Основные экспортеры и импортеры услуг в 1996 г.

Страна Экспорт Страна Импорт
млн. дол. % млн. дол. %
Всего Всего
1. США 18,88 США 12,27
2. Германия 6,83 Япония 10,43
3. Франция 6,72 Германия 10,32
4. Великобритания 6,30 Италия 5,42
5. Италия 5,62 Великобритания 5,41
6. Япония 5,45 Франция 5,40
7. Нидерланды 4,01 Нидерланды 3,69
8. Испания 3,56 Канада 2,87
9. БЛЭС 2,92 БЛЭС 2,70
10. Австрия 2,87 Австрия 2,47
11. Сингапур 2,42 Республика Корея 2,38
12. Канада 2,29 Испания 1,97
13. Швейцария 2,11 Китай 1,81
14. Республика Корея 1,88 Саудовская Аравия 1,77
15. Китай 1,66 Таиланд 1,57
16. Австралия 1,49 Швеция 1,51
17. Таиланд 1,37 Сингапур 1,50
18. Швеция 1,36 Австралия 1,49
19. Дания 1,33 Швейцария 1,24
20. Норвегия 1,12 Индонезия 1,22
21. Турция 1,05 Дания 1,20
22. Россия 1,04 Малайзия 1,13
23. Малайзия 0,97 Норвегия 1,08
24. Мексика 0,88 Ирландия 1,06
25. Польша 0,7 Россия   1,04

* HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. Geneva, 1999.

В соответствии с положения ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

· услуги для бизнеса;

· строительные услуги;

· услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);

· дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

· транспортные услуги;

· финансовые услуги;

· образовательные услуги;

· услуги здравоохранения;

· туристические услуги;

· рекреационные услуги;

· услуги по охране окружающей среды;

· услуги, в другом месте не классифицированные

Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, вклю­чающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.

К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, ин­женерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.

Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудо­ванием, с иными машинами и оборудованием.

К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде обо­рудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере уп­равления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, перевод­ческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организа­ции съездов и конференций, по проектированию интерьеров.

Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производ­ства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международ­ном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически отсутствовало.

Уже в начале переговоров проявилось противоречие между раз­витыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регули­рования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В результате этого в начале Уругвайского раунда была создана от­дельная переговорная группа по услугам. В качестве образца и за основу для переговоров было взято ГАТТ, однако в связи со значи­тельными отличиями в перемещении через границу товаров и услуг было оформлено совершенно новое соглашение — Генеральное со­глашение по торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services,GATS).

ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.

В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось об­щим вопросам: определение понятий, правовых и институциональ­ных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не сущест­вовало однозначного определения понятий «услуги» и «международная торговля услугами». Это вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете понятие «услуги» не было определено, а были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.

В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении ка­ких способов она связывает себя обязательствами по либерализации либо замораживанию ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и ограни­чений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы по­требителей в приобретении услуг от услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придер­живаться следующих принципов:

· обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;

· гарантия доступа к национальным процедурам разрешения спо­ров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;

· не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;

· соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);

· участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обяза­тельств.

В то же время каждая страна имеет право:

· сохранять национальную монополию на предоставление не­которых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или спе­циальные права;

· ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;

· сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;

· применять ограничения в целях защиты платежного баланса;

· использовать различное трактование отечественных и загра­ничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называ­емые правила предусмотрительности (prudentials);

· участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

В 2000 г. будет проведена первая оценка функционирования ГАТС и должны быть приняты решения по дальнейшей либерализации международной торговли услугами.

Аренда машин и оборудования

Относительно новой формой торговли услугами является аренда машин и оборудования, которая широко применяется в США с на­чала 60-х гг.

Аренда (от лат. arrendare — отдавать внаем) — форма хозяйство­вания, при которой на основе договора между арендодателем и арендатором последнему передаются в срочное возмездное владение и пользование различные объекты, необходимые для самостоятель­ного ведения хозяйства.

