Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы.
Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы.
Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п. ) и приобретенных (производственных технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.
К основным формам МЭО относятся:
• международная торговля товарами;
• международная торговля услугами;
• международная специализация и кооперация производства;
• международное научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими достижениями;
• международное движение капитала, международные валютно-кредитные и финансовые отношения;
• международное движение рабочей силы;
• международный информационный обмен;
• деятельность международных экономических организаций и их сотрудничество в решении глобальных проблем.
Одной из самых старых, традиционных форм международных экономических отношений является международная торговля товарами, зародившаяся много столетий назад и древних цивилизациях и государствах мира и с течением времени дополнявшаяся другими формами МЭО, многие из которых получили свое развитие уже в XX в.
В современных условиях различные формы МЭО тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, что позволяет рассматривать их как систему: к концу XX в. примерно 80 % внешнеторговых операций осуществлялось на кредитной основе; международная торговля товарами часто теснейшим образом связана с послепродажным обслуживанием, т.е. с международным обменом услугами; в основе международной торговли товарами и услугами нередко лежит международное сотрудничество в научно-технической и инвестиционной сферах, а также МСКП; наконец, всю систему МЭО пронизывает активный и постоянно расширяющийся международный информационный обмен.
Структура мирового рынка.
Мировой рынок - развитая сфера товарного обмена между национальными рынками, которые связаны системой мирохозяйственных тов- ден. связей. Мир. рынок - развитый рынок, где рыночные механизмы получают полный простор для своего д-ия. На мир. рынке существует взаимодействие спроса, предложения и цен.
На МР рыночные механизмы получают полный простор для своей деятельности: свободно взаимодействуют спрос, предложение и цены; взаимодействуют разные сегменты рынка, составляющие структуру МР: рынок товаров, услуг, интеллектуальной собственности, капитала, валютный рынок - тесно связаны, переплетаются между собой (например, золото - товар и валюта).
Для МР характерна сложившаяся система рыночной инфраструктуры; система бирж и других центров, где определяются цены на товары и происходят сделки; система банков, производящих м/нар. расчеты.
Для развитого рынка (за исключением узкого круга товаров) характерны следующие черты: S>D, то есть господствует покупатель; господствует конкуренция; покупатель и продавец свободно выбирают друг друга. Таким образом МР - система договоров, которые заключаются между равноправными партнерами (на МР выходит не государство, а фирма).
Отличие МР от национальных: на внутренний рынок действуют обычные экономические факторы, на МР сильно влияет внешнеэкономическая политика государств; на МР действуют МЦ, значительно отличающиеся от национальных.
Парадокс Леонтьева
Василий Леонтьев, американский экономист русского происхождения, осуществил расчеты, использовав статистику по американской внешней торговле за 1947 г., для проверки правильности теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина. результаты его расчётов противоречили основным положениям теории. Оказалось, что капиталонасыщенные США, которые, согласно теории, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудонасыщеные; на практике, напротив, экспортировали товары трудоемкие, а импортировали капиталоемкие товары. Повторные расчеты Леонтьева и других исследователей товарной структуры США дали такие же результаты.
Расчеты показали, что и Япония в 1950-х г.г., будучи явно трудоизбыточной страной, экспортировала капиталоемкие товары. Индия экспортировала в США капиталоемкие товары. Расчеты, сделанные в 1987 г. по 12 факторам производства для 27 стран, показали, что в 30 случаях из 100 торговля шла в противоположном от теории Хекшера-Олина направлении.
Парадокс Леонтьева формулируется следующим образом: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, капиталонасыщенные - трудоемкую. Это объясняется тем, что в США применяется дорогой высококвалифицированный труд, доля которого в издержках производства превышает расходы на капитал. Высококвалифицированную рабочую силу с высокими затратами на подготовку можно рассматривать как капитал.
В странах, поставляющих свою продукцию в США, дефицитный капитал настолько дорог, что в издержках производства его доля превышает долю дешевого труда и сырья. В американском экспорте преобладает трудоемкая продукция, поскольку применяется высококвалифицированный труд. Импорт США производится низко квалифицированной рабочей силой. В результате экспорт является более трудоемким, чем импорт.
