Классификационная схема СМТК (3-я редакция)
Коды разделов и их наименования | Количество | |||
групп; их коды | подгрупп | позиции | субпозиций | |
0. Продовольственные товары и живые животные Food and live animals | 10(00-09) | |||
1. Напитки и табак Beverages and tobacco | 2(11-12) | |||
2. Сырье непродовольственное, кроме топлива Crude materials, inedible, exept fuels | 9(21-29) | |||
3. Минеральное топливо, смазки и подобные им товары Mineral fuels, lubricants and related materials | 4(32-35) | |||
4. Жиры, масла и воски растительного и животного происхождения Animal and vagetable oils, fats and waxes | 3(41-43) | |||
5. Химические продукты Chemicals and related products, n.e.s. | .9(51-59) | |||
6. Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам Manufactured goods classified mainly by material | 9(61-69) | |||
7. Машины, оборудование и транспортные средства Machinary and transport equipment | 9(71-79) | |||
8. Разные готовые изделия Miscellaneous manufactured articles | 8(81-85, 87-89) | |||
9. Товары и сделки, не включенные в вышеперечисленные разделы Commodities and transactions not classified elsewhere in SITC | 4(91,93,96,97) | |||
Итого: |
Классификация товаров на уровне групп осуществлялась:
по видам сырья, из которого изготовлен товар;
по степени обработки товара;
по назначению товара;
по месту товара в международной торговле.
Как и в предыдущих изданиях СМТК, в 3-м издании сохранена десятичная система кодирования: первая цифра кода соответствует товарному разделу, две — товарной группе, три — товарной подгруппе, четыре — товарной позиции, пять — субпозиции. Например:
8 — Раздел — «Разные готовые изделия».
88 — Товарная группа — «Фотоаппараты ... оптические приборы ... часы».
885 — Товарная подгруппа — «Часы ручные, настольные, стенные».
8857 — Товарная позиция — «Часы настольные, стенные».
88574 — Субпозиция — «Будильники на батарейках, аккумуляторах или питающиеся от сети».
На основе 3-го издания СМТК можно определить сопоставимые показатели, характеризующие объем и структуру экспорта и импорта различных стран, а также с помощью специального «ключа» производить перегруппировку товаров с СМТК на другие классификации и номенклатуры.
Для статистики международной торговли применяется также Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) ООН (Classification by Broad Economic Categories (ВЕС)). Ныне действующая редакция издана в 1989 г. Классификационная схема КУЭГ представлена в табл. 3.3.
Таблица 3. 3. Классификационная схема КУЭГ
1. Продовольственные товары и напитки | 1 Food and bevereges | |
1.1. Сырьевые товары | 11 Primary | |
1.1.1. Для промышленного потребления | 111 Mainly for industry | |
1.1.2. Для личного потребления | 112 Mainly for household | |
1.2.Обработанные полуфабрикаты 1.2.1. Для промышленного потребления 1.2.2. Для личного потребления | 12 Processed 121 Mainly for industry 122 Mainly for household consumption | |
2. Промышленное сырье (непродовольственное) | 2 Industrial supplies not elsewhere specified | |
2.1. Сырьевые товары | 21 Primary | |
2.2. Полуфабрикаты | 22 Processed | |
3. Топливо и смазки | 3 Fuels and lubricants | |
3.1. Сырьевые товары | 31 Primary | |
3.2. Полуфабрикаты | 32 Processed | |
3.2.1. Бензин | 321 Motor spirit | |
3.2.2. Прочие полуфабрикаты | 322 Other | |
4. Машины, оборудование и части к ним (кроме средств транспорта) | 4 Capital goods (exept transport equipment), and parts and accessories thereof | |
4.1. Машины и оборудование | 41 Capital goods (exept transport equipment) | |
4.2. Части и принадлежности | 42 Parts and accessories | |
5. Транспортные средства, их части и принадлежности | 5 Transport equipment and parts and accessories thereof | |
5.1. Легковые автомобили | 51 Passenger motor cars | |
5.2. Другие автомобили | 52 Other | |
5.2.1. Транспортные средства производственного назначения | 521 Industrial | |
5.2.2. Транспортные средства личного потребления | 522 Non-industrial | |
5.3. Части и принадлежности к транспортным средствам | 53 Parts and accessories | |
6. Потребительские товары | 6 Consumer goods not elsewhere specified | |
6.1. Товары длительного пользования | 61 Durable | |
6.2. Товары среднесрочного пользования | 62 Semi-durable | |
6.3. Товары краткосрочного пользования | 63 Non-durable | |
7. Товары, не включенные в перечисленные выше группы | 7 Goods not elsewhere specified |
КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в .этих классификациях, распределены на семь групп в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы — по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые — в зависимости от срока пользования.
