Либерализация таможенно-тарифного регулирования России и последствия вступления во Всемирную торговую организацию
Основные направления таможенно-тарифной политики на период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.
Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.
Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.
Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.
Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).
Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.
В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.
С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.
С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в 5 целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Однако лишь с 2000 года они переросли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты присоединения страны к Всемирной торговой организации. Наиболее острыми в ходе дискуссий оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей. Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум: если пошлины не снизятся, ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва предупредила, что повысит ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится.
Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря 2011 года в Женеве. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Таким образом, ожидается, что вступление России в ВТО может произойти в сентябре 2012 года.
Главными положительными последствиями вступления России в ВТО должны стать либерализация экономики и улучшение бизнес-климата. Среди самых очевидных плюсов вступления в ВТО - момент политический, поскольку быть членом этого клуба как минимум почетно. Это добавит очков престижу страны в глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств, и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне.
Другой немаловажный момент - Россия вместе с членством в организации получает рычаги и механизмы воздействия ВТО на своих партнеров за рубежом. В частности, теперь Россия сможет защищать российских металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях, или и вовсе ограничивая их деятельность (например, в тех же самых США). Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяется динамику многих макроэкономических параметров. И задача Правительства РФ в этой связи - создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения.
Собственно, именно металлургическая отрасль является главным бенефициаром вступления России в ВТО. Именно ей откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным (нежели сейчас) условиям. Тем не менее эксперты банка HSBC в своей аналитической записке указывают, что «эффект ВТО» для российской металлургии окажется, скорее всего, меньше ожидаемого. Так, если экспортная выручка российских металлургов и объемы производства в отрасли и будут расти, то не сразу и не сильно.
По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера. Предполагается, что в сфере услуг с открытием рынка заколосится могучая конкуренция, разовьется инфраструктура, и из традиционного "дешево и сердито" мы получим сервис на мировом уровне.
В дополнение ко всему рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной перспективе "добавка" от ВТО составит 3%, а с годами - целых 11%.
Впрочем, весь этот позитив возможен лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и устранении административных барьеров. Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки, а дальше придется потрудиться самим. И учитывая текущие "успехи" российских властей на этом поприще, есть риск и не почувствовать разницы в обозримой перспективе.
Приятным бонусом может стать и отмена злополучной поправки Джексона-Вэника, введенной США еще во времена СССР и ограничивающей торговлю с российскими компаниями. Президент США Барак Обама в связи со вступлением России в торговую организацию лично пообещал приложить все усилия для отмены этого досадного атавизма, который хоть и не используется с 1994г., но служит определенным отравляющим моментом в отношениях двух стран. Однако если раньше США использовали ее как пряник, которым обещали поощрить Россию за хорошее поведение, то теперь отмена поправки в интересах самих Штатов: в рамках ВТО она будет прямым нарушением с их стороны.
Минусов, по мнению Всемирного банка, вроде бы меньше, чем плюсов. От вступления в ВТО пострадают в первую очередь машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Все вместе они вносят всего 4% в ВВП, отмечают специалисты ВБ.
Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем.
В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть кусачими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде. В плюс российским властям в этом смысле можно занести их усилия по заманиванию иностранных автопроизводителей: многие из них не только построили тут заводы, но и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создает новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше - импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле.
Сельское хозяйство, пожалуй, один из самых больных вопросов при вступлении в ВТО. По документам импортная пошлина в среднем по сельскохозяйственным продуктам не будет превышать 10,8% (сейчас - 13,2%), однако на деле отдельным видам деятельности придется туговато.
Открытие рынка также несет в себе неоднозначные последствия, с которыми пока сложно определиться, насколько они полезны или вредны. Так, с вступлением в ВТО достанется российскому производству лекарств: импорт подешевеет (пошлины планируется опустить с 15% до 5%), и по цене с отечественными препаратами начнут конкурировать индусы, чья продукция может порой даже быть дешевле нашей. При этом в сегменте дорогих лекарств импортные лекарства также станут доступнее. Здесь, даже если цена будет сопоставима с отечественным аналогом, на стороне иностранцев окажется отлаженный маркетинг, практически отсутствующий как класс в России.
Выиграет ли тут потребитель? С одной стороны, да - выбор станет шире, цены ниже. Однако несложно предположить, что произойдет, если отечественная фармпромышленность усохнет, не выдержав возросшей конкуренции. И вот здесь потребитель может со временем оказаться в проигрыше, не говоря уже об экономике страны в целом.
Другой нюанс - импорт самолетов. С одной стороны, пошлины снизятся: на дальнемагистральные широкофюзеляжные - с 20% до 7,5%, на остальные - до 12%. Однако сейчас действует льготный режим, на большинство самолетов пошлины вообще обнулены. Если он не будет продлен, российским авиакомпаниям придется заметно раскошелиться начиная уже с 2015г.
Вроде бы, очевидный плюс для потребителя - обнуление пошлин на компьютеры, комплектующие и другую продукцию сектора информационных технологий - несет в себе угрозу захирения отечественного IT-сектора, который в таких условиях окончательно потеряет стимул и возможность развиваться на фоне заполонивших рынок могучих иностранцев.
По оценкам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, присоединение к ВТО даст российской экономике дополнительно около 0,4% прироста в год, или 3-4% за 10 лет.
За первые три года России в ВТО снизятся таможенные пошлины на товары повседневного спроса, но незначительно. На автомашины с нынешних 30% до 25%, на технику и электронику с 15% до 7-9%. Незначительно снизятся пошлины на импортные продукты. Больше всего предпосылок для снижения цен на лекарства: около 70% фармпрепаратов в российских аптеках это импорт. В переходный период предполагается снизить размер пошлин с 15% до 5%, но в то же время не сразу, но исчезнут дешевые копии иностранных препаратов правила ВТО запрещают производить так называемые дженерики.
Преобразования появятся и в сфере образования: со вступлением в ВТО зарубежные вузы получат право открывать в России свои филиалы.