Миграционная политика Российской Федерации

Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Рас­пад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказа­лись сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты — вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих усло­виях формировать и осуществлять активную миграционную поли­тику, искать поддержки — материальной и финансовой — у между­народных организаций, развивать сотрудничество с другими стра­нами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам ми­грации населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает формиро­вание полноценной, обоснованной миграционной политики. В Рос­сии уже сложилась правовая база регулирования миграционных про­цессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях правительства РФ, опреде­ляющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство россий­ских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Правительст­во РФ наметило меры по выполнению задач в области миграцион­ной политики страны, первоочередными из которых являются регу­лирование миграционных потоков, преодоление негативных послед­ствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов [5].

Практическому претворению в жизнь конституционных и зако­нодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные междуна­родные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словаки­ей, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России (ФМС России) предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросове­стную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же вре­мя многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми­грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формиро­вание правовой и организационной базы регулирования миграци­онных процессов в РФ продолжается.

В ноябре 2002 г. в области учета и контроля над трансгранич­ными миграционными потоками России произошли существенные изменения: введены в действие миграционные карты, содержащие сведения об иностранцах, въезжающих на территорию РФ.

Поскольку Россия в международной миграции является одно­временно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточ­ного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибываю­щих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интере­сах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигранта­ми профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льгот­ное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства произ­водства для последующей производственной деятельности.

Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реа­лизации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза ма­шин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

Резюме

Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных осо­бенностей современных МЭО. Страны — экспортеры и страны — им­портеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграци­онных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация труда уникальна среди всемирных ор­ганизаций в том отношении, что при разработке ее политики предста­вители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятии конвенций и рекомендаций, устанавли­вающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.

Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, кото­рые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для на­циональной политики, законодательства, практики. Со времени основа­ния МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контро­лирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и им­миграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по ми­грации населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегриро­вания России в мировое сообщество должна стать ратификация междуна­родных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

Основные понятия

Миграция населения— перемещение населения между странами. Не­легальная миграция — незаконное межстрановое перемещение насе­ления и рабочей силы, вызывающее жесткую реакцию со стороны ми­грационных служб государства, вплоть до депортации.

Эмиграция — выезд граждан одной страны в другую страну с целью трудоустройства или смены места жительства и гражданства.

Иммиграция — въезд в страну граждан другой страны на основании международных соглашений и контрактов.

Миграционная политика— политика государства в области миграции насе­ления и трудовых ресурсов, включает два направления — иммиграционную, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности современной международной миграции населе­ния, трудовых ресурсов?

2. Перечислите основные положения Конвенции МОТ по защите прав мигрантов.

3. Каковы принципиальные направления миграционной политики России?

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. // Российская газета. 1996. 16 авг.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Россий­ской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Российская газета. 2002. 5 июня. № 100.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2002. 31 июля. № 140.

4. Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. № 1095/16531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт» // Российская газета. 2002. 13 нояб. № 215.

5. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994.

6. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной кон­ференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С 1428-1446.

7. Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета. 1996. 8 окт.

8. Федеральная миграционная программа // Российская газета. 1996. 20 авг.

9. Mueller Ch. The Economics of Labour Migration A Behavioral Analysis. — N.Y., 1982.

ГЛАВА 14

Наши рекомендации