В КУЭГ также определены следующие основные понятия.
Сырьевые товары — продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.
Полуфабрикаты — продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления.
Готовые изделия — все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.
Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, — товары со сроком пользования один год и менее.
Готовые изделия длительного пользования — изделия со сроком потребления свыше одного года, предназначенные для промышленности, а также для государственных и частных учреждений, классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, которое классифицируется как товары, не отнесенные к другим категориям.
Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования — товары со сроком потребления один год или менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.
Товары среднесрочного пользования — товары со сроком пользования от 1 до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.
Товары длительного пользования — товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 до 3 лет, но с высокой стоимостью.
В табл. 3.4 показана товарная структура международной торговли, в табл. 3.5 — доли основных товаров в мировом экспорте в 1980-1996гг.
Таблица 3.4
Товарная структура международной торговли (%) *
- | |||||
Сырьевые товары (0+1+2+3+4+68) | 43,44 | 26,97 | 23,64 | 23,11 | 22,53 |
Промышленные товары (5+6+7+8-68) | 54,23 | 70,50 | 73,65 | 74,44 | 74,72 |
Продовольственные товары (0+1+22+4) | 11,05 | 9,33 | 9,33 | 9,25 | 8,95 |
Сельскохозяйственное сырье (2-22-27-28) | 3,69 | 3,02 | 2,53 | 2,73 | 2,80 |
Руды и металлы(27+28+68) | 4,67 | 3,64 | 2,96 | 3,09 | 3,35 |
Топливо (3) | 24,03 | 10,99 | 8,82 | 8,04 | 7,44 |
Химические товары (5) | 7,03 | 8,83 | 8,88 | 9,22 | 9,48 |
Машины, оборудование и транспортные средства (7) | 25,64 | 35,18 | 37,47 | 38,12 | 38,48 |
Разные промышленные товары (6+8-68) | 21,56 | 26,49 | 27,30 | 27,11 | 26,77 |
Handbook of International Trade and Development Statistics 1996/97. — Geneva. 1999.
Таблица 3.5
Доля основных товаров в мировом экспорте в 1980-1996 гг. *
1980-81 | 1990-91 | 1994-95 | |||
333 Нефть неочищенная | 16,23 | 333 Нефть неочищенная | 5,75 | 781 Пассажирские автотранспортные средства | 4,87 |
334 Нефтепродукты | 4,35 | 781 Пассажирские автотранспортные средства | 5,03 | 333 Нефть неочищенная | 4,34 |
781 Пассажирские автотранспортные средства | 2,99 | 334 Нефтепродукты | 2,76 | 776 Транзисторы, электронные лампы и т. д. | 3,26 |
784 Запчасти для автотранспортных средств | 1,71 | 784 Запчасти для автотранспортных средств | 2,51 | 752 Автоматические устройства обработки данных | 2,51 |
341 Газ | 1,69 | 792 Самолеты и соответствующее оборудование | 2,11 | 784 Запчасти для автотранспортных средств | 2,51 |
931 Товары, не вошедшие в классификацию | 1,53 | 752 Автоматические устройства обработки данных | 2,06 | 931 Товары, не вошедшие в классификацию | 2,40 |
792 Самолеты и соответствующее оборудование | 1,36 | 931 Товары, не вошедшие в классификацию | 1,86 | 764 Телекоммуникационное оборудование | 2,29 |
782 Грузовые и специальные автомобили | 1,17 | 776 Транзисторы, электронные лампы и т. д. | 1,86 | 334 Нефтепродукты | 1,91 |
641 Бумага | 1,07 | 764 Телекоммуникационное оборудование | 1,77 | 759 Запчасти и составляющие для офисного оборудования | 1,84 |
764 Телекоммуникационное оборудование | 1,06 | 759 Запчасти и составляющие для офисного оборудования | 1,51 | 778 Электрооборудование | 1,54 |
674 Железо и сталь листовые | 1,00 | 641 Бумага | 1,50 | 792 Самолеты и соответствующее оборудование | 1,54 |
678 Железные и стальные трубы и пр. | 0,91 | 583 Полимерные изделия прочие | 1,44 | 583 Полимерные изделия прочие | 1,46 |
583 Полимерные изделия прочие | 0,86 | 541 Медицинские, фармацевтические изделия | 1,16 | 641 Бумага | 1,45 |
793 Корабли, лодки | 0,86 | 728 Прочив машины для отдельных отраслей | 1,15 | 541 Медицинские, фармацевтические изделия | 1,45 |
723 Инженерное оборудование… | 0,83 | 778Электрооборудование | 1,14 | 772 Части передаточных механизмов | 1,29 |
