Особенности таможенно-тарифного регулирования в Европейском союзе

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованнного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами — участиками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Положения Договора о Европейском Сообществе (Договор о ЕС) позволяют выделить две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами европейского права: отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами ЕС, и торговые отношения Сообщества с третьими странами. Таким образом, одной из важнейших сущностных характеристик европейского таможенного права является совокупность норм, регламентирующих внутренние и внешние аспекты функционирования таможенного союза ЕС.

Правовые акты Европейского Союза, принимаемые для реализации положений учредительных договоров в отношении создания и функционирования таможенного союза, имеют обязательную силу в государствах-членах, применяются непосредственно, обладают прямым действием и юрисдикционной защитой Суда ЕС и национальных судебных органов. Актами институтов ЕС были введены в действие Общий таможенный тариф ЕС (1968 г.), Таможенный кодекс ЕС (1994 г.) и другие важнейшие документы в области таможенного регулирования.

За пределами компетенции ЕС остаются многие области таможенных правоотношений, характерные для национального таможенного регулирования. В частности, институциональная основа таможенной службы, система и структура таможенных органов, статус их служащих являются предметом конституционного и административного права государств-членов ЕС и не регламентируются на уровне ЕС. В ведении национального права (административного и уголовного) остаются также вопросы ответственности за таможенные правонарушения и преступления, хотя Маастрихтский и Амстердамский договоры открывают перспективы для гармонизации и в этой сфере.

Термин «таможенное право Европейского Союза» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Европейского Сообщества (Сообществ), так и нормы, принятые в рамках 2-й и 3-й опор Европейского Союза (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т.п.). Однако последние не обладают отличительными чертами норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой. В этой связи данная работа рассматривает именно таможенное право Европейского Союза как уникальную отрасль интеграционного права, сложившегося в процессе развития европейской интеграции.

Система источников таможенного права Европейского Союза включает:

· акты первичного права (учредительные договоры Европейских сообществ и Европейского Союза);

· акты вторичного права (нормативно-правовые акты институтов ЕС);

· решения Суда Европейских сообществ;

· международные договоры Сообществ и государств–членов.

2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии №2454/93 (так называемый Имплементационный кодекс или Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм Таможенного кодекса ЕС.

Таможенные формальности предполагают, как правило, уплату определенных пошлин, налогов и сборов, а также другие меры, направленные на регулирование потока товаров через границу. В Европейском Союзе обязательство по оплате таможенных платежей возникает, по общему правилу, либо в момент ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо в момент вывоза товаров за пределы таможенной территории. Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Союза. Таким образом, таможенные платежи в ЕС – это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм ЕС на основании факта пересечения товарами таможенной границы ЕС. В той или иной степени таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) ЕС.

Виды таможенных платежей в ЕС:

· таможенные пошлины, включая собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;

· сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;

· антидемпинговые и компенсационные пошлины;

· сборы, имеющие равнозначный эффект;

· налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);

· акцизы.

От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а также взимаемые в силу пересечения товарами таможенной границы. Но их правовой основой являются национальные нормы государств-членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.

По характеру внешнеторговой сделки различают импортные и экспортные пошлины. В настоящее время в ЕС экспортные пошлины используются в редких случаях (в основном для сырьевой продукции), поскольку их взимание противоречит принципам ГАТТ/ВТО.

По способу установления ставки:

· Адвалорные пошлины (от лат. ad valorem) фиксируются в виде процента с цены облагаемого товара. В настоящее время основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров импортных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО).

· Специфические пошлины – их ставка устанавливается в зависимости от каких-либо специфических качеств товара (веса, объема, мощности и др.), но не от цены этого товара (примеры: соль – 2,6 евро/1000 кг; шампанские вина – 32 евро/литр; винный уксус – 6,4 евро/литр). Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в казну при значительных изменения рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте.

· Смешанные (альтернативные) пошлины сочетают в себе способы исчисления ставки, используемые для специфических и адвалорных пошлин. Чаще всего используются в случаях недостаточной эффективности адвалорных пошлин в целях предотвращения возможности искусственного занижения цены облагаемого товара.

Особым видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель – реализация требований общей сельскохозяйственной политики ЕС. До второй половины 90-х годов ЕС использовал особую систему компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых – повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри ЕС. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины»). Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками – до 200%. Таможенный Кодекс ЕС приравнивает сельскохозяйственные пошлины к таможенным пошлинам, устанавливая общие правила их взимания.

Разновидность сельскохозяйственных пошлин ЕС – так называемые сезонные пошлины, обычно применяются для некоторой сельскохозяйственной продукции с целью защиты сельхозпроизводителей некоторых стран ЕС в период продажи их продукции. Примеры: картофель – повышенная пошлина в период с 16 мая по 30 июня; клубника – повышенная пошлина в июле.