В зависимости от технологии производства один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране, что может произойти в условиях большой эластичночти взаимозаменяемости факторов производства. Например, рис в США капиталоемкий, ибо он выращен с применением передовой дорогой техники, во Вьетнаме рис трудоемкий, в его производстве применяется в основном ручной труд.
Что такое таможенный тариф?
Импортный таможенный тариф (ИТТ) - систематизированный перечень ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин, механизм введения, изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения товара. Там. тариф имеет вид: код товара, название товара, ставка там-й пошлины. С 92г. введено единообразное кодирование товаров. Когда оформляется товар тамож-ки смотрят на код товара.
Главными составляющими ИТТ являются:
-Главная несущая конструкция ИТТ = систематизированный перечень ввозимых товаров.
-Методы определения цены ввозимых товаров и взимания пошлин
-Механизм введения, принятия или отмены пошлин
-Правила определения страны происхождения товара
-Пределы полномочий органов исполнительной власти.
-Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин - налог на право воза иностранного товара.
Но при ввозе товаров существуют и другие платежи = паратарифные платежи (таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы: НДС, акцизы на сигареты, спиртное, пиво, сборы в фонд развития импорта (Австрия); в некоторых странах ЕС, сбор на охрану окружающей среды (Дания), химикатов, товаров, выделяющих углекислый газ, веществ, разрушающих озоновый слой, сбор при ввозе пластиковых контейнеров (Италия), налог на защиту растений (Швеция), сбор на борьбу с мусором (Финляндия).
Как правило, эти меры не ставят целью регулировать ВТ, но влияют на неё.
Изменения в таможенных тарифах с начала года коснулись ~ 1/3 товаров, в результате общего снижения таможенных пошлин средняя ставка составляет ~ 10-11%.
Повышение ТТ способствует росту серого импорта, значит, нужно снизить ТТ.
Структура и функции ВТО.
Предшественником ВТО явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, или ГАТТ (подписано в Женеве 30 октября 1947 г). ГАТТ/ВТО входит в систему ООН. ГАТТ выполняло три функции: 1. оказывало воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; 2. являлось форумом для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми; 3. урегулировало споры. Основная цель ГАТТ — обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем: * ликвидации таможенных и других торговых ограничений; * устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни и обеспечения полной занятости; * повышения реальных доходов и спроса; * улучшения использования сырья; * роста производства и торгового обмена. ВТО продолжило выполнение этих целей и функций. ВТО официально действует с 1 января 1995 г. В течение 1995 г. почти все государства, бывшие участницами ГАТТ, вошли в состав ВТО на правах стран-учредителей. В организационном плане ВТО более жесткая организация, чем ГАТТ, которую она сменила. ВТО сегодня — это более 140 государств, тесно связанных в торговом регулировании системой из многих десятков многосторонних договоров и соглашений, которые касаются важнейших проблем торговли промышленными товарами и товарами агропромышленного комплекса, торговли услугами, а также торговых аспектов инвестиций. Бюджет ВТО составляет примерно 80 млн. долларов США. Кроме того, ВТО тесно сотрудничает с другими международными организациями. В 1997 г. статус наблюдателей в различных структурах ВТО имели 19 организаций системы ООН и 27 других международных организаций. Среди них — Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития, Всемирная таможенная организация и др. Документы ГАТТ/ВТО дают государствам, присоединившимся к ним, целый ряд преимуществ: предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях, открытость рынков, отказ от дискриминационных ограничений. Поэтому заявки в ВТО на присоединение к 1998 г. были поданы многими странами, в числе которых и Россия.
Россия и ВТО.