041 Пшеница | 0,82 | 782 Грузовые и специальные автомобили | 1,13 | 728 Прочие машины для отдельных отраслей | 1,19 |
728 Прочие машины для отдельных отраслей | 0,80 | 874 Измерительное, контрольное оборудование | 1,11 | 749 Части неэлектрических машин | 1,16 |
Handbook of International Trade and Development Statistics. 1994,1999
Мировые цены
Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. В связи с этим обычно выделяют:
1) цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:
в свободно конвертируемой валюте, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;
2) цены по клиринговым соглашениям;
3) цены по программам в рамках государственной помощи и др.
При этой множественности цен под собственно мировыми понимаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импортные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. При этом операции должны:
1) осуществляться на регулярной основе, поскольку цены сделок, носящих случайный, эпизодический характер, не являются представительными;
2) носить раздельный коммерческий характер, т.е. не учитываются операции встречной торговли, поставки товаров в рамках государственной помощи и т.п., «связанный» характер которых существенно влияет на цены;
3) выполняться в условиях свободного торгово-политического режима, т.е. есть качестве мировых не могут служить, например, цены, установленные в рамках замкнутых экономических группировок (так называемые цены «закрытого рынка»);
4) осуществляться в свободно конвертируемой валюте.
В международной торговле применяются два основных вида цен: расчетные и публикуемые.
Расчетные цены индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. К ним относятся:
справочные цены;
биржевые котировки;
цены аукционов;
цены торгов;
цены фактических сделок;
цены предложения крупных фирм.
Одними из наиболее широко применяемых в международной торговле мировых показателей являются справочные цены, представляющие собой цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле промышленно развитых стран. Справочные цены регулярно публикуются практически по всем основным видам продукции, реализуемой на мировом рынке.
Источниками справочных цен являются экономические отраслевые газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены носят номинальный характер, играют роль лишь отправной точки, с которой начинается процесс согласования цен при заключении сделок.
Справочные цены в большинстве случаев представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте (базисном пункте). Базисные цены устанавливаются в соответствии с так называемыми базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет (см. § 5 главы 8).
Исходя из особенностей ценообразования обычно выделяют две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.
Мировыми ценами на продукцию обрабатывающей промышленности обычно являются экспортные цены крупных компаний производителей и экспортеров этой продукции. Экспортные цены базируются на ценах этих компаний на внутреннем рынке, которые чаще всего рассчитываются по методу полных затрат или методу прямых затрат*.
•Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Мировые цены: особенности формирования//МЭиМО. 1997. №3.
По методу полных затрат суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним добавляется величина предполагаемой прибыли. Полученный таким образом ожидаемый доход от реализации делится на количество производимых за месяц товаров. В результате получается фабричная цена одной единицы изделия.
По методу прямых затрат сначала определяются несколько вариантов предполагаемых цен и соответствующие предполагаемые объемы продаж. Из полученной величины ожидаемого дохода вычитаются прямые (переменные) затраты. Тем самым определяется наценка — маржинальная прибыль на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж. Из полученной маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы. Полученная прибыль сравнивается по всем вариантам, после чего определяется, какая из предполагаемых цен может принести максимальную прибыль.
Цены, рассчитанные по одному из двух методов, уточняются с помощью развернутой системы скидок с цены и надбавок к цене в зависимости от состояния конъюнктуры.