Таможенный кодекс ЕС приравнивает к таможенным пошлинам сборы, имеющие равнозначный эффект, что позволяет распространить нормы таможенного права ЕС на различные сборы, применяемые ЕСм и государствами-членами вне рамок общей торговой политики. При квалификации таких сборов Суд ЕС уделяет ключевую роль эффекту (последствиям) сборов, а именно – приводит ли применение сбора к дискриминации иностранных товаров. Согласно условиям таможенного союза, сформулированным в Договоре о ЕС, сборы, вводимые государствами-членами в отношении ввозимых или вывозимых товаров, при наличии эффекта, равнозначного таможенным пошлинам, подлежат запрещению.

Основной разновидностью налогов с оборота в странах ЕС является налог на добавленную стоимость. Характер НДС предполагает, что товары внутреннего производства и импортируемые товары подлежат равному обложению, поэтому НДС на импорт товаров уплачивается так же, как и при внутреннем обороте. (Следует заметить, что с 1 января 1993 г. при ввозе товаров из одной страны ЕС в другую основания для обложения НДС не возникает1). Сбор НДС при импорте товаров в ЕС из третьих стран носит не дискриминационный (как импортные пошлины), а компенсационный характер, поскольку обеспечивает равенство между товарами внутреннего производства и импортируемыми. Таким образом, природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер налога подкрепляется правилом о возврате НДС при экспорте товара в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Несмотря на значительные успехи в гармонизации права государств-членов в области косвенного налогообложения, до сих пор не решен вопрос о введении единой ставки НДС в ЕС. Ставки НДС устанавливаются государствами-членами самостоятельно, хотя и с соблюдением установленных в ЕС в 1993 г. верхних и нижних границ. Поэтому, если таможенная пошлина на импортный товар может взиматься на всей таможенной территории ЕС по ставке, установленной Общим таможенным тарифом, то НДС должен взиматься по ставке, действующей в стране-импортере. Такая ситуация во многом противоречит свободе передвижения товаров в ЕС, поскольку ограничивает возможности импортеров ЕС при выборе места таможенного оформления товаров.

Таможенное законодательство ЕС допускает, в ряде случаев, взимание таможенными органами государств-членов таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов. К таким услугам относятся:

· анализ и экспертная оценка образцов товаров, а также их почтовая пересылка при запросах по применению таможенного законодательства;

· хранение товаров на складах временного хранения сверх установленных сроков;

· проверка товара импортером до представления таможенной декларации;

· уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;

· проверка товаров с целью верификации, если это влечет расходы таможенных органов;

· проведение таможенного оформления в нерабочее время или вне установленных для этого мест.

Условия взимания таможенных сборов:

· недискриминация товаров,

· реальность предоставления услуг,

· соизмеримость суммы сборов и стоимости услуг.

Таможенный тариф по общему принципу состоит из двух основных частей:

· товарная номенклатура - систематизированный и классифицированный перечень товаров; товары разбиты на крупные видовые группы (например, продукты животного происхождения), которые в свою очередь подразделяются на более специфичные группы и подгруппы с присвоением им цифровых кодов (например, «04» – молочные продукты, «0406» – сыр и творог, «0406 40» – сыр с голубыми прожилками, «0406 40 10» – рокфор);

· ставки таможенных пошлин, а также освобождения от пошлин, соответствующие наиболее специфичным товарным группам (подгруппам) в товарной номенклатуре.

Товарная номенклатура используется не только в целях взимания таможенных пошлин, но также и для обозначения товаров, подлежащих обложению акцизами, пониженными ставками НДС, импортным и экспортным ограничениям и другим мерам торговой политики, а также для ведения внешнеторговой статистики.

Таможенный кодекс ЕС устанавливает, что правомерное взимание таможенных пошлин в ЕС производится на основании Общего таможенного тарифа. В ЕС используются следующие номенклатуры:

· комбинированная номенклатура (КН) – основа Общего таможенного тарифа, содержит 8-значные товарные коды;

· номенклатура ТАРИК (TARIC – Tarif integre des Communautes europeennes) – содержит 10-значные коды, указываемые при импорте товаров, а также в статистических целях; иногда содержит дополнительные коды для обозначения особых мер торговой политики (сельскохозяйственные пошлины, антидемпинговые пошлины, меры по контролю за товарами двойного назначения, экспортные возмещения и т. п.).

Комбинированная номенклатура состоит из 21 раздела, в свою очередь разделенных на 99 глав. Главы подразделяются на группы и подгруппы. Главные критерии классификации товаров по разделам – материал и функции товаров. По общему правилу, ЕС применяет конвенциональные ставки независимо от того, ввозятся ли товары из страны-члена ВТО или из страны, не входящей в эту международную организацию. Автономные ставки применяются тогда, когда они ниже конвенциональных или когда конвенциональная ставка для данной товарной позиции отсутствует. Однако и автономные, и конвенциальные ставки пошлин могут не применяться в случаях, когда нормы ЕС предусматривают автономные специальные пошлины для товаров, происходящих из определенных стран, либо в случае применения ставок, установленных международными соглашениями ЕС. Пятая колонка тарифа содержит дополнительные сведения в отношении товаров соответствующей подгруппы, таких как вес, объем, размер и т. п.