Предметами аренды могут быть земля и иное недвижимое иму­щество, машины, оборудование, разнообразные товары длительного пользования. Различают три вида аренды:

рентинг (renting) — краткосрочная аренда на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Предметом рейтинга обычно являются туристские товары, транспортные средства;

хайринг (hiring) — среднесрочная аренда на срок от нескольких месяцев до года. Предметом хайринга обычно являются транспорт­ные средства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудо­вание, сельскохозяйственные машины;

лизинг (leasing) — долгосрочная аренда на срок более одного года. Предметом лизинга обычно является строительно-монтажное, тех­нологическое оборудование.

Рассмотрим более подробно лизинговые операции.

Существует мнение, что идея лизинга, по сути, не нова. Подоб­ные сделки заключались еще в древнем государстве Шумер. В XI в. в Венеции также осуществлялись сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По оконча­нии плавания якоря возвращались владельцам. Само слово «лизинг» вошло в употребление в последней четверти прошлого столетия, когда в 1877 г. телефонная компания BELL приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Мощным толчком к развитию лизинговых операций явилось создание в 1952 г. в Сан-Франциско компании United States leasing сorporation, для которой лизинг стал предметом основной деятельности.

На европейском рынке первые лизинговые общества появились в конце 50-х — начале 60-х гг. В настоящее время существует объедине­ние европейских лизинговых обществ со штаб-квартирой в Брюсселе.

Лизинговыми операциями могут заниматься банки, торговые и промышленные предприятия, но, как правило, их осуществляют спе­циализированные фирмы.

Для лизинговой операции наиболее типична следующая схема.

Арендодатель заключает арендный контракт с арендатором и под­писывает с производителем оборудования контракт купли-продажи. Производитель передает арендатору предмет аренды. Лизинговая компания за свой счет или посредством полученного в банке кредита расплачивается с производителем и погашает кредит из арендных платежей.

Арендная плата включает периодические платежи в соответст­вии с процентом амортизации оборудования, затраты лизинговой компании по привлечению необходимых средств для его покупки, накладные расходы и прибыль лизинговой компании. Ставка аренд­ной платы должна обеспечивать арендодателю получение прибыли не ниже средней нормы на вложенный капитал, а для арендатора стоимость аренды должна быть ниже стоимости банковского кредита на приобретение машин и оборудования.

Лизингополучатель (арендатор) заносит лизинговые взносы в бух­галтерские книги как текущие расходы (расходы на аренду). Для лизингодателя объект аренды оформляется как капиталовложение. В этой связи лизинговая компания может использовать инвестици­онные налоговые льготы.

Несмотря на то, что при заключении договора лизингодатель пре­доставляет лизингополучателю право опциона, т. е. право покупки объекта за определенную цену или по остаточной стоимости, это право нельзя рассматривать как передачу права собственности в момент заключения лизингового договора. Собственником объекта аренды продолжает оставаться лизингодатель. В то же время при получении объекта в пользование арендатор принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание и др.). Гибель или невозможность использования впредь объекта аренды не освобождает лизингополу­чателя от обязанности погашать долг, т.е. лизингополучатель выпла­чивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом, а полную сумму амортизационных отчислений. В случае выявления дефектов в объекте лизинговой сделки лизингодатель считается полностью свободным от гарантийных обязательств и уступает лизингополучателю право предъявления претензий к постав­щику данного оборудования.

Существуют две формы лизинга: оперативный и финансовый.

Оперативный лизинг предусматривает аренду оборудования в те­чение срока, который короче амортизационного периода. В этом случае машины и оборудование являются предметом ряда последовательно .заключаемых краткосрочных арендных соглашений и полная амортизация оборудования наступает в результате последо­вательного его использования несколькими арендаторами. Подобная операция в значительной степени представляет собой разновидность продажи услуг, в частности по предоставлению техники во временное пользование и потребление ее эксплуатационных возможностей. Такая аренда довольно часто используется для предварительной проверки технико-экономических показателей оборудования непо­средственно в условиях эксплуатации.

После завершения срока действия лизингового соглашения пред­мет договора возвращается владельцу или заключается новое согла­шение.

Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость оборудова­ния, а также прибыль лизингодателя. В этом случае арендуемое обо­рудование не может неоднократно выступать предметом арендных соглашений, поскольку срок аренды обычно устанавливается исходя из нормального срока его эффективной службы. Такая арендная операция во многом напоминает обычную внешнеторговую сделку купли-продажи, но на специфических условиях, схожих с формами товарного кредитования, с той лишь разницей, что лизинг обес­печивает 100%-ное финансирование сделки, тогда как обычное кредитование предусматривает, как правило, частичную оплату наличными.