В то же время определить мировые цены на машины и оборудование достаточно сложно. Определенное значение могут иметь так называемые удельные цены, т.е. цены, рассчитанные на единицу производительности, мощности и т.п.
При установлении мировых цен на сырьевые товары основную роль играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих рынках. Для некоторых видов сырьевых товаров цены устанавливаются основными экспортерами (например, экспортные цены США и Канады на пшеницу), а для других — на основе биржевых котировок (например, цены Лондонской биржи металлов)'или цен аукционов (например, цены Санкт-Петербургского и других пушных аукционов). Особое значение при формировании цен на многие виды сырьевых товаров имеют соответствующие объединения стран — экспортеров или производителей (например, цены на нефть стран — членов ОПЕК), что совсем не характерно для ценообразования на продукцию обрабатывающей промышленности (об особенностях ценообразования на рынках отдельных видов сырьевых товаров см. главу 4).
Товарные биржи
Распространенным способом торговли для ряда сырьевых товаров являются товарные биржи, представляющие собой постоянно действующие оптовые рынки однородных (заменимых) товаров.
Впервые биржи возникли в Европе в XV-XVI вв. С тех пор изменились и их роль, и их функции. Тем не менее они оказывают значительное влияние на мировую торговлю. На товарных биржах совершается около 20% операций с сырьевыми товарами, а цены во внебиржевой торговле устанавливаются на основе биржевых котировок. Кроме того, биржа является не только местом заключения сделок, но и центром информации обо всем, что касается того или иного биржевого товара.
К крупнейшим мировым товарным биржам относятся Лондонская биржа металлов, Чикагская торговая палата, Чикагская товарная биржа. Нью-йоркская товарная биржа. Французская международная фьючерсная биржа. Ниже приведен перечень основных товарных бирж.
Биржи бывают публичными и частными. Наиболее распространены частные биржи, организованные в форме акционерных обществ, но не выплачивающие своим членам дивиденды. Члены таких бирж получают монопольное право на осуществление биржевых сделок.
Институт биржи основывается на принципе членства. Это означает, что только члены биржи имеют право непосредственно и в полной мере использовать преимущества, создаваемые биржей в торговле. Прежде всего члены биржи имеют право на заключение сделок на ней, что позволяет им проводить операции за свой счет и в качестве посредников (брокеров) в интересах нечленов биржи. Они также имеют право участвовать в биржевых собраниях и в выборах руководства биржи.
Членами товарных бирж являются, как правило, физические лица, представляющие промышленные или торговые компании, производящие или торгующие товаром, обращающимся на бирже. Торговые компании финансируют покупку членства и поддерживают кандидата. На некоторых биржах членство граждан других стран ограничено. Кроме того, кандидат в члены биржи должен быть платежеспособным. Финансовые требования различаются в зависимости от цели членства. Если кандидат собирается использовать членство для себя, то к нему предъявляются достаточно высокие требования. В случае же членства в интересах компании личное финансовое положение не играет существенной роли, но при этом имеют значение величина оборотов компании и ее уставный капитал.
На многих биржах существуют различные категории членства в зависимости от степени ограниченности прав. Например, существенным критерием классификации может быть право непосредственного заключения сделок, которым обладают так называемые члены ринга, остальные же члены биржи имеют право только на свободный вход на биржу и могут во время биржевых сессий давать поручения членам ринга на заключение сделок за их счет.
Количество членов может быть оговорено в уставе биржи либо устанавливается советом директоров. Цена членства зависит прежде всего от активности биржи и от ее значения в обороте данным товаром, от преимуществ, получаемых от данного членства, а также от наличия свободных мест.
Участники биржи, так же как и ее члены, могут заключать сделки, но не имеют права на скидки, а также не имеют права участвовать в выборе руководства биржи.
Брокеры нанимаются для посредничества при заключении сделок. Они действуют от имени и за счет третьих лиц, получая за свои услуги комиссионные. Комиссионные обычно составляют доли процента от цены товара, но, тем не менее, их доходы бывают значительными, поскольку стоимость каждого контракта достаточно высока, а обороты на бирже имеют массовый характер. Брокеры должны соблюдать определенные условия, оговоренные в уставе биржи, а также сдать соответствующий экзамен. Посредничество брокеров является необходимым, так как клиенты зачастую находятся далеко от биржи. Но прежде всего это необходимо с формальной стороны, поскольку только определенным лицам доверяется непосредственное заключение сделок. Функции брокеров обычно выполняют члены или участники биржи.
