Основные экспортеры и импортеры услуг в 1996 г.
Страна | Экспорт | Страна | Импорт | ||
млн. дол. | % | млн. дол. | % | ||
Всего | Всего | ||||
1. США | 18,88 | США | 12,27 | ||
2. Германия | 6,83 | Япония | 10,43 | ||
3. Франция | 6,72 | Германия | 10,32 | ||
4. Великобритания | 6,30 | Италия | 5,42 | ||
5. Италия | 5,62 | Великобритания | 5,41 | ||
6. Япония | 5,45 | Франция | 5,40 | ||
7. Нидерланды | 4,01 | Нидерланды | 3,69 | ||
8. Испания | 3,56 | Канада | 2,87 | ||
9. БЛЭС | 2,92 | БЛЭС | 2,70 | ||
10. Австрия | 2,87 | Австрия | 2,47 | ||
11. Сингапур | 2,42 | Республика Корея | 2,38 | ||
12. Канада | 2,29 | Испания | 1,97 | ||
13. Швейцария | 2,11 | Китай | 1,81 | ||
14. Республика Корея | 1,88 | Саудовская Аравия | 1,77 | ||
15. Китай | 1,66 | Таиланд | 1,57 | ||
16. Австралия | 1,49 | Швеция | 1,51 | ||
17. Таиланд | 1,37 | Сингапур | 1,50 | ||
18. Швеция | 1,36 | Австралия | 1,49 | ||
19. Дания | 1,33 | Швейцария | 1,24 | ||
20. Норвегия | 1,12 | Индонезия | 1,22 | ||
21. Турция | 1,05 | Дания | 1,20 | ||
22. Россия | 1,04 | Малайзия | 1,13 | ||
23. Малайзия | 0,97 | Норвегия | 1,08 | ||
24. Мексика | 0,88 | Ирландия | 1,06 | ||
25. Польша | 0,7 | Россия | 1,04 |
* HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. Geneva, 1999.
В соответствии с положения ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
· услуги для бизнеса;
· строительные услуги;
· услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);
· дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);
· транспортные услуги;
· финансовые услуги;
· образовательные услуги;
· услуги здравоохранения;
· туристические услуги;
· рекреационные услуги;
· услуги по охране окружающей среды;
· услуги, в другом месте не классифицированные
Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.
К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.
Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.
К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.
Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически отсутствовало.
Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регулирования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В результате этого в начале Уругвайского раунда была создана отдельная переговорная группа по услугам. В качестве образца и за основу для переговоров было взято ГАТТ, однако в связи со значительными отличиями в перемещении через границу товаров и услуг было оформлено совершенно новое соглашение — Генеральное соглашение по торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services,GATS).
ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.
В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось общим вопросам: определение понятий, правовых и институциональных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не существовало однозначного определения понятий «услуги» и «международная торговля услугами». Это вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете понятие «услуги» не было определено, а были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.
В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении каких способов она связывает себя обязательствами по либерализации либо замораживанию ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и ограничений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы потребителей в приобретении услуг от услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны.
В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:
· обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
· гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;
· не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;
· соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);
· участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право:
· сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;
· ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;
· сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;
· применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
· использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);
· участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.
В 2000 г. будет проведена первая оценка функционирования ГАТС и должны быть приняты решения по дальнейшей либерализации международной торговли услугами.
Аренда машин и оборудования
Относительно новой формой торговли услугами является аренда машин и оборудования, которая широко применяется в США с начала 60-х гг.
Аренда (от лат. arrendare — отдавать внаем) — форма хозяйствования, при которой на основе договора между арендодателем и арендатором последнему передаются в срочное возмездное владение и пользование различные объекты, необходимые для самостоятельного ведения хозяйства.
Предметами аренды могут быть земля и иное недвижимое имущество, машины, оборудование, разнообразные товары длительного пользования. Различают три вида аренды:
рентинг (renting) — краткосрочная аренда на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Предметом рейтинга обычно являются туристские товары, транспортные средства;
хайринг (hiring) — среднесрочная аренда на срок от нескольких месяцев до года. Предметом хайринга обычно являются транспортные средства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудование, сельскохозяйственные машины;
лизинг (leasing) — долгосрочная аренда на срок более одного года. Предметом лизинга обычно является строительно-монтажное, технологическое оборудование.
Рассмотрим более подробно лизинговые операции.
Существует мнение, что идея лизинга, по сути, не нова. Подобные сделки заключались еще в древнем государстве Шумер. В XI в. в Венеции также осуществлялись сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания якоря возвращались владельцам. Само слово «лизинг» вошло в употребление в последней четверти прошлого столетия, когда в 1877 г. телефонная компания BELL приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Мощным толчком к развитию лизинговых операций явилось создание в 1952 г. в Сан-Франциско компании United States leasing сorporation, для которой лизинг стал предметом основной деятельности.
На европейском рынке первые лизинговые общества появились в конце 50-х — начале 60-х гг. В настоящее время существует объединение европейских лизинговых обществ со штаб-квартирой в Брюсселе.
Лизинговыми операциями могут заниматься банки, торговые и промышленные предприятия, но, как правило, их осуществляют специализированные фирмы.
