Сельское хозяйство и положение крестьянства
Ведущей отраслью сельского хозяйства в Чувашии продолжало оставаться земледелие. Повсеместно господствовало трехполье с Чередованием озими, яровых и пара.
Орудия и приемы земледелия в основном были те же, что и в XVII в. Стало внедряться удобрение почвы навозом и золой. Прополка хлебов практиковалась лишь изредка.
Чувашские крестьяне выращивали в огородах капусту, репу, огурцы, чеснок, лук, редьку и пр. Сады имелись лишь в помещичьих имениях, городах и у некоторых из русских крестьян. С середины столетия появляются сады и в чувашских деревнях. Зарождается окультуренное хмелеводство.
Важной отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. Значение бортничества падало, но пасечное пчеловодство развивалось заметно быстро. Крестьяне продолжали заниматься и охотой, а в приречных районах — рыболовством.
Чувашские крестьяне занимались различными ремеслами. В конце ХVIII в., после снятия запрета заниматься металлообработкой, чувашские крестьяне взялись и за кузнечное дело.
В конце ХVIII - первой половине ХIХ вв. значительное развитие среди них получили сельские промыслы (бондарное дело, производство корзин, валяние войлока, шляп, кошмы, рогож и кулей, витье канатов, производство смолы, дегтя, древесного угля и т. д.).
К началу ХIХ в. в чувашских селениях увеличилось количество зажиточных крестьян, занимавшихся предпринимательством и торговлей, они содержали мельницы, мелкие предприятия, постоялые дворы, открывали в базарных селениях трактиры. Однако таких крестьян среди чувашей было гораздо меньше, чем среди русских и татар.
В 18 в. усиливается имущественная дифференциация крестьян. Богатеи — сьрме-пуяпы и пуяны — обрабатывали 20—50 десятин земли, содержали по 10—15 лошадей и коров, много другого скота и птицы. Большинство же крестьянских хозяйств пользовалось 6—7 десятинами; такие хозяйства держали по 2—3 лошади, 1—2 коровы, около десятка овец и т. п. Малоземельные хозяйства, составлявшие более одной трети дворов, засевали 2—4 десятины, имели одну лошадь и корову, небольшое количество мелкого скота и птицы. Безземельных дворов было относительно мало (в первой четверти XVIII века безъясачные, или бобылъские, дворы составляли около 1 процента).
Государственные крестьяне не могли оставлять тяглые наделы. Им не позволялось отлучаться из деревни без разрешения чиновников и волостных сотников. Свободно переходить в другие сословия они также не могли. Феодально-крепостническая эксплуатация отягощалась произволом, вымогательствами и взяточничеством чиновничье-дворянской бюрократии и местных помещиков. Помещики нередко обращались с чувашскими крестьянами как со своими крепостными. Воеводы и чиновники чувствовали себя на местах полновластными хозяевами. Крестьян избивали, накладывали на них дополнительные незаконные поборы, отбирали деньги и имущество. Чувашские крестьяне, как и крестьяне других нерусских народов России, подвергались не только социальному, но и национальному угнетению. Местные чиновники назначались исключительно из русских, в учреждениях и судопроизводстве применялся лишь русский язык, подавлялись зачатки национальной культуры. Официальные круги и господствующие сословия пренебрежительно относились к быту, нравам и обычаям чувашей.
3. Восстание под руководством Е. И. Пугачева на территории Чувашского края.
В конце третьей четверти ХVIII в. в Российской империи развернулась мощная крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева, охватившая Приуралье, Зауралье, Среднее и Hижнее Поволжье. Крестьянская война началась в сентябре 1773 г. выступлением казаков на реке Яике (Урале). Активное участие в движении приняли чуваши, работавшие на уральских заводах.
Hа заключительном этапе крестьянской войны, потерпев поражение в Казани, Пугачев с остатками своего войска в ночь на 17 июля 1774 г. переправился через Волгу ниже села Сундырь (ныне город Мариинский Посад) на чувашский берег. Около д. Выла Базары была устроена торжественная встреча Пугачева, организовал Михаил Негей.
В этот период восстание охватило почти все селения Чебоксарского, Ядринского и Курмышского, значительные части Цивильского и Козьмодемьянского уездов. В Чебоксарском и Цивильском уездах с 17 по 27 июля происходили крупные восстания в десятках селений. Крестьяне-чуваши группами и в одиночку вступали в пугачевское войско и становились «казаками».
В июле Пугачев вступил в Курмыш, беспрепятственно въехал в Алатырь и несколькими колоннами двинулся на Саранск. В Алатыре в войско Пугачева стали принимать только конных крестьян. Пугачев выступал под именем Петра 3, издавал указы, по которым освобождал крестьян от неволи, уменьшал налоговое обложение.
После ухода войск Пугачева крестьянское движение в Чувашии не прекратилось. Вооруженные русские и чувашские крестьяне объединялись в крупные отряды, чтобы завладеть уездными городами, в частности, Ядриным и Курмышом. Войска, прибывшие из Казани, жестоко подавили эти попытки, многие повстанцы были повешены. Известный руководитель крестьянского движения в районе Хоршеваш Михаил Иванов (Hегей), совершивший 27 июля с отрядом численностью более 200 человек безуспешное нападение на Курмыш, был схвачен и умер при пытках.
К началу августа карательные отряды вторглись в восставшие села и деревни, огнем и мечом приводя чувашских крестьян в повиновение, подвергая их массовым экзекуциям и арестам. Большие группы повстанцев из чувашских крестьян были навечно сосланы на каторжные работы.