Классификация по задачам и функциям торговых организаций.
По задачам и функциям торговые организации делятся на оптовые, розничные, общественного питания, объединения этих организаций и смешанные объединения: оптово-розничные торговые организации, производственно-торговых организаций, торгово-финансовые промышленные группы и др.
1. Оптовые торговые организации можно классифицировать
· По масштабу и характеру деятельности оптовые организации делятся на общенациональные (федеральные), межрегиональные и региональные.
Оптовые организации общенационального (федерального) уровня призваны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка, обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям на всей территории страны. Их товарный ассортимент формируется с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, с учетом специфики развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. В задачи этих оптовых организаций входят формирование необходимых каналов товародвижения для крупных отечественных производителей товаров и создание благоприятных условий для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков товаров.
К оптовым организациям федерального уровня относятся и оптовые организации, работающие в исторически сложившихся центрах производства товаров (текстиль, хрусталь, керамика, виноградарство и т.д.).
Межрегиональные оптовые организации действуют в масштабах нескольких регионов; их целевое назначение состоит также в обслуживании труднодоступных регионов России — территорий Крайнего Севера, Дальнего Востока и др.
Оптовые организации регионального уровня составляют основу российской оптовой торговой системы и включают независимые оптовые организации, оптовые организации региональных промышленных и крупных розничных организаций. Региональные оптовые организации в первую очередь обеспечивают товарами региональные потребительские рынки, закупая товары у оптовых организаций федерального и регионального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей по всей территории страны.
· По товарной специализации оптовые организации делятся на специализированные и универсальные.
Специализированные оптовые организации осуществляют закупку и продажу розничным торговым организациям, индивидуальным предпринимателям; другим оптовым организациям товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например, обувь, хозяйственные товары, овощи и т.д. При специализации оптовых организаций на торговле определенным товаром их называют дилерами, а при торговле товарами определенного производителя — официальными дилерами. Дилеры должны быть юридическими лицами и самостоятельно совершать покупки и продажи товаров от своего имени.
Универсальные оптовые организации осуществляют закупку и продажу универсального ассортимента продовольственных или непродовольственных товаров.
· По роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций оптовые организации можно разделить на независимые оптовые торговые организации, приобретающие право собственности или право хозяйственного ведения на товар, реализуемый с их участием; посреднические организации, не приобретающие вещных прав на товар, а оказывающие услуги по доведению товара от изготовителя до потребителя; организации — специальные участники оптового оборота: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки, аукционы, торги, оптовые рынки.
Независимые оптовые организации действуют от своего имени и за свой счет. Товародвижение через них от производителя до потребителя оформляется различными договорами, например, договорами поставки, купли-продажи. С учетом совершаемых операций различают оптовые организации —дилеры, торговые дома, дистрибьюторские экспортные и импортные организации и др.
Дилеры — это оптовые организации, которые, приобретают товары у промышленных организаций и продают их покупателям, принимая на себя по договору сервисные обязанности, поставку запасных частей и мелкий ремонт.
Торговые дома представляют собой многофункциональные организации, занимающиеся в том числе оптовой торговлей, т.е. приобретением товаров для их дальнейшего продвижения, в том числе для подсортировки, обработки, расфасовки, упаковки, и т.д.
Во внешнеторговом обороте создаются и действуют дистрибьюторские организации, которые реализуют импортируемый товар на территории страны. Как правило, их отношения с иностранными поставщиками носят долгосрочный характер. Дистрибьюторы занимаются изучением спроса и рекламой и формируют складские запасы товаров.
Оптовые посреднические организации, оказывающие услуги по доведению товаров от изготовителя до потребителя, но не совершающие операций с товаром и не приобретающие вещных прав на товар, выступают как представители клиентов, действующие по их поручению и за их счет. К зависимым оптовым организациям — посредникам относятся агентские и брокерские организации; отношения между ними и клиентами оформляются агентскими договорами и договорами поручения и комиссии. Главной задачей их деятельности является информационное обеспечение участников торгового оборота.
Оптовые организации - агенты, как правило, выполняют сбытовые операции по поручению промышленных организаций — производителей товаров, причем последние сохраняют за собой право собственности на товары до их перехода к покупателю. Оптовые организации -брокеры являются одной из разновидностей оптовых организаций-агентов и могут одновременно выступать агентами как продавца, так и покупателя товара. Оптовые организации — посредники занимаются поиском и сведением продавцов и покупателей и не участвуют в сделках между ними.
· В зависимости от организации сбыта и объема выполняемых работ субъекты оптовой торговли делятся на организации с полным циклом обслуживания (доставка товаров, сервис, широкий товарный ассортимент и т.д.) и на оптовые организации и индивидуальных предпринимателей, торгующих за наличный расчет в пределах разрешенных сумм наличных расчетов без доставки товаров (в этом случае покупатель сам комплектует свои заказы на складе и закупает товары мелкими партиями), а также на оптовые организации и индивидуальных предпринимателей, торгующих со стеллажей, арендуемых у других торговых организаций.
2. Розничные торговые организации создаются для продажи продовольственных и непродовольственных товаров населению и обеспечения надлежащего уровня качества торгового обслуживания. Розничные торговые организации можно классифицировать
· по масштабу деятельности (с учетом численности занятых работников-посредников и размеров торговых площадей они делятся на малые, средние и крупные);
· по товарной специализации — узкоспециализированные, специализированные и универсальные торговые организации;
· по методу обслуживания покупателей — магазины самообслуживания, с традиционными формами обслуживания (через прилавок), с торговлей по образцам, каталогам и по почте, салонная торговля, магазины-склады, торговля через автоматы, электронная торговля и др.;
· по группам обслуживаемых потребителей — торговые организации, ориентированные на покупателей с доходами выше среднего уровня (элитные магазины, крупные универсальные магазины, супермаркеты, торговые центры и др.); на покупателей с доходами среднего уровня — универмаги, универсамы, минимаркеты, магазины "Продукты"; на покупателей с доходами ниже среднего уровня — магазины низких цен, магазины, продающие товары по сниженным ценам, магазины "Ветеран" и др.
3. Объединения торговых организаций и смешанные объединения. Основными преимуществами объединений являются снижение трансакционных издержек, более высокая квалификация и специализация управления торговыми организациями, снижение расходов на информацию и рекламу, более экономически выгодные условия закупки товаров и др.
В торговле в настоящее время создаются цепные торговые организации, представляющие собой объединения, в которых крупная торговая организация создает собственную торговую сеть организаций, заключает договор с малыми или средними торговыми организациями, которые получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головной организации. Такие объединения могут создаваться в розничной и оптовой торговле, в общественном питании.
Объединения торговых организаций ассоциативного типа создаются в розничной торговле и общественном питании. Сущностью этих объединений является то, что группа малых и средних торговых организаций стремится обеспечить свою стабильность без использования известной торговой марки головной организации, т.е. на основе формирования образа новой торговой группы, способной к конкуренции на товарном рынке за счет согласования и централизации выполнения наиболее важных функций своей хозяйственной политики.
Оптово-розничные цепи, или как их называют — объединения контрактного типа, создают для координации функций оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения. Причем розничные торговые организации, входящие в цепь, как правило, имеют единое фирменное наименование, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику, определяемую оптовой торговой организацией.