Для лизинговой операции наиболее типична следующая схема.
Арендодатель заключает арендный контракт с арендатором и подписывает с производителем оборудования контракт купли-продажи. Производитель передает арендатору предмет аренды. Лизинговая компания за свой счет или посредством полученного в банке кредита расплачивается с производителем и погашает кредит из арендных платежей.
Арендная плата включает периодические платежи в соответствии с процентом амортизации оборудования, затраты лизинговой компании по привлечению необходимых средств для его покупки, накладные расходы и прибыль лизинговой компании. Ставка арендной платы должна обеспечивать арендодателю получение прибыли не ниже средней нормы на вложенный капитал, а для арендатора стоимость аренды должна быть ниже стоимости банковского кредита на приобретение машин и оборудования.
Лизингополучатель (арендатор) заносит лизинговые взносы в бухгалтерские книги как текущие расходы (расходы на аренду). Для лизингодателя объект аренды оформляется как капиталовложение. В этой связи лизинговая компания может использовать инвестиционные налоговые льготы.
Несмотря на то, что при заключении договора лизингодатель предоставляет лизингополучателю право опциона, т. е. право покупки объекта за определенную цену или по остаточной стоимости, это право нельзя рассматривать как передачу права собственности в момент заключения лизингового договора. Собственником объекта аренды продолжает оставаться лизингодатель. В то же время при получении объекта в пользование арендатор принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание и др.). Гибель или невозможность использования впредь объекта аренды не освобождает лизингополучателя от обязанности погашать долг, т.е. лизингополучатель выплачивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом, а полную сумму амортизационных отчислений. В случае выявления дефектов в объекте лизинговой сделки лизингодатель считается полностью свободным от гарантийных обязательств и уступает лизингополучателю право предъявления претензий к поставщику данного оборудования.
Существуют две формы лизинга: оперативный и финансовый.
Оперативный лизинг предусматривает аренду оборудования в течение срока, который короче амортизационного периода. В этом случае машины и оборудование являются предметом ряда последовательно .заключаемых краткосрочных арендных соглашений и полная амортизация оборудования наступает в результате последовательного его использования несколькими арендаторами. Подобная операция в значительной степени представляет собой разновидность продажи услуг, в частности по предоставлению техники во временное пользование и потребление ее эксплуатационных возможностей. Такая аренда довольно часто используется для предварительной проверки технико-экономических показателей оборудования непосредственно в условиях эксплуатации.
После завершения срока действия лизингового соглашения предмет договора возвращается владельцу или заключается новое соглашение.
Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость оборудования, а также прибыль лизингодателя. В этом случае арендуемое оборудование не может неоднократно выступать предметом арендных соглашений, поскольку срок аренды обычно устанавливается исходя из нормального срока его эффективной службы. Такая арендная операция во многом напоминает обычную внешнеторговую сделку купли-продажи, но на специфических условиях, схожих с формами товарного кредитования, с той лишь разницей, что лизинг обеспечивает 100%-ное финансирование сделки, тогда как обычное кредитование предусматривает, как правило, частичную оплату наличными.
По истечении срока действия такого соглашения лизингополучатель может:
вернуть объект лизингодателю;
- купить объект по остаточной стоимости;
заключить новое соглашение на лизинг данного оборудования,
Различают также лизинг внутренний и международный.
Сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его за границу лизингополучателю, называется экспортным лизингом.
При закупке оборудования у инофирмы и предоставлении его отечественному лизингополучателю имеет место импортный лизинг.
При лизинге арендатор может обновлять оборудование без мобилизации значительных финансовых ресурсов, освобождается от процедур и расходов, связанных с владением имуществом, а также в ряде случаев ему предоставляется возможность пользоваться налоговыми льготами.
Для арендодателя лизинг выгоден тем, что он может получать прибыль в условиях жесткой конкуренции и отсутствия значительных финансовых средств у потребителей оборудования.
Правительства многих стран поощряют развитие аренды путем предоставления лизинговым компаниям льготных кредитов, снижения налогов, увеличения нормативов амортизационных отчислений и т.д., поскольку аренда способствует ускорению НТП и согласно правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства.
Причинами широкого распространения аренды являются:
для производителей — дополнительная возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках;
для потребителей — возможность в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса обновлять оборудование без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение.
Аренда также используется для обеспечения сезонных работ, например в сельском хозяйстве. Предметами аренды являются машины, оборудование, различное недвижимое имущество, выставочные, производственные и другие помещения, а также разнообразные товары длительного пользования.
Информационные услуги
В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал (более подробно о факторах производства и роли информации см. § 4 главы 1).
На современном этапе для информационного обеспечения, включая сферу международного и внешнеэкономического прогнозирования, характерны следующие особенности:
значительное увеличение спроса на информацию в 80-х — начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной борьбы. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации;
внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники, что позволило в развитых странах создать эффективные национальные и международные информационные сети. О повышении эффективности микросхем и снижении их себестоимости свидетельствует тот факт, что снизилась цена 1 бита — самой мелкой единицы количества информации. Если в 1970-1971 гг. 1 бит, стоил около 1 цента США, то в 1980 г. — 0,1 цента, а в середине 90-х гг. — 0,001 цента. За это время микро-схемы в расчете на 1 бит стали в 1000 раз дешевле и во столько же раз эффективнее; быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу новой технологии в информационных системах, даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных составляющих информатики, опережавших в конце 80-х — Начале 90-х гг. основные показатели экономического развития (темпы роста ВВП, промышленного производства, внешней торговли). Данные об объеме производства средств информатики приведены в табл. 9.3.
