Переход России на международную систему учета и статистики

Сформированная в период господства административно-распределительной системы статистика в нашей стране во многом базировалась на принципиально иных методологических основах, чем существовавшие в большинстве стран мира. Проведение эко­номических реформ настоятельно требовало перехода на новую методологию и систему счетов. Необходимо было формирование такой системы показателей и системы статистического анализа, которые адекватно отражали бы состояние и развитие экономики. При этом Россия как страна евроазиатская должна не только осу­ществлять взаимодействие со странами Европы, но и учитывать значительную часть своих экономических интересов на азиатском континенте и в других регионах мира. А это означало, что для России необходимо использование двойной классификационной базы — мирового сообщества и Европейского союза. В настоящее время значительная часть общероссийских классификаторов на­прямую базируется на действующих международных классифика­циях. Так, базой для Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и услуг (ОКДП) послужили МСОК и Классификатор видов экономической деятельности Европейского союза.

Переход Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики осуществляется с 1992 г. (в определенной степени переход начался еще в период существо­вания СССР в 1988 г. на основе «Государственной программы пе­рехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной эко­номики» (Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. № 708-1), рассчитанной до конца 1995 г. Работа по переходу велась на основании Федеральной программы статистических работ на 1996 г. Одновременно разрабатывалась Федеральная программа реформирования российской статистики до 2000 г.

Основной задачей в области макроэкономики стал переход от ба­ланса народного хозяйства (БНХ) к системе национальных счетов (СНС), т.е. переход от расчета СОП (совокупного общественного продукта), куда большинство услуг не включалось, к СНС, где глав­ным результативным показателем считается ВВП. Задачей в области внешней торговли стал переход от ЕТН ВТ (Единой товарной но­менклатуры Внешней торговли) к ГС (Гармонизированной системе описания и кодирования товаров); в производстве — от Общесоюз­ного классификатора отраслей народного хозяйства к Международ­ной стандартной отраслевой классификации (МСОК); в области фи­нансов — к статистике государственных финансов МВФ и т.п.

В ходе выполнения Государственной программы перехода сде­лано немало. Так, созданная Единая система классификации и ко­дирования информации (ЕСКК) стала важным шагом в условиях перехода к рыночным отношениям и развития процессов интегра­ции с международным сообществом. ЕСКК обеспечивает достовер­ность и сопоставимость экономико-статистических и социальных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме этого, в рамках Программы для внедрения и использования в системе ста­тистики разработано около 20 общероссийских классификаторов, среди которых следует выделить:

• Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ), введен в действие с 1 января 1996 г.;

• Общероссийский классификатор предприятий и организа­ций (ОКПО), введен в действие с 1 июля 1994 г.;

• Общероссийский классификатор видов экономической дея­тельности, товаров и услуг (ОКД), введен в действие с 1 ян­варя 1994 г.;

• Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), введен в действие с 1 января 1995 г.;

• Общероссийский классификатор продукции (ОКП), введен в действие с 1 июля 1994 г.;

• Общероссийский классификатор валют (ОКБ), введен в действие с 1 июля 1995 г.;

• Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ), введен в действие с 1 января 1996 г.

На этом работа не завершена. Госкомстат1 РФ и Центр по эконо­мическим классификациям разрабатывают общероссийские классифи­каторы форм собственности и организационно-правовых форм взамен соответствующих ведомственных классификаторов Госкомстата Рос­сии. В основу этих классификаторов положены Гражданский кодекс РФ (ч. I) и Законы «Об общественных объединениях», «Од иностран­ных инвестициях в РСФСР», «О потребительской кооперации в Рос­сийской Федерации», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве*. Ве­дется большая работа по переводу такой важной сферы статистики, как финансы, на общепризнанные международные требования. На основе стандартов ООН и Международной системы национальных счетов разрабатываются общероссийские классификаторы финансовых активов, непроизводственных активов и ценностей, предназначенные для информационной поддержки СНС РФ. Росстат, Госстандарт, ЦБ РФ разрабатывают общероссийские классификаторы, связанные с финан­сово-кредитной деятельностью: платежного оборота и информации по денежному обращению, классифицирующие расчетно-денежные операции и документацию с учетом международных требований по стати­стике и на основе изменений в экономике.

Существенные изменения произошли в статистике внешней торговли: с 1994 г. она, как это принято в международной практи­ке, разрабатывается и публикуется таможенными органами. Феде­ральная таможенная служба РФ периодически издает сборник «Та­моженная статистика внешней торговли Российской Федерации» (см. приложение 17).

В соответствии с принятыми Статистической комиссией ООН нормами и действующей практикой таможенной статистики России предусматривается применение общей и специальной систем учета экспортных и импортных операций.

При специальной системе учета импорта учету подлежит ввоз то­варов на территорию страны из-за рубежа, а также национальных сво­бодных зон и открытых портов, т.е. регистрируется деятельность стра­ны как потребителя продукции. В объем импорта включают: импорти­руемые товары иностранного происхождения, поступающие из-за гра­ницы, свободных зон и открытых портов; ввозимые для переработки на отечественной территории под таможенным контролем; предназна­ченные для внутреннего использования на таможенных складах. Пере­численные группы товаров проходят таможенную очистку.

Товары, зарегистрированные специальной системой учета, включаются в общий импорт, куда, кроме этого, входит ввоз в сво­бодные зоны, открытые порты и на таможенные склады, независи­мо от их дальнейшего предназначения «Общая схема» характеризует положение страны как покупателя продукции.

Указанные системы учета применяются также при экспорте, при «Специальной» системе регистрации экспорта, в последний включаются вывозимые товары:

• отечественного происхождения, т.е. добытые, выращенные, произведенные или переработанные в данной стране, объ­единяемые названием «национальный экспорт»;

• после переработки под таможенным контролем;

• товары иностранного происхождения, находившиеся в сво­бодном обращении на внутреннем рынке, называемые обычно «национализированными товарами», «специальный экспорт» характеризует страну как производителя товаров.

В общий экспорт, помимо этого, включается также вывоз това­ров иностранного происхождения из свободных зон, открытых пор­тов и таможенных складов. Соответствующие данные характеризу­ют страну как продавца продукции.

В соответствии с международными правилами в таможенную ста­тистику внешней торговли (экспорт и импорт товаров) не включают­ся отдельные товары и виды товаров, ввозимые и вывозимые стра­ной. Их перечень приводится в приложении 9.

Не попадают во внешнеторговый оборот товары личного поль­зования, перемещаемые через границу физическими лицами, по­скольку их ввоз и вывоз не фиксируется в грузовой товарной дек­ларации, обусловливающей их статистический учет. Ввоз и вывоз таких товаров, как правило, регламентируется в количественном или стоимостном выражении. Суммарная величина подобного обо­рота, осуществляемого так называемыми «челноками», в некоторых странах весьма существенна. Так, в России в отдельные годы объем «челночной» торговли (в основном по импорту) составлял более 12—15% суммарного годового импорта, достигая 10—12 млрд долл.

В статистике осуществляется переход большинства стран СНГ на СНС и различные международные классификации. В некоторых странах данные собираются и публикуются как по СОП, так и по ВВП, поскольку многие элементы БНХ используются и при по­строении СНС. Большинство стран СНГ уже полностью отказались от системы БНХ, в то время как в других ВВПдается лишь в при­близительной оценке с помощью «переходных ключей» от БНХ. В целях улучшения сопоставимости статистических показателей в феврале 1995 г. всеми странами — членами СНГ было подписано Соглашение о единой методике статистической отчетности.

Наши рекомендации