Местные известия. Тюмень (ТГВ, 1858)
“Посмотрим, что такое Благородный театр в уездном городе, да еще в Сибири! Ну об этом можно и не читать. Известное дело: несколько хлопотливых дней на постановку пьес, благотворительная какая-нибудь цель, играли все прекрасно, публика очень благодарна артистам за доставленное удовольствие, артисты довольны сами собою. Что вы тут больше найдете в подобных известиях. Все они на один покрой. Скучно!” Так или почти так подумает не один из наших читателей, когда попадутся ему в руки сегодняшния наши местные известия. Признаться сказать, и мы, грешные, готовы были разделить подобные мнения, когда пришлось нам перелистовать присланныя из Тюмени две статейки о тамошних благородных спектаклях. Да нас остановила сама странность факта. В Тюмени благородный спектакль! Как же это так? До сих пор мы знали Тюмень, как город торговый, известный своим широким хлебосольством, где самым сподручным развлечением считались карты, а на другия более благородныя удовольствия готовы были смотреть как на ересь. Это хоть кого собьет с толку. Откуда же взялись действующие лица для Тюменскаго благородного театра? Дворянства там, как и во всей Сибири, нет, чиновничества окружного, очень мало, разве из купечества? Помилуйте! Давно ли тамошнее купечество считало за грех позволить своим дочерям протанцевать кадриль на каком-нибудь вечере? Просто непонятно. В афише есть фамилии две, три нам знакомых: из женских фамилия супруги Окружного начальника, а из мужских фамилии учителей тамошняго уездного училища. Остальныя – кто же остальныя! Остальныя купеческия. Корреспондент наш пишет, из мущин играли почетные граждане Решстилков и Шелуков и купец Просалов, из дам – две дочери купчихи Злобиной, а танцевали русский танец две дочери купчихи Юдиной. Такое на первый раз участие Тюменскаго купечества в благородном театре должно порадовать каждого, кому дорог всякий шаг вперед в нашей общественной жизни. В этом участии мы готовы видеть много добрых знаков лучшей будущности для Тюменскаго городского сословия. Веселые пиры, на которые Тюменцы так усердно зазывали весь досуг свой, мало по малу начинают, значит, терять в их глазах обоятельную свою силу, общество рано или поздно, дойдет до того, что и более благородныя развлечения, одне сами по себе, не будут удовлетворять его, оно поймет, что это не более как приятный отдых после нескольких часов, проведенных за умную и дельную книгою. Время, только нужно время! А время, как замечает наш корреспондент, самый лучший врач общественной жизни. Врач этот коснулся уже своею искусною рукою Тюменскаго общества. Общество возрождается к лучшей жизни. После перваго же спектакля в городе послышались такие речи, которых вы прежде никогда бы не услышали. В гостиных начали толковать о достоинстве разыгранных пьес, о скудном запасе театральных сочинений в городе, о более удобном месте для сцены, о необходимости единения в обществе; явился суд об игре любителей артистов. Вы можете не соглашаться с этим судом. Но толк об искусстве, какой бы он ни был все же лучше пустых взаимных пересудов; между сотней немудрых фраз найдутся же две три дельные заметки, которые невольно усвоятся обществом. И за то спасибо! Есть и другая светлая сторона благородных театров, которую впрочем вы найдете и в других подобных удовольствиях. После участия в благородном спектакле в обществе рождаются новыя отношения, оно и не подозревало их. Человек бедный, богатый только дарованием, выступает на видное место в обществе; богатый с неменее богатым талантом, заслуживает себе новый почет; на лице правительственное, которое в подобных случаях неотказывается помочь обществу своим советом или направлением самого дела, общество смотрит с новым уважением! Общество вдруг выросло – оно неузнает само себя. Дело то кажется не хитрое – благородный спектакль, а добра в нем не мало. Мы от души желаем Тюменцам полюбить это новое для них удовольствие. Первый шаг во всем труден. Вы нерешались позволить своим дочерям выступить на сцену? Но вот вам супруга нашего окружного начальника первая подает собою пример: сама вызвалась играть вместе с дочерьми вашими. Честь и слава благородной женщине! Вы видите, тут ничего дурного нет. Напротив вы разом два добрых дела сделали: и обществу доставили удовольствие, и благая цель незабыта. Чего же еще лучше? Неоставляйте же благородных ваших спектаклей. Теперьу вас открывается школа для девиц, на пользу которой никогда не грех устроить благородный театр. Правда, вы и без того, если захотите, можете с разу на всегда обезпечить вашу школу: один из ваших почетных граждан отстраивает уже каменный двух-этажный дом для этой школы, остальныемогут собрать капитал, процентами с которого достаточно обезпечится годовое ея содержание. За это всякий скажет вам душевное спасибо. Но и при этих средствах, какая нибудь тысяча руб. сер. которую вы успеете собрать от благородный ваших спектаклей, пригодится для школы…
…Корреспондент наш пишет, что на первыя ваши два спектакля недоставало места для желающих насладиться новым удовольствием. Давай Бог! А в устроительстве благородных спектаклей никогда неоткажется помочь вам и делом и советом ваш Окружный Начальник. И на будущее время вы найдете в нем туже готовность содействовать вам в этом деле, какую нашли на первый раз. Вперед Тюмень! Вперед!
(ТГВ, 1858, № 11)
Город Тюмень, славясь торговлею и промышленностью, особенно известен своими кожевенными заводами. Его черная и красная юфть в большем количестве идет в Среднюю Азию, а шитый кожаный товар наполняет собою все ярмарки и торжки Тобольской губернии. Потому мы, Сибиряки, большею частию незнакомые с кожаными изделиями внутренних городов Империи, привыкли думать, что Тюменские заводчики кожевенное дело знают в совершенстве и занимаются им с должным старанием. Да и как думать иначе, когда кожи Тюменскаго производства имеют постоянно хороший сбыт? – Но вот встретили мы в № 1 Записок ИМПЕРАТОРСКОГО Казанскаго Экономическаго Общества статью, в которой доказывается, будто Тюменския кожи выделываются неумеючи и не отличаются добротою, а сами заводчики не имеют и малейшаго стремления к улучшению своего дела. Таким образом выходит, что или кожевенное производство в Тюмени действительно находится в незавидном состоянии и наши понятия о выделываемом там товаре слишком поверхностны, или автор означенной статьи уже черезчур немилостив к Тюменским Кожевенным заводчикам. Во всяком случае, по поводу этой статьи, желательно было бы видеть на страницах наших Губернских ведомостей откровенное и подробное описание операций кожевеннаго производства в Тюмени. А чтобы люди, знающие кожевенное искусство, могли судить в какой степени справедливы укоры, делаемые М. Рыловым Тюменским заводчиком, Редакция Ведомостей считает нужным поместить здесь его статью (…).