Переход России на международную систему учета и статистики
Сформированная в период господства административно-распределительной системы статистика в нашей стране во многом базировалась на принципиально иных методологических основах, чем существовавшие в большинстве стран мира. Проведение экономических реформ настоятельно требовало перехода на новую методологию и систему счетов. Необходимо было формирование такой системы показателей и системы статистического анализа, которые адекватно отражали бы состояние и развитие экономики. При этом Россия как страна евроазиатская должна не только осуществлять взаимодействие со странами Европы, но и учитывать значительную часть своих экономических интересов на азиатском континенте и в других регионах мира. А это означало, что для России необходимо использование двойной классификационной базы — мирового сообщества и Европейского союза. В настоящее время значительная часть общероссийских классификаторов напрямую базируется на действующих международных классификациях. Так, базой для Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и услуг (ОКДП) послужили МСОК и Классификатор видов экономической деятельности Европейского союза.
Переход Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики осуществляется с 1992 г. (в определенной степени переход начался еще в период существования СССР в 1988 г. на основе «Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» (Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. № 708-1), рассчитанной до конца 1995 г. Работа по переходу велась на основании Федеральной программы статистических работ на 1996 г. Одновременно разрабатывалась Федеральная программа реформирования российской статистики до 2000 г.
Основной задачей в области макроэкономики стал переход от баланса народного хозяйства (БНХ) к системе национальных счетов (СНС), т.е. переход от расчета СОП (совокупного общественного продукта), куда большинство услуг не включалось, к СНС, где главным результативным показателем считается ВВП. Задачей в области внешней торговли стал переход от ЕТН ВТ (Единой товарной номенклатуры Внешней торговли) к ГС (Гармонизированной системе описания и кодирования товаров); в производстве — от Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства к Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК); в области финансов — к статистике государственных финансов МВФ и т.п.
В ходе выполнения Государственной программы перехода сделано немало. Так, созданная Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК) стала важным шагом в условиях перехода к рыночным отношениям и развития процессов интеграции с международным сообществом. ЕСКК обеспечивает достоверность и сопоставимость экономико-статистических и социальных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме этого, в рамках Программы для внедрения и использования в системе статистики разработано около 20 общероссийских классификаторов, среди которых следует выделить:
• Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ), введен в действие с 1 января 1996 г.;
• Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), введен в действие с 1 июля 1994 г.;
• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, товаров и услуг (ОКД), введен в действие с 1 января 1994 г.;
• Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), введен в действие с 1 января 1995 г.;
• Общероссийский классификатор продукции (ОКП), введен в действие с 1 июля 1994 г.;
• Общероссийский классификатор валют (ОКБ), введен в действие с 1 июля 1995 г.;
• Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ), введен в действие с 1 января 1996 г.
На этом работа не завершена. Госкомстат1 РФ и Центр по экономическим классификациям разрабатывают общероссийские классификаторы форм собственности и организационно-правовых форм взамен соответствующих ведомственных классификаторов Госкомстата России. В основу этих классификаторов положены Гражданский кодекс РФ (ч. I) и Законы «Об общественных объединениях», «Од иностранных инвестициях в РСФСР», «О потребительской кооперации в Российской Федерации», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве*. Ведется большая работа по переводу такой важной сферы статистики, как финансы, на общепризнанные международные требования. На основе стандартов ООН и Международной системы национальных счетов разрабатываются общероссийские классификаторы финансовых активов, непроизводственных активов и ценностей, предназначенные для информационной поддержки СНС РФ. Росстат, Госстандарт, ЦБ РФ разрабатывают общероссийские классификаторы, связанные с финансово-кредитной деятельностью: платежного оборота и информации по денежному обращению, классифицирующие расчетно-денежные операции и документацию с учетом международных требований по статистике и на основе изменений в экономике.
Существенные изменения произошли в статистике внешней торговли: с 1994 г. она, как это принято в международной практике, разрабатывается и публикуется таможенными органами. Федеральная таможенная служба РФ периодически издает сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» (см. приложение 17).
В соответствии с принятыми Статистической комиссией ООН нормами и действующей практикой таможенной статистики России предусматривается применение общей и специальной систем учета экспортных и импортных операций.
При специальной системе учета импорта учету подлежит ввоз товаров на территорию страны из-за рубежа, а также национальных свободных зон и открытых портов, т.е. регистрируется деятельность страны как потребителя продукции. В объем импорта включают: импортируемые товары иностранного происхождения, поступающие из-за границы, свободных зон и открытых портов; ввозимые для переработки на отечественной территории под таможенным контролем; предназначенные для внутреннего использования на таможенных складах. Перечисленные группы товаров проходят таможенную очистку.
Товары, зарегистрированные специальной системой учета, включаются в общий импорт, куда, кроме этого, входит ввоз в свободные зоны, открытые порты и на таможенные склады, независимо от их дальнейшего предназначения «Общая схема» характеризует положение страны как покупателя продукции.
Указанные системы учета применяются также при экспорте, при «Специальной» системе регистрации экспорта, в последний включаются вывозимые товары:
• отечественного происхождения, т.е. добытые, выращенные, произведенные или переработанные в данной стране, объединяемые названием «национальный экспорт»;
• после переработки под таможенным контролем;
• товары иностранного происхождения, находившиеся в свободном обращении на внутреннем рынке, называемые обычно «национализированными товарами», «специальный экспорт» характеризует страну как производителя товаров.
В общий экспорт, помимо этого, включается также вывоз товаров иностранного происхождения из свободных зон, открытых портов и таможенных складов. Соответствующие данные характеризуют страну как продавца продукции.
В соответствии с международными правилами в таможенную статистику внешней торговли (экспорт и импорт товаров) не включаются отдельные товары и виды товаров, ввозимые и вывозимые страной. Их перечень приводится в приложении 9.
Не попадают во внешнеторговый оборот товары личного пользования, перемещаемые через границу физическими лицами, поскольку их ввоз и вывоз не фиксируется в грузовой товарной декларации, обусловливающей их статистический учет. Ввоз и вывоз таких товаров, как правило, регламентируется в количественном или стоимостном выражении. Суммарная величина подобного оборота, осуществляемого так называемыми «челноками», в некоторых странах весьма существенна. Так, в России в отдельные годы объем «челночной» торговли (в основном по импорту) составлял более 12—15% суммарного годового импорта, достигая 10—12 млрд долл.
В статистике осуществляется переход большинства стран СНГ на СНС и различные международные классификации. В некоторых странах данные собираются и публикуются как по СОП, так и по ВВП, поскольку многие элементы БНХ используются и при построении СНС. Большинство стран СНГ уже полностью отказались от системы БНХ, в то время как в других ВВПдается лишь в приблизительной оценке с помощью «переходных ключей» от БНХ. В целях улучшения сопоставимости статистических показателей в феврале 1995 г. всеми странами — членами СНГ было подписано Соглашение о единой методике статистической отчетности.