Вступление России в ВТО конечно необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития. Главные выгоды, которые получит РФ от членства в ВТО следующие: РФ получит возможность включаться в новые формы внешнеторговых связей с учетом своих национальных интересов, российские экспортеры и импортеры получат доступ к унифицированному правовому пространству; будут ослаблены торговые барьеры западных стран для российских товаров; расширятся возможности импорта современных технологий, усилится приток ПИИ; улучшаться условия разрешения торговых споров и конфликтов. Однако наряду с положительными моментами имеется и ряд отрицательных: подавление хозяйственной активности отечественных производителей, переориентация спроса на импортную продукцию и снижение на отечественную; обострение фискальной проблемы, вследствие сокращения налоговых поступлении. Т.о. вступление, конечно необходимо, но не стоит спешить и брать на себя односторонние обязательства по снижению тарифов. На переговорах нужно отстаивать свои позиции и не идти слепо на уступки Западу. Условия на которых РФ вступит в ВТО должны быть выгодными для нее, без ущемления интересов российских производителей.
Тамож. кодекс РФ.
"Там-ный кодекс" более обширный и детализированный законодат. акт . Он регулирует перемещение товаров через там-ную границы РФ; устанавливает там-ные режимы; порядок там-ого и там-ного оформления и там-ного контроля; устанавлиает. какие нарушения м. б. и какое наказание полагается и кто его осуществляет. Таможенный кодекс содержит основы там. дела: правовые, экономические, организационные; обеспечивает защиту экономического суверенитета РФ. Сущ всего 15 там. режимов.
Там-ным делом управляет:
1) Гос. там-ный комитет
2) Региональные там-ные управления ( их всего 7 )
3) Таможня как юридическое лицо.
4) Там-ные пункты или там-ные посты.
Закон поручает президенту и правительству общий контроль за внешнеэконом. деят-ю. (торговые соглашения заключает правительство, Т.П. устанавливает парламент, из размер - правительство).
Вопросы интеллектуальной собственности на межд рынке. Соглашение по торговым аспектам прав на интел собственность (TRIPS)
Технологии являются частью интеллектуальной собственности и охраняются национ. законодательством и междун. соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в междун. масштабе пока еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения и т. д. К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Соответственно в разных странах объекты интеллект. собственности защищены по-разному (часть объектов пром собственности защищена в США – патент выдавался лицу, который м. доказать, что изобретение сделано им, - и в Японии – лицо считается изобретателем, если 1-ым подало заявку). Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор для современных условий регулирования и обеспечения защиты. Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная в 1974 г. в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе ВОИС. Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.
Вопрос 70
В наследство от СССР Россия получила острую нехватку продовольствия, других предметов первой необходимости, падение сельскохозяйственного и промышленного производства, полное исчерпание золото-валютных резервов. Не только для закупки недостающих товаров, но даже для приема гуманитарной и технической помощи, которую западные страны начали оказывать еще Советскому Союзу, потребовалось привлечь внешние кредиты.
Условием получения кредитов, в свою очередь, стало решение еще более крупной и долгосрочной проблемы - урегулирования внешнего долга Советского Союза. К концу 1991 г. он составлял огромную сумму - около 65 млрд. долл. Осенью 1991 г. бывшие союзные республики взяли на себя солидарную ( общую и раздельную) ответственность перед западными кредиторами за внешний долг СССР, разделив его по выработанной формуле (доля России - 61%). Но большинство из них, оказавшись неплатежеспособными. так и не приступили к выполнению своих обязательств. Чтобы не лишиться возможности получения новых кредитов, Россия по общей договоренности взяла на себя ответственность за все 100% внешнего долга СССР Позже к нему прибавились выявившиеся внешнеторговые долги бывшим партнерам по СЭВ в Восточной Европе (29 млрд. долл.) и некоторым другим странам.
Потребности России во внешних ресурсах усиливались в связи с особенностями ее экономического развития в ходе реформ. Одной из них стала острая необходимость в капиталовложениях для осуществления конверсии гипертрофированной военной промышленности - основы всей бывшей советской промышленной структуры. реструктуризации огромной, но неэффективной угольной промышленности, обновления оборудования, устаревшего практически во всех отраслях экономики, создания целого ряда отсутствовавших отраслей гражданского назначения. За годы реформ капиталовложения не только не выросли,но из-за отсутствия средств сократились еще больше, чем валовый внутренний продукт.
