Принципы и особенности механизма МЭО

Рынок для его участников — это совокупность прямых взаимо­выгодных договоров с равноправными партнерами, направленных на удовлетворение 'потребностей в товарах и услугах, обеспечение необходимыми ресурсами, факторами производства и позволяю­щих улучшить их собственное экономическое положение, полу­чить прибыль. То, что стороны являются гражданами или юриди­ческими лицами других стран, принципиально мало что меняет для субъектов МЭО. При позиционировании на мировом рынке дейст­вуют те же принципы и правила, которые годятся для внутреннего рынка [3].

Основу деятельности участников МЭО и механизма последних со­ставляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в частно­сти, необходимо точно знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов в той стране, куда он собирается вывозить свою продукцию. Для этого недостаточен, как отмечено выше, анализ только собственно рынка сбыта; необходимы изучение, оценка и прогноз макроэкономи­ческой среды (экономических, природно-климатических, экологиче­ских, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических и политических условий).

Достоверные сведения о демографических, географических, со­циально-психологических характеристиках зарубежных покупателей позволяют более или менее точно прогнозировать возможный спрос на вывозимую продукцию, суммы валютной выручки, рентабель­ность экспортной операции. Это касается достаточно крупных и устойчивых сделок, долгосрочных договоров и не всегда применя­ется при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних поставок. Хотя и в этом случае минимальная информация необходима. (Не это ли делают «челноки», предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественному покупателю неред­ко не самого высокого качества?)

Подобная работа необходима и при импортных операциях, хотя здесь она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.

Для проведения эффективной экспортной операции, гаранти­рующей намеченные валютные поступления в предусмотренные сроки, поставщик должен проработать разные варианты товаро­движения: способы и маршруты транспортировки, возможности использования инфраструктуры страны и фирмы-импортера, це­лесообразность привлечения посредников, а при необходимости — создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибьюторских, дилерских структур, магазинов, складов и т.п.

Для продвижения товаров на внешний рынок или закупаемых по импорту требуются гибкая комбинация методов рекламы, разви­тие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны создавать условия, при­влекательные особенно для зарубежной, а также для отечественной клиентуры, приобретающей иностранные товары и услуги.

Безусловно, важнейшая составляющая внешнеэкономической деятельности, тем более необходимая в сфере МЭО, — анализ кон­куренции. Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на между­народном рынке особое значение придается требованиям по ис­ключению недобросовестной конкуренции и недопущению зло­употреблений доминирующим положением на рынке. Это тем более важно, поскольку конкуренция в международной торговле много жестче, чем на внутреннем рынке.

Для достоверного выявления и оценки конкурентоспособности продукции и позиций конкурентов, определения своих сравнитель­ных преимуществ выходу на внешний рынок должно предшество­вать изучение продукции конкурентов, в том числе с учетом потре­бительских вкусов и предпочтений данного сегмента рынка, а также общей картины деятельности конкурирующих фирм (так называе­мый фирменный анализ): экономического и финансового положе­ния, имиджа, целей на конкретном рынке, особенностей производ­ственной деятельности и управления, применяемых методов марке­тинга, возможных стратегических решений. Специального внима­ния заслуживает вопрос использования вариантов неценовой кон­куренции. Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне актуальна в условиях жесткой международной конкуренции. Механизм МЭО требует обеспечения вытекающей из анализа конкуренции маркетинговой политики планирования будущих то­варов и услуг, т.е. выработки и модернизации сегодняшней и соз­дания новой продукции исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении. Это касается собственно товара, его упаковки, товарного знака, сервисных условий и т.д.

Включению фирмы в мирохозяйственные связи должно сопутст­вовать экономически благоприятное сочетание ресурсов, используе­мых для экспортного производства. Конкурентоспособность пред­приятия в МЭО может быть обеспечена при прочих равных условиях благодаря преимуществам в доступности и дешевизне ресурсов, про­изводственных технологиях, информационных средствах.

Поскольку предприятия — потребители ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую продукцию, важно обоснованное сочетание в производстве и на потребительском рынке отечественной и импортной продукции и ресурсов. В более тщатель­ной проработке нуждаются вопросы международного производствен­ного и научно-технического, инвестиционного сотрудничества, при­влечения иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств.

Вместе с тем следует учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характери­стиках и особенностях функционирования механизма мирохозяйст­венных связей. Прежде всего, как выше уже отмечено, это объемы обмена, которые превосходят размеры внутреннего товарооборота любой страны. В МЭО участвует большое количество субъектов, не сравнимое с их количеством на внутреннем рынке.

Товарная и фирменная конкуренция очень масштабна и более же­сткая. В результате весьма существенна совокупная мощность воздей­ствия мирового рынка на отдельные национальные рынки (при доста­точной открытости внутренней экономики). В итоге международное разделение труда оказывает все большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, что меняет структуру национальных эко­номик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.

