товарные запасы по торговой фирме ООО «Руслана» составили:

З ср. факт. = ( ½ 481+489+488+474+471+463+466+461+459+464+473+480+ ½ 496) : 12 = 473 тыс. руб.

Т.о., фактические среднегодовые товарные запасы больше плановых на 14 тыс. руб. (473 – 459).

Их размер зависит от факторов:

1. изменение объема товарооборота;

2. изменение товарооборачиваемости.

Торговая организация ООО «Руслана» в 2010 г. перевыполнила план товарооборота на 4,7 % и за счет этого средние товарные запасы возросли на 22 тыс. руб. (459 х 4,7 : 100). При ускорении оборачиваемости товаров товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении – растут. В связи с изменением товарооборачиваемости они по нашей фирме ООО «Руслана» уменьшились на 8 тыс. руб. ( ( 473 – 459) – (+ 22) ).


Наши рекомендации