Инновационная сфера как условие нововведений: особенности основных элементов
Рынок новаций Объекты интеллектуальной собственности могут быть предметами купли-продажи, например, патентные права, секреты производства и технологий ноу-хау. Содержащий ноу-хау товар ценится дороже, поскольку его трудно скопировать. Одной из основных форм торговли технологиями, включающей сделки с патентами, лицензиями, ноу-хау и т. д., является лицензирование. Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т. д. Следовательно, лицензия - это соглашение, по которому владелец права интеллектуальной собственности разрешает другому лицу использовать это право. Предоставление лицензии составляет коммерческую тайну и является объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т. д. Рынок инноваций. Маркетинговому исследованию по рассматриваемому новшеству должно предшествовать позиционирование этого новшества, т.е. выявление тех сегментов рынка (групп потребителей), где (у кого) на подобный продукт может быть повышенный или хотя бы не полностью удовлетворенный спрос. Если не предпринимать предварительно пробного (ознакомительного) размещения на рынке нового для потребителей продукта, то маркетинговое исследование вероятного спроса на этот продукт резко осложняется. В целях ознакомления с новым продуктом потенциальных потребителей необходимо исследовать рынки его реализации. Это осуществляется посредством выставления нового продукта на выставки, ярмарки, конкурсы, предоставления образцов его (если это товар длительного пользования) в пробную бесплатную или льготную эксплуатацию, в лизинг через продажу продукта по льготным ценам, которые еще не покрывают повышенной в процессе его освоения себестоимости продукта. Затраты на подобное предварительное размещение нового продукта на рынке выступают как часть инвестиций в освоение его сбыта и позволяют приступить к маркетинговым исследованиям спроса на новый продукт. По новым товарам длительного пользования (особенно относящимся к категориям наукоемких «товаров доверия» и «товаров опыта») еще одним крайне существенным аспектом конкурентоспособности способа сбыта являются предлагаемые и обеспечиваемые условия технического обслуживания подобных продуктов (профилактика, ремонт и поставка запасных частей). Здесь особенно важен максимально широкий круг, а также минимальные стоимость и срок предоставления потребителю услуг гарантийного и послегарантийного технического обслуживания указанных товаров. Обеспечение прочной доли рынка при освоении нового продукта осуществляется либо посредством скорейшего формирования постоянной клиентуры, либо созданием условий для надежной (воспроизводимой) инновационной монополии. Рынок инвестиций Инвестиции являются неотъемлемым элементом механизма функционирования инноваций. Инновационный проект не может осуществляться без инвестиций в тех или иных формах. Инвестиции требуются для следующих целей: - приобретения лицензий, ноу-хау, вложения в испытания и доработку технологии, подготовку необходимой проектной документации; - приобретения комплекта оборудования для изготовления инновационного продукта; - проведения строительно-монтажных работ по сооружению новых либо реконструкции имеющихся объектов; - создания необходимой инфраструктуры; - проведения маркетинговых исследований, освоения рынка, рекламной кампании, создания в необходимых случаях сети пунктов продаж и технического обслуживания инновационных продуктов; - подготовки кадров, обучения персонала. Понятие «инвестиции» в широком смысле трактуется как вложение в будущее. Инвестиции — это любые средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное дело, обещающее приносить экономическую выгоду или социальные блага.