Можно утверждать, что рыночный механизм МЭО более совер­шенен по экономической обоснованности и объективности процесса ценообразования, формирования и использования других инструмен­тов хозяйствования. Неслучайно поэтому цены мировых товарных рынков выступают как один из критериев при формировании цен в национальной экономике, служат индикатором при определении це­лесообразности участия в международном разделении труда, МЭО.

Особенности МЭО как сферы рыночных отношений, включая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, час­тично упоминавшихся выше:

• пространственные масштабы мировой экономики, опреде­ляющие значительную удаленность продавцов и покупате­лей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных с этим расходов. Последнее может стать пре­пятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок;

• меньшая мобильность, т.е. подвижность ресурсов, прежде всего земельных, природных ресурсов, в частности полезных ископаемых, привязанных к местонахождению. Ограничена и мобильность трудовых ресурсов, хотя они и более под­вижны, особенно в настоящее время. На снижение мобиль­ности ресурсов нередко воздействует государственное вме­шательство (миграционные правила, запреты на продажу земли иностранцам, ограничения иностранных инвестиций и деятельности зарубежных фирм, протекционизм во внеш­ней торговле);

• использование в международном обмене национальных ва­лют усложняет расчеты по внешнеэкономическим операци­ям, требует наличия валютного рынка. А последний предпо­лагает организацию валютного контроля, введение той или иной системы валютного регулирования;

• немаловажным самостоятельным фактором становятся меж­дународная стандартизация и сертификация продукции, вы­полнение требований которых связано с дополнительными затратами, иногда довольно существенными.

Указанные обстоятельства обусловливают особенности рыноч­ного механизма МЭО, побуждают их участников вносить корректи­вы в принципы и методы своей рыночной политики.

С одной стороны, возникающие возможности выхода на внеш­ний рынок ставят перед фирмой задачу приспособления всего ком­плекса маркетинга к условиям и особенностям экономической среды в стране-партнере. В то же время необходимы стандартные и про­стые приемы и решения, обеспечивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов. С другой стороны, у продавца, и тем более производителя, возникает задача поиска и внедрения наи­лучшей организационной формы своей внешнеэкономической дея­тельности, учитывающей наряду с условиями и факторами, свойст­венными и внутреннему рынку, и особенности МЭО, отмеченные выше. Кроме того, не может не учитываться фактор риска, связан­ный со степенью экономической, социальной и политической неста­бильности в стране-партнере. Значение рискового фактора возрастает при глубоких формах МЭО (создание и деятельность иностранных и совместных предприятий, инвестиционные проекты, производствен­ная и научно-техническая специализация и кооперирование и т.п.).

Еще один существенный аспект механизма МЭО — информа­ционная среда. Даже при торгово-экономических операциях участ­никам требуется достоверная и сопоставимая информация, позво­ляющая обосновать и принять решение, обеспечить надежный кон­троль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необ­ходимо при установлении долгосрочных производственных и науч­но-технических связей, организации совместной деятельности, осуществлении инвестиционных проектов, выборе фирм-партнеров.

Последнее предполагает использование информации с опреде­ленным набором данных, при их методологическом единстве и од­нородности, предприятиями и фирмами, вступающими в МЭО. Международная унификация учета и отчетности позволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыграет также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.

Резюме

МЭО — сфера рыночных отношений между странами, обусловленных международным разделением труда и экономическим обособлением партнеров. Особенности МЭО определяются их спецификой как между­народных и вытекают из особо больших размеров хозяйственного про­странства, ограниченной мобильности факторов производства и некото­рых видов ресурсов, действий специальных экономических инструментов. В качестве объектов МЭО выступают товары и услуги, а также ресурсы, вовлекаемые s международный обмен, а субъектами являются частные фирмы и отдельные предприниматели; государственные структуры; орга­ны управления разных уровней, предприятия и учреждения; международ­ные организации, учреждения и корпорации. Механизм МЭО диктуется рыночным характером связей и принципиально не отличается от дейст­вующего внутри стран. Он предполагает маркетинговый подход. Осо­бенности этого механизма определяются спецификой МЭО (междуна­родным характером связей, территориальной удаленностью, использо­ванием специальных валютно-финансовых инструментов).

Основные понятия

МЭО — система хозяйственных связей между экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда.

Объекты МЭО — товары, услуги и материально-денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом международного обмена.

Субъекты МЭО — экономически обособленные стороны, осуществ­ляющие международный обмен.

Механизм МЭО — система экономических инструментов, организаци­онных мер и институтов, обеспечивающих осуществление МЭО.

Контрольные вопросы

1. Назовите важнейшие формы МЭО.

2. Перечислите основные признаки МЭО как сферы рыночного хо­зяйства.

3. Каковы особенности механизма МЭО?

Библиографический список

1. Внешнеэкономический бюллетень. 1996. N° 1.

2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО, 1996. - С. 102.

3. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Е. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 1999.

4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. ЮА. Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004,

5. Правила рынка. — М.: МО, 1993.

ГЛАВА 7

Наши рекомендации