Особенности таможенно-тарифного регулирования во Всемирной торговой организации
Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.
Основные нормы ВТО о области таможенного-тарифного регулирования, состоят в принципах прозрачности и предсказуемости, связывания тарифов, таможенной оценки и правил определения страны происхождения:
1. ВТО требует обеспечения прозрачности национального законодательства, правительственных нормативных актов и мер для оценки соответствия принятым обязательствам. Даже если страна не является членом ВТО, ей необходимо разрабатывать прозрачный и предсказуемый торговый режим, облегчающий деятельность как национальных, так и иностранных производителей, экспортеров и импортеров с тем, чтобы обеспечить предсказуемость, а также стабильные, справедливые и равные условия для предпринимательской деятельности.
2. Статья Х ГАТТ 1994 года предусматривает, что все законы, меры регулирования, правовые решения и административные акты общего применения подлежат незамедлительной публикации. В этой статье также перечислены области, в которых установлены особые обязательства по соблюдению прозрачности: таможенные вопросы, в частности, классификация и оценка продукции, ставки таможенной пошлины, налоги и иные сборы, требования, ограничения или запреты при экспорте и импорте и т. д.
3. Обязательства по связыванию тарифов вытекают из природы ВТО: взаимные уступки, согласованные в рамках ВТО и его предшественника ГАТТ, традиционно были направлены на снижение и связывание тарифов, т. е. приятие обязательств неповышения их в будущем сверх согласованного уровня. При определенных обстоятельствах страны могут отойти от обязательств по связыванию тарифов, однако в этом случае они обязаны провести переговоры со странами, которых эти меры коснутся в наибольшей мере и которые могут потребовать компенсацию в виде новых обязательств по связыванию тарифов на другие товары.
4. Соглашение ВТО о таможенной оценке направлено на создание справедливой, единой и нейтральной системы оценки товаров для таможенных целей. Оно запрещает применение произвольно и необоснованно установленной таможенной стоимости.
5. Соглашение ВТО о правилах определения места происхождения товаров требует от стран-членов ВТО, чтобы правила определения страны происхождения были прозрачными, не вызывали нарушений или ограничений торговли. Они должны применяться последовательно, единообразно, беспристрастно и разумно.
Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли. Следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.