По истечении срока действия такого соглашения лизингополуча­тель может:

вернуть объект лизингодателю;

- купить объект по остаточной стоимости;

заключить новое соглашение на лизинг данного оборудования,

Различают также лизинг внутренний и международный.

Сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его за границу ли­зингополучателю, называется экспортным лизингом.

При закупке оборудования у инофирмы и предоставлении его отечественному лизингополучателю имеет место импортный лизинг.

При лизинге арендатор может обновлять оборудование без мо­билизации значительных финансовых ресурсов, освобождается от процедур и расходов, связанных с владением имуществом, а также в ряде случаев ему предоставляется возможность пользоваться нало­говыми льготами.

Для арендодателя лизинг выгоден тем, что он может получать при­быль в условиях жесткой конкуренции и отсутствия значительных финансовых средств у потребителей оборудования.

Правительства многих стран поощряют развитие аренды путем предоставления лизинговым компаниям льготных кредитов, сниже­ния налогов, увеличения нормативов амортизационных отчислений и т.д., поскольку аренда способствует ускорению НТП и согласно правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включа­ются в объем внешней задолженности государства.

Причинами широкого распространения аренды являются:

для производителей — дополнительная возможность сбыта про­дукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках;

для потребителей — возможность в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса обновлять оборудование без едино­временной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение.

Аренда также используется для обеспечения сезонных работ, например в сельском хозяйстве. Предметами аренды являются машины, оборудование, различное недвижимое имущество, выставочные, производственные и другие помещения, а также разнооб­разные товары длительного пользования.

Информационные услуги

В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал (более подробно о факторах производства и роли информации см. § 4 главы 1).

На современном этапе для информационного обеспечения, включая сферу международного и внешнеэкономического прогно­зирования, характерны следующие особенности:

значительное увеличение спроса на информацию в 80-х — начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долго­срочных программ и выбора перспективных направлений производ­ства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходи­мостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации;

внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого раз­вития электронно-вычислительной техники, что позволило в разви­тых странах создать эффективные национальные и международные информационные сети. О повышении эффективности микросхем и снижении их себестоимости свидетельствует тот факт, что снизилась цена 1 бита — самой мелкой единицы количества информации. Если в 1970-1971 гг. 1 бит, стоил около 1 цента США, то в 1980 г. — 0,1 цента, а в середине 90-х гг. — 0,001 цента. За это время микро-схемы в расчете на 1 бит стали в 1000 раз дешевле и во столько же раз эф­фективнее; быстрое расши­рение программно­го обеспечения, со­ставляющего базу новой технологии в информационных системах, даже на фоне общих сравни­тельно высоких тем­пов прироста основ­ных составляющих информатики, опе­режавших в конце 80-х — Начале 90-х гг. основные показатели экономического раз­вития (темпы роста ВВП, промышленного производства, внешней торговли). Данные об объеме производства средств информатики приведены в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Объем производства средств информатики в мире (1986-1995 гг.) *

Основные экспортеры и импортеры услуг в 1996 г. - student2.ru

*Крылов В.И. Мировой рынок информации//' Международный бизнес России. 1996. № 3. С. 37

С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость техничес­ких средств и программирования в абсолютном значении в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают затраты на приобрете­ние электронно-вычислительной техники.

Важным аспектом функционирования рынка информационных услуг является деятельность компаний — владельцев банков данных и посредников. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, имеющие филиалы и обширную сеть клиен­тов. Владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов и из других источников данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. В связи с возраста­нием объема перерабатываемой информации наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методов обра­ботки, хранения массивов данных и их поиска, для решения кото­рого создается специальное программное обеспечение, вместе с массивами информации составляющее банк данных. Для каждого такого банка вводится соответствующая система организации масси­вов информации.

В информационный рынок входят деловая, правовая, экологичес­кая, медицинская и другая информация, информация для специалис­тов и массовая потребительская информация. Мировой рынок ин­формационных услуг подчиняется общим законам конкурентной борьбы между сотнями тысяч взаимодействующих на этом рынке субъектов.