Выявились и крайне тяжелые социальные последствия начатых реформ. Курс на борьбу с инфляцией, достигшей чрезвычайных размеров, стал основой экономической политики правительства, необходимой предпосылкой для возобновления хозяйственного роста. В результате в июне 1996 г. месячный прирост цен упал ниже 1%, тогда как еще в начале 1995 г. он превышал 20%, а в 1992 г. в среднемесячном исчислении находился на уровне 31%. Но это было достигнуто за счет жесткой кредитно-денежной политики, экономии расходов на социальные нужды и финансирование таких важных сфер, как образование, здравоохранение, наука.
Положение еще более усугубилось из-за кризиса неплатежей между предприятиями. Это повлекло за собой, наряду с долгами бюджету, многомесячные задержки с выплатой заработной платы и вызвало такие острые формы социального протеста, как забастовки и голодовки, что создало угрозу дальнейшей судьбе реформ.
Кредиты МВФ облегчают решение и макроэкономических и труднейших конкретных проблем. В числе последних можно упомянуть реструктуризацию угольной промышленности, в которой особенно проявилось социальное напряжение, обеспечение многих городов городским транспортом, строительство мостовых переходов через крупнейшие реки, повышение эффективности сельского хозяйства, расширение жилищного строительства, укрепление банков и др.
Помимо притока новых средства из-за рубежа, Россия в годы реформ смогла получить и облегчение по обслуживанию советского долга. Трижды приходившиеся на соответствующие годы платежи в своей значительной части откладывались на 10 лет. Кроме того, образовались и просрочки. Это дало России весьма значительную, хотя и временную, экономию собственных ресурсов.
Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяются следующие:
• возросшая активность прокуратуры, налоговой полиции, ОМОНа и других силовых структур по вмешательству в хозяйственные споры на стороне одной из конфликтующих сторон или с предъявлением необоснованных претензий от лица государства;
• создание новых и сохранение старых неравных условий конкуренции, зависящих от решений исполнительных органов власти.
Обе тенденции свидетельствуют о росте административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. В результате более жесткого регулирования режима заключения внешнеторговых сделок и валютного контроля снизился отток капитала из российской экономики в форме внешнеторговых кредитов, но значительно выросло число неучтенных операций, что привело к увеличению количества попусков и ошибок в платежном балансе, а в конечном счете к усилению оттока капитала. И без подчинения правоохранительных органов закону, а не чьему-либо заказу и отмены особых условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в рамках однородной группы компаний устойчивого роста предпринимательской активности не будет.
Вопрос 72
Если рассматривать процесс законотворчества в России в области иностранных капиталовложений за период реформ с количественной точки зрения, может создаться впечатление некоего прорыва. Приняты федеральные законы об иностранных инвестициях от 1991 и 1992 гг., о соглашениях о разделе продукции от 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1999 г.), а также о свободных экономических зонах (последний не подписан президентом и до сих пор не вступил в действие). Однако их содержание и особенно результаты исполнения оставляют желать лучшего. Проигрывают они и при международных сопоставлениях. Так, федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (как и одноименный закон РСФСР 1991 г.) предусматривает предоставление иностранным вкладчикам капитала национального режима, т.е. равных прав с отечественными инвесторами, тогда как во многих зарубежных государствах они имеют право выбора между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования, т.е. равных прав с инвесторами из любой третьей страны. Очевидно, что право выбора режима выгодно иностранному инвестору и он скорее всего вложит капитал туда, где такое право ему предоставлено.Международным стандартом в области правового регулирования иностранных инвестиций странами-реципиентами выступает наличие в их законодательстве стабилизационной, или “дедушкиной”, оговорки (Gross Father Clause). Она предполагает сохранение для иностранного инвестора на срок окупаемости его капиталовложений или иной период тех условий хозяйственной деятельности (включая ставки налогов и других платежей), которые существовали на момент начала инвестирования. Хотя в законе об иностранных капиталовложениях 1999 г. стабилизационная оговорка имеется, однако ее применение значительно ограничено, обусловлено многими факторами и носит, по сути, избирательный характер. Она предоставляется не всем иностранным инвесторам, а зависит от их доли в капитале создаваемых совместных предприятий и совместных вложениях, суммы их инвестиций, приоритетности проектов, которая устанавливается специальными решениями правительства. Стабилизационная оговорка не распространяется на такие важные платежи, как НДС, таможенные пошлины, отчисления в пенсионный фонд. В некоторых отношениях закон 1999 г. уступает закону 1991 г., где был специальный раздел о льготах иностранным инвесторам в свободных экономических зонах. Сохраняются и некоторые “белые пятна” в законодательстве об иностранных инвестициях. В этой связи представляется необходимым серьезная доработка и быстрое принятие законов о концессионных договорах и свободных экономических зонах, застрявших на разных стадиях рассмотрения и утверждения. В отечественной практике имеется позитивный опыт использования концессий как формы привлечения иностранного капитала (например, в 20-е годы в период НЭПа). На наш взгляд, они будут полезны и сейчас при подведении необходимой правовой базы.
