Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции

• Основные этапы развития международной экономической интеграции

• Зона свободной торговли

• Таможенный союз

• Единый рынок и экономический союз

• Пути и проблемы становления экономического и валютного союза

Основные этапы развития международной экономической интеграции

Как сказано в гл. 16, переходу к интеграционному этапу миро­хозяйственных связей предшествует ряд стадий международной экономической интеграции, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия на­циональных экономик, глубина интеграционных связей. Естествен­но, что признаки каждого из этапов складываются постепенно.

В современной теории и практике международной экономиче­ской интеграции различают пять ступеней, или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной тор­говли; таможенный союз; единый, или общий рынок; экономиче­ский союз; экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран — Европейский союз — прошла ре­ально первые четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии пер­вый и отчасти второй уровни. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного раз­вития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы и особенности.

Зона свободной торговли

Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это префе­ренциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная тор­говля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответст­вующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

По отношению к сельскохозяйственной продукции либерализа­ция носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые по­зиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и сейчас в НАФТА, МЕРКО-СУР, о которых речь идет ниже. Масштабную зону свободной тор­говли, включающую 34 страны Северной и Южной Америки, пре­дусматривается создать в ближайшие годы в соответствии с реше­ниями совещания этих стран в Квебеке (Канада, апрель 2001 г.). Наконец, в самое последнее время предприняты шаги по созданию латиноамериканского экономического сообщества, включающего 15 стран. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем по­рядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые тор­говые барьеры.

Случаи же, когда стороны имеют возможность увеличить уро­вень таможенного обложения или применить специальные защит­ные меры, условия, срок и действия, сфера распространения за­щитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в со­глашениях о ЗСТ. К достоинствам таких соглашений следует отне­сти более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках Уругвай­ского раунда, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие государств — участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятель­ности происходят без создания постоянно действующих наднацио­нальных систем управления или принятия специальных общих ре­шений. Все решения, как правило, принимаются высшими должно­стными лицами стран-участниц — по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внут­ренним законодательным актам положение. Что касается сфер со­трудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естествен­но, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, за­медляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутрен­нем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промыш­ленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность бан­кротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».

Таможенный союз

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его можно определить как согла­шение двух или более государств об упразднении таможенных по­шлин в торговле между ними, это форма коллективного протекцио­низма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных по­шлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

В ряде публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Основное их различие состоит в том, что в ЗСТ преду­сматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устране­ние нетарифных барьеров и т.д- В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС существуют беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз. Современная трактовка четвертого параграфа ст. XXIV ГАТТ «не предусматривает никакого руководящего начала в том, что ка­сается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС». Далее говорится, что своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны — члены ТС ее координируют и первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ГС представляет собой более продвинутую, более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру.

В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре про­изводства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешне­торговую политику, имея в виду таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирую­щих цен. Это, в свою очередь, дает толчок к переориентировке ре­сурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых за­падных специалистов, внутри ТС производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ».

В принципе возможны два варианта развития событий — когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на ка­кой-либо товар выше или ниже средневзвешенного тарифа, сущест­вовавшего до возникновения данной интеграционной структуры. Если внешний тариф выше, то странам — членам ТС приходится отказываться от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, в принципе стоящих дороже.

Такие меры могут применяться из самых различных соображе­ний. Например, исходя из стратегических посылок страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. При­нятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на про­ведение совместных исследований, воздействует на переориенти­ровку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать невскрытые резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзве­шенный тариф стран — участниц ТС, то исходя из результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть приняты для усиления кон­куренции внутренних и внешних производителей, если речь идет о необходимости «подтолкнуть» собственного производителя к вы­пуску более конкурентоспособной продукции.

Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показыва­ет, что в целом это регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Отмечено, что проис­ходит снижение цен или замедление их роста, усиливается конку­ренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС.

Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решают­ся проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресур­сами. «Игра» с таможенным тарифом позволяет создавать более при­емлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что так­же оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.

Функционирование ТС требует изменений в подходе к управле­нию интеграционными процессами. Как уже сказано выше, дея­тельность в рамках ЗСТ не обусловливает создания постоянно дей­ствующих органов, а в ТС уже возникает необходимость в регули­рующих институтах, так как:

• переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенно­го пересмотра подходов к развитию многих отраслей нацио­нальной экономики в каждой стране;

• становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появ­лению новых различных проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности;

• возникает потребность в масштабных переговорах по согла­сованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разраба­тывать, координировать, контролировать деятельность от­дельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого. Необходимо отметить также и следующее. Функционирование ТС отнюдь не пред­полагает унификации таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых, и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе посте­пенно попадают самые различные отрасли и секторы эко­номики. Это вполне объяснимо, так как определяющую роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию.

Сложнее обстоит дело в валютно-финансовой области. Инте­грация идет и в этой сфере, но валютно-финансовое сотрудничест­во, особенно на первых порах, не является авангардным, а скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании иг­рают второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС, его общей таможен­но-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

Наши рекомендации