Приглашенные гости являются последней группой участников биржевой торговли. Они могут заключать сделки с помощью членов биржи или брокеров.
Биржевые товары
К товарам, традиционно являющимся предметом биржевого оборота, относятся:
· продукты растительного происхождения (зерно, масличные культуры, сахар, кофе, какао, чай, пряности, хлопок, апельсиновый сок, каучук и т. п.);
· продукты животного происхождения (живой скот, мясо свежее и мороженое, бекон, бройлеры, яйца, топленое сало, щетина, кожи, шерсть, шелк-сырец, рыбная мука);
· энергетические и смазочные материалы, а также иные химикаты (нефть, бензин, смазочные масла, пропан, кокс, ацетон, спирт, каустическая сода и др.);
· металлы, а также изделия и полуфабрикаты из них. Биржевые товары отличаются от других сырьевых товаров наличием у них некоторых общих признаков, характеризующих их как предметы биржевой торговли:
1) биржевой товар должен быть однородным (заменимым), т.е. каждую партию данного товара можно без ущерба для потребителя заменить любой другой партией товара аналогичного качества и количества;
2) биржевой товар должен быть пригодным для стандартизации, т.е. для создания классификационного стандарта, на основе которого заключаются сделки без наличия товара;
3) биржевой товар не должен быстро портиться;
4) спрос и предложения на биржевой товар должны носить массовый характер;
5) предложение биржевого товара должно, как правило, превышать его спрос в течение достаточно продолжительного времени;
6) величина спроса и величина предложения на биржевой товар должны быть легко прогнозируемы.
Хотя на современных биржах зачастую торгуют товарами, которым не присущи данные признаки, что связано с усилением влияния на биржевую торговлю техники осуществления операций, такие признаки, как заменяемость и пригодность к стандартизации, все же являются определяющими для биржевых товаров.
В самом широком смысле стандарт представляет собой образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других подобных товаров. Конкретные характеристики данного образца должны быть четко определены и описаны. Стандартизация используется в торговле для того, чтобы обеспечить потребителю однородность товара по качеству, размерам, весу, внешнему виду. Для этого в процессе стандартизации выделяется небольшое количество типичных сортов определенного товара, охватывающих большую часть его производства. Стандартизированный товар можно продавать и покупать, пользуясь только названиями и (или) номерами сортов. Помимо качественных характеристик стандартными в биржевой торговле являются количество товара, время и место поставки.
На каждой бирже в торговле определенным товаром используются стандартные контракты, в которых указаны качественный стандарт, имеющий значительную долю в обороте данным товаром, а также характер сделки.
Поставщик товара высшего стандарта по сравнению с указанным в стандартном контракте получает доплату (премию), а поставщик товара низшего стандарта — меньшую цену.
На товары устанавливаются цены (котировки) трех типов:
цена продавца, т.е. цена, по которой владелец товара хочет его продать;
цена покупателя, т.е. цена, по которой покупатель хочет приобрести товар;
цена, по которой фактически была заключена сделка.
На некоторых биржах выделяются во всех трех указанных типах также цены начала, середины и конца биржевой сессии, что позволяет участникам биржевой торговли ориентироваться в краткосрочных тенденциях изменения цен.
Котировки устанавливаются на сорт, который был принят в стандартном контракте, а также на определенное количество товара, являющееся единицей сделки на данной бирже. Эти определенные единицы могут различаться в зависимости от сорта товара, а также для одного и того же сорта товара на разных биржах. Руководство биржи определяет минимальный размер партии товара для реализации на бирже (лот), который является кратным единице товара. Например, на американских биржах при торговле пшеницей за единицу измерения принимается I бушель, а минимальный размер партии для реализации составляет 5000 бушелей. При торговле медью на Лондонской бирже металлов (LME) за единицу измерения принимается I т, цены устанавливаются в фунтах стерлингов за I т, а минимальный размер партий составляет 25 т. На Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) при торговле медью единицей измерения является I фунт (453,59 г), цены устанавливаются в центах за I фунт, а минимальный размер партии — 25 000 фунтов.