Рынок информационных услуг обычно подразделяется:

на глобальный (общепланетарный);

на международный (охватывающий группы стран);

на национальный (телевидение, радиовещание и другие средства массовой информации);

на региональный (теле- и радиопередачи по определенному реги­ону); .

на локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);

на точечный (информационные сети в учебных заведениях, науч­ных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).

Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти экономически наиболее разви­тых стран. При этом доля США на мировом рынке информацион­ных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%). На втором месте на­ходится Япония, объем операций купли-продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. дол., т.е. прибли­жался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. Во всех перечисленных странах основу рынка составляют собствен­но информационные услуги.

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран.

Реклама

Еще одним видом услуг на мировом рынке является реклама.

Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках сейчас действует большое количество различных фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию.

В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.

В настоящее время для рынка рекламы характерен процесс концент­рации рекламной деятельности, поглощения крупными рекламными агентствами и средствами распространения рекламы более мелких. Растет влияние на рекламную сферу крупнейших рекламодателей, они все в большей степени вмешиваются в деловую активность рек­ламных агентств и средств распространения рекламы, контролируя их деятельность или скупая их. Монополизируя рынок рекламных услуг, промышленные фирмы получают монополию на сбыт произ­водимых ими товаров.

Рекламу можно определить как вид деятельности либо произве­денную в ее результате продукцию, целью которых является оказа­ние целенаправленного воздействия на выбранную потребительскую аудиторию*.

* Рожков И.Я. Международное рекламное дело. — М., 1994. С. 7.

В США и других развитых странах термин «реклама» означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прессе, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на мероприятия, которые проводятся с целью продажи (sales promotion), на престижные мероприятия, нацеленные на завоевание благожелательного отношения общественности (public relations), a также на бурно развивающуюся в последнее время специфическую область рекламной деятельности, суть которой заключается в связях производителя с потребителем (direct — marketing).

В практике российской рекламы, в отличие от западной, понятие рекламы шире. К ней, в частности, относятся выставочные меро­приятия, коммерческие семинары, упаковка, печатная продукция (проспекты, каталоги, плакаты и т.д.), распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой деятельности.

В зависимости от целей различают следующие виды рекламы:

первоначальная;

конкурентная;

сохранная.

Первоначальная реклама имеет целью ознакомить заранее установ­ленный круг возможных потребителей с новым для данного рынка товаром или услугами путем сообщения подробных сведений о ка­честве, цене, способе потребления, месте продажи товара или услуги и т.д. Такая реклама должна убедить потребителя в необходимости купить новый товар или воспользоваться услугой.

Конкурентная реклама направлена на то, чтобы выделить реклами­руемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкури­рующими фирмами, показать его отличительные черты и убедить покупателя купить именно этот товар.

Сохранная реклама имеет целью поддержать спрос на ранее рек­ламируемый товар, поэтому она носит лишь напоминающий харак­тер. Иногда такая реклама используется как временное воздействие на покупателя для ликвидации излишних запасов товаров на скла­дах производителей или торговцев и сезонной распродажи товаров.

В зависимости от места проведения различают рекламу на внут­реннем рынке и экспортную, или внешнеэкономическую, рекламу.

Внешнеэкономическая реклама имеет свои особенности, но в общем цели, принципы и средства рекламирования товаров на внешних рынках во многих случаях те же, что и во внутренней торговле. Особенно это касается так называемых марочных товаров.

Важным фактором, определяющим содержание и направление рекламы, является характер товара или услуги, от которого зависят не только рекламные средства, но и масштаб проведения рекламных мероприятий и необходимые для этого ассигнования. Например, в Германии значительные средства на рекламу затрачивают косметическая и фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, промышленность средств транспорта, предприятия, вы­пускающие моющие средства. Это связано с тем, что наибольшее количество фирм во всем мире действует именно в этой отрасли, очень разнообразен ассортимент различных косметических препаратов, моющих средств.

К рекламе экспортных товаров предъявляются особые требова­ния. Она должна быть максимально приспособлена к особенностям экономических, культурных и бытовых условий стран, в которые она направлена.

Наши рекомендации