Понятие и роль цены в рыночной экономике.
Понятие цены
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
В условиях рыночной экономики действует еще одно определение цены – это сумма денег, за которую продавец готов продать свой товар, а покупатель согласен его приобрести.
Установление цен должно происходить в соответствии с требованием закона стоимости: предприятию-производителю цена должна возмещать затраты по производству продукции и давать определенную прибыль, а торговой организации – возмещать затраты по приобретению товара и также давать такую прибыль, при которой организация сможет осуществлять свою деятельность в дальнейшем (принцип коммерческого расчета).
Цена может отклоняться от стоимости товара в зависимости от спроса и предложения (конъюнктуры рынка).
Цена влияет на развитие научно-технического прогресса. В условиях конкуренции производители заинтересованы в снижении затрат по производству продукции, а это можно обеспечить модернизацией оборудования, новыми технологиями и т.д.
Цена способствует непрерывному процессу воспроизводства товаров или его прекращению, влияет на уровень и структуру потребления товаров населением, способствует увеличению доходов государственного бюджета за счет налогов, включаемых в цену.
Формирование и применение цен осуществляется в соответствии с « Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги».
Порядок регулирования цен.
В условиях рынка порядок установления цен предусматривает наличие двух видов цен: свободных ( рыночных ) и регулируемых.
Свободные цены – формируются только под воздействием спроса и предложения. Регулируемые - это цены, размер которых ограничивается, лимитируется государством или законодательными органами власти на местах.
В настоящее время регулирование цен осуществляется тремя путями:
- установление предельного размера рентабельности у производителя продукции. Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 7 октября 1993 г. № 1013 предельный уровень рентабельности на продукты детского питания установлен в размере 20 %. Р = прибыль : себестоимость х 100 %.
Это значит, что изготовитель не имеет права включать в цену сумму прибыли, превышающую 20 % от себестоимости продукции .
- установление предельных размеров оптовых и торговых надбавок.
Распоряжением Губернатора СПб № 1420-р установлен предельный размер торговых надбавок на лекарства не более 25 % и 35 % от фактической цены закупки в зависимости от их вида по установленному перечню, предельный размер оптовых надбавок установлен в размере 15 % от фактической отпускной цены предприятия- производителя лекарственных средств.
Распоряжением мэра С-Пб от 02.02.94 № 96-р на продукты детского питания предельный размер оптовых и торговых надбавок установлен в размере 50 %.
- установление минимальных цен на водку и др. алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (не менее 60 руб. в оптовой торговле за 1 л. и 62 руб. за 1 литр – в розничной торговле ).
Виды цен.
В зависимости от характера обслуживаемого оборота система цен представлена следующими видами:
· оптовые
· розничные
· закупочные
Все эти цены одновременно выступают как покупные и продажные.
Оптовые цены устанавливаются на продукцию промышленных предприятий, т.е. действуют в сфере промышленного производства.
Оптовые цены делятся на два вида:
1. Оптовая цена предприятия ( ОЦП ) – это цена определяющая стоимость продукции для ее производителя.
ОЦП = себестоимость + прибыль.
2. Отпускная цена (ОтпЦ) – это цена, по которой производитель продает свою продукцию.
ОтпЦ = ОЦП + А + НДС, где А – это акциз, НДС – это налог на добавленную стоимость
3. Цена закупки (ЦЗак)- это цена, по которой посредник реализует свою продукцию или покупатель закупает продукцию у посредника.
ЦЗак = ОтпЦ + ОН + НДС, где ОН - оптовая надбавка
Розничные цены (РЦ) - это цены, по которым потребительские товары реализуются непосредственно населению для личного потребления.
РЦ = покупная цена + ТН + НДС, где ТН - торговая надбавка.
Закупочные цены – это цены, которые действуют в сфере обращения сельскохозяйственной продукции. По этим ценам сельскохозяйственная продукция и сырье реализуется промышленным предприятиям для переработки, розничным предприятиям для реализации населению. Уровень закупочных цен зависит от климатической зоны и сезона. Закупочная цена отражает затраты по производству сельскохозяйственной продукции и дает производителю 4.