Таблица 9.3
Объем производства средств информатики в мире (1986-1995 гг.) *
*Крылов В.И. Мировой рынок информации//' Международный бизнес России. 1996. № 3. С. 37
С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость технических средств и программирования в абсолютном значении в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают затраты на приобретение электронно-вычислительной техники.
Важным аспектом функционирования рынка информационных услуг является деятельность компаний — владельцев банков данных и посредников. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, имеющие филиалы и обширную сеть клиентов. Владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов и из других источников данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. В связи с возрастанием объема перерабатываемой информации наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методов обработки, хранения массивов данных и их поиска, для решения которого создается специальное программное обеспечение, вместе с массивами информации составляющее банк данных. Для каждого такого банка вводится соответствующая система организации массивов информации.
В информационный рынок входят деловая, правовая, экологическая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация. Мировой рынок информационных услуг подчиняется общим законам конкурентной борьбы между сотнями тысяч взаимодействующих на этом рынке субъектов.
Рынок информационных услуг обычно подразделяется:
на глобальный (общепланетарный);
на международный (охватывающий группы стран);
на национальный (телевидение, радиовещание и другие средства массовой информации);
на региональный (теле- и радиопередачи по определенному региону); .
на локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);
на точечный (информационные сети в учебных заведениях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).
Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти экономически наиболее развитых стран. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли-продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. дол., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. Во всех перечисленных странах основу рынка составляют собственно информационные услуги.
Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран.
Реклама
Еще одним видом услуг на мировом рынке является реклама.
Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках сейчас действует большое количество различных фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию.
В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.
В настоящее время для рынка рекламы характерен процесс концентрации рекламной деятельности, поглощения крупными рекламными агентствами и средствами распространения рекламы более мелких. Растет влияние на рекламную сферу крупнейших рекламодателей, они все в большей степени вмешиваются в деловую активность рекламных агентств и средств распространения рекламы, контролируя их деятельность или скупая их. Монополизируя рынок рекламных услуг, промышленные фирмы получают монополию на сбыт производимых ими товаров.
Рекламу можно определить как вид деятельности либо произведенную в ее результате продукцию, целью которых является оказание целенаправленного воздействия на выбранную потребительскую аудиторию*.
* Рожков И.Я. Международное рекламное дело. — М., 1994. С. 7.
В США и других развитых странах термин «реклама» означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прессе, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на мероприятия, которые проводятся с целью продажи (sales promotion), на престижные мероприятия, нацеленные на завоевание благожелательного отношения общественности (public relations), a также на бурно развивающуюся в последнее время специфическую область рекламной деятельности, суть которой заключается в связях производителя с потребителем (direct — marketing).
В практике российской рекламы, в отличие от западной, понятие рекламы шире. К ней, в частности, относятся выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковка, печатная продукция (проспекты, каталоги, плакаты и т.д.), распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой деятельности.
В зависимости от целей различают следующие виды рекламы:
первоначальная;
конкурентная;
сохранная.
Первоначальная реклама имеет целью ознакомить заранее установленный круг возможных потребителей с новым для данного рынка товаром или услугами путем сообщения подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте продажи товара или услуги и т.д. Такая реклама должна убедить потребителя в необходимости купить новый товар или воспользоваться услугой.
Конкурентная реклама направлена на то, чтобы выделить рекламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показать его отличительные черты и убедить покупателя купить именно этот товар.
Сохранная реклама имеет целью поддержать спрос на ранее рекламируемый товар, поэтому она носит лишь напоминающий характер. Иногда такая реклама используется как временное воздействие на покупателя для ликвидации излишних запасов товаров на складах производителей или торговцев и сезонной распродажи товаров.
В зависимости от места проведения различают рекламу на внутреннем рынке и экспортную, или внешнеэкономическую, рекламу.
Внешнеэкономическая реклама имеет свои особенности, но в общем цели, принципы и средства рекламирования товаров на внешних рынках во многих случаях те же, что и во внутренней торговле. Особенно это касается так называемых марочных товаров.
Важным фактором, определяющим содержание и направление рекламы, является характер товара или услуги, от которого зависят не только рекламные средства, но и масштаб проведения рекламных мероприятий и необходимые для этого ассигнования. Например, в Германии значительные средства на рекламу затрачивают косметическая и фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, промышленность средств транспорта, предприятия, выпускающие моющие средства. Это связано с тем, что наибольшее количество фирм во всем мире действует именно в этой отрасли, очень разнообразен ассортимент различных косметических препаратов, моющих средств.
К рекламе экспортных товаров предъявляются особые требования. Она должна быть максимально приспособлена к особенностям экономических, культурных и бытовых условий стран, в которые она направлена.