Социально-экономические последствия миграции
Социально-экономические последствия миграции являются различными для страны-импортера и страны-экспортера.
Для страны-импортера можно выделить следующие положительные последствия миграции:
1. Формирование рационального рынка труда. Мигранты используются на низкооплачиваемых работах, которые не требуют высокой квалификации. В результате во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
2. Повышение конкурентоспособности продукции вследствие уменьшения издержек производства. Это связанно с более низкой ценой иностранной рабочей силы. Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. Отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.
3. Увеличение спроса на товары и услуги со стороны иностранных рабочих. Это стимулирует рост производства и способствует созданию дополнительных рабочих мест.
4. Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 гг. не менее 15 млрд долл.
Отрицательные последствия международной миграции имеют неэкономический характер: возникновение элементов социальной напряженности, межнациональная неприязнь, рост преступности в среде мигрантов.
Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо через развитие нового предпринимательства он стимулирует создание новых рабочих мест. Иммиграция существенно не влияет на средний уровень заработной платы и дифференциацию доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри определенных профессионально-квалификационных групп приводит к некоторому снижению заработной платы. Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста. Эти обстоятельства ограничивают социальную мобильность мигрантов, создают основу для их сегрегации. В первичном секторе рынка труда находятся лишь мигранты, относящиеся к научно-техническим работникам. Обычно их ассимиляция происходит достаточно мягко в обществе стран-реципиентов. И только ухудшение экономической обстановки обычно приводит к обострению противоречий между коренным и пришлым населением.
Для стран, экспортирующих рабочую силу, характерны следующие положительные последствия миграции:
1. Значительное увеличение притока в страну свободно конвертируемой валюты за счет:
· переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников;
· личного инвестирования мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых для инвестиций);
· налогов с прибылей фирм-посредников.
Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки.
2. Уменьшение безработицы и социальной напряженности.
Так, в 70-е гг. XX в. египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что по меньшей мере треть рабочей силы переедет в США.
3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой системой организации труда. При возвращении на родину эти знания оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран – экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.
Главное отрицательное последствие миграции – «утечка умов», которая является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран. Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран-доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «умов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
Исследования показали, что международные мигранты обычно располагают средним потенциалом получения доходов в своей стране. Чаще всего они не принадлежат к беднейшим слоям. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отмечались случаи обратной тенденции. Нередко в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран.
Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Подобное положение предопределяется политикой индустриальных стран. Начиная с 70-х годов XX в., эти страны начали ужесточать меры по ограничению иммиграции, почти параллельно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска мигрантов, исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматриваются в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц.