Методические указания и темы курсовых работ
для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Хабаровск 2007
ББК У9 (2)
Х 12
Организация коммерческой деятельности (по отраслям и сферам применения) : методические указания и темы курсовых работ для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» / сост. С. И. Сидоренко, Е. Н. Толстокорова, М. С. Порт. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. – 32 с.
Рецензент : канд.экон.наук, доцент
кафедры маркетинга и
коммерции ТОГУ
М.В. Ивашкин
Утверждено издательско-библиотечным
советом академии в качестве методических
указаний для студентов
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007.
Содержание
Введение. 4
1. Содержание курса. 5
2. Методические указания по выполнению курсовых работ. 16
2.1. Выбор темы работы и объекта исследования. 16
2.2. Сбор, изучение, обработка исходного материала. 17
2.3. Требования к содержанию работы.. 18
2.4. Процедура и критерии оценки работы.. 21
3. Общие требования к оформлению курсовой работы.. 21
4. Тематика курсовых работ. 23
5. Библиографический список. 27
Введение
Эффективное функционирование всех отраслей и сфер экономики в значительной мере определяется уровнем профессионализма и компетенции занятых в них специалистов, в том числе в области коммерческой деятельности. При этом качественная подготовка коммерсантов предполагает необходимость усвоения комплекса теоретических знаний и практических навыков, самостоятельной работы студентов, проведения научных исследований.
Дисциплина «Организация коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения)» является составной частью дисциплин специализации в профессиональной подготовке по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» в соответствии с ГОС ВПО второго поколения и имеет целью изучение содержания процессов организации и управления коммерческой деятельностью предприятий различных отраслей и сфер экономики.
Выполнение курсовой работы по данной дисциплине предполагает знание студентами:
- специфики организации и управления коммерческой деятельностью на различных уровнях;
- особенностей реализации основных коммерческих процедур и операций: установления хозяйственных связей, формирование товарного ассортимента, закупки и реализации товаров и услуг и т.д.;
- способов и методов моделирования коммерческой деятельности на различных этапах;
- основ управления товародвижением, сервисным обслуживанием, стимулированием продаж.
Содержание курса
Типовая программа курса «Организация коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения)» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования содержит следующие темы.
Раздел 1. Организационно-правовые формы функционирования предприятий по отраслям и сферам применения
Тема 1. Хозяйственные организации
Основная классификация хозяйственных организаций. Типология организаций как юридических лиц. Характеристика коммерческих и некоммерческих организаций. Основные единичные и групповые организационные формы компаний. Особенности функционирования факторинговых и инжиниринговых компаний.
Тема 2. Организация коммерческих служб, управление коммерческой деятельностью предприятий
Цели, функции и задачи коммерческой службы хозяйственного предприятия. Управление коммерческой деятельностью предприятия как системой: методология, процесс, структура, техника и технология управления.
Тема 3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности
Информация как предмет коммерческого распространения. Технология и индустрия коммерческого распространения информации.
Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия, автоматизация торговли. Привлекательность использования передовых технологий и электронной коммерции для развития бизнеса в России.
Раздел 2. Планирование снабжения, сбыта и организация коммерческой деятельности на предприятиях по отраслям и сферам применения
Тема 4. Планирование снабжения
Сущность планирования и обеспечения хозяйственного предприятия материальными ресурсами, определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов. Составные части и основные показатели плана материально-технического снабжения деятельности предприятия, контроль за его реализацией.
Тема 5. Планирование сбыта
Основные этапы планирования сбыта: определение внешних и внутренних факторов; подбор внешней и внутренней информации; анализ результатов деятельности предприятия и показателей текущего плана; план сбыта. Составляющие плана сбыта: цели и задачи сбыта, стратегия и тактика сбытовой деятельности, организационные меры по её осуществлению, методы проверки плана сбыта.
Тема 6. Организация коммерческой деятельности на хозяйственных предприятиях
Организационная структура и функции отделов снабжения предприятий. Способы организации деятельности аппарата сбыта. Регламентация организационных отношений в организационных структурах коммерческой деятельности предприятия.
Тема 7. Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта как один из прогрессивных приёмов, направленный на достижение коммерческого успеха. Особенности стимулирования сбыта потребительских товаров. Роль стимулирования в жизненном цикле товара. Основные цели стимулирования продаж. Выбор форм и методов стимулирования сбыта. Последствия и побочные эффекты стимулирования сбыта продукции.