Вопрос 73
прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;
инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
Что такое валютный курс
Валютный курс – стоимость денежных единиц одной страны, выраженная в денежных единицах другой. Это обменное соотношение между двумя валютами.
Валютный курс рубля.
Валютный курс - соотношение между 2 валютами (цена одной валюты, выраженная в ден единицах другой страны), которое устанавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения.
В теории выделяют 5 систем валютных курсов: свободное (чистое) плавание; управляемое плавание; фиксированные курсы; целевые зоны; смешанная система валютных курсов. В системе свободного плавания вал курс складывается под влиянием спроса и предложения на валюту.
В системе управляемого плавания спрос и предложение также оказывают влияние. Но здесь весьма заметна регулирующая сила центральных банков стран, а также разного рода конъюнктурные колебания.
Системой фиксированных курсов была Бреттонвудская валютная система (1944 - нач 70-х).
Система целевых зон предст собой разновидность системы фиксированных курсов. Примером является фиксация российского рубля к доллару США в коридоре, установленном ЦБ РФ.
Смешанной системой вал курсов является современная международная вал система.
Существует ряд факторов, влияющих на изменение равнвесия курса валют (спрос и предложение). Структурные факторы (действуют в теч длительного периода) :
- конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение;
- состояние платежного баланса страны;
- покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;
- разница процентных ставок в различных странах;
- государственное регулирование валютного курса;
- степень открытости экономики.
Конъюнктурные факторы (вызывают краткосрочное колебание валютного курса) :
- деятельность валютных рынков;
- спекулятивные валютные операции;
- кризисы, войны, стихийные бедствия;
- прогнозы ( политические, экономические);
- цикличность деловой активности в стране и на основных международных рынках.
Изменяющиеся курсы валют оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, поведение предпринимателей, осуществляющих экспротные или импортные операции. Например, понижение курса национальной валюты приводит к тому, что экспортеры при обмене выручки в иностранной валюте на национальную получают ее больше, чем прежде. Это позволяет им снижать цены на свою продукцию, что усиливает конкурентоспособность их товаров на мировых рынках и создает возможности для увеличения экспорта товаров и услуг. В то же время импортер при пониженном курсе национальной валюты вынужден затратить ее больше при покупке товаров за рубежом.
Падение валютного курса национальной денежной единицы препятствует экспорту капитала данной страны. Это объянтяется тем, что увеличивается выраженная в этой валюте стоимость приобретения основного капитала и расходы по его эксплуатации за рубежом.
В 2000 году политика валютного курса Банка России проводится с использованием режима плавающего обменного курса рубля к иностранным валютам. Банк России не устанавливал каких-либо конкретных параметров изменения валютного курса ни в целом за год, ни в отдельные его периоды. Основным инструментом сглаживания чрезмерных колебаний валютного курса рубля являлись интервенции на внутреннем валютном рынке. Одной из важных целей политики Банка России было накопление золотовалютных резервов и поддержание их на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы.
Политика валютного курса Банка России в 2000 году проводилась в более благоприятных по сравнению с предыдущими годами экономических условиях, а также базировалась на положительных изменениях, произошедших на внутреннем валютном рынке в результате усиления в 1999 году мер валютного регулирования и контроля.
+ (может быть)
Высокий уровень мировых цен на основные экспортируемые Россией товары на протяжении всего истекшего периода 2000 года обеспечил компаниям-экспортерам значительный уровень экспортной выручки. В свою очередь, введенное в прошлом