Кроме двух основных составных частей – Комбинированной номенклатуры и Ставок таможенных пошлин, Общий таможенный тариф ЕС содержит следующие элементы:

· непреференциальные тарифные изъятия и квоты;

· преференциальные (льготные) тарифные меры, предусмотренные соглашениями ЕС с отдельными третьими странами или их группами (конвенциональные тарифные преференции);

· преференциальные тарифные меры, принятые ЕС в одностороннем порядке в отношении отдельных стран, групп стран или территорий (автономные тарифные преференции);

· автономные дополнительные меры, снижающие либо устраняющие таможенное обложение для отдельных товаров по причине их природы или конечного назначения (благоприятные тарифные режимы);

· другие тарифные меры, предусмотренные законодательством ЕС.

Лицензирование в ЕС применяется только для некоторых продуктов сельского хозяйства. Импортеры (экспортеры) обращаются за получением лицензий в национальные сельскохозяйственные администрации, которые, в свою очередь, направляют запросы в Комиссию. Комиссия в форме регламентов принимает решение о распределении лицензий. Лица, запросившие лицензию, имеют право обжаловать регламент Комиссии. Выдача лицензий на основе решения Комиссии производится национальными администрациями.

Положения Регламента 2658/87 обязывают Комиссию составлять на базе Комбинированной номенклатуры Интегрированный тариф ЕС. Согласно указанному регламенту Интегрированный тариф должен использоваться Комиссией и государствами-членами для реализации мер ЕС в отношении импорта, а также, в необходимой мере, экспорта и торговли между государствами-членами. Для сокращенного обозначения Интегрированного тарифа в ЕС применяется аббревиатура ТАРИК (TARIC).

ТАРИК составлен таким ЕС меры в отношении импорта и, иногда, экспорта. То есть, кроме собственно импортных (и экспортных) таможенных пошлин, ТАРИК отображает все действующие преференциальные меры, а также другие меры торговой политики ЕС. ТАРИК действует с 1 января 1988 г. Он основан на Комбинированной номенклатуре и состоит приблизительно из 10000 товарных позиций, составляющих базовую номенклатуру товаров для Общего таможенного тарифа, а также для статистики внешней и внутренней торговли ЕС.

Интегрированный тариф ЕС включает:

· положения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

· положения Комбинированной номенклатуры товаров;

· положения по особым тарифным мерам ЕС: тарифные изъятия, тарифные квоты, тарифные преференции с учетом тарифных квот и потолков, обобщенная система тарифных преференций для развивающихся стран, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные сборы, компенсационные сборы, изменяемые компоненты для случаев переработки сельскохозяйственных продуктов, компенсационные условия для новых членов, периодические цены за единицу продукта (для некоторых портящихся продуктов), минимальные цены и отсылочные цены, запрет на импорт, ограничение импорта, меры безопасности импорта, вспомогательный торговый механизм для новых членов, запрет на экспорт, ограничение экспорта, меры безопасности экспорта, возврат платежей при экспорте.

Интегрированный тариф публикуется ежегодно в официальных изданиях Европейских ЕС. Текущие изменения в тарифе доступны государствам-членам еженедельно в электронном виде.

ТАРИК представляет собой весьма удобный инструмент для практического повседневного использования в таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕС или вывозимых из нее. При этом, в соответствии с Регламентом 2658/87, ТАРИК не имеет самостоятельной юридической силы. Его использование обязательно только для таможенных органов государств-членов и для статистических целей.

Реализация Общего таможенного тарифа Европейского Союза требует применения единой системы таможенных формальностей. Эта единая система, применительно к импорту товаров, распространяется на все стадии таможенного оформления, начиная с момента пересечения таможенной границы и заканчивая одним из следующих вариантов:

· приданием товару таможенного статуса товара ЕС, что позволяет товару свободно обращаться внутри таможенной территории, либо

· обратным вывозом товара за пределы таможенной территории

· уничтожением товара.

При вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕС единая система формальностей обеспечивает либо утрату товаром статуса товара ЕС(экспорт), либо сохранение таможенного статуса товара с последующим возвращением товара на таможенную территорию ЕС. Благодаря единой системе транзитных процедур возможно сохранение таможенного статуса товаров при пересечении таможенной границы. Основную нагрузку по обеспечению реализации таможенного тарифа в зависимости от целей ввоза (вывоза) товара несут нормы таможенного права ЕС о таможенных режимах.

Понятие «таможенный статус товара» является одним из ключевых в таможенном праве ЕС. Через него реализуется взаимосвязь внешних и внутренних аспектов таможенного союза: товары из третьих стран, получившие статус «товаров ЕС» в результате таможенного оформления на таможенной границе ЕС, получают возможность беспрепятственно обращаться по всей территории таможенного союза согласно принципу свободы перемещения товаров в ЕС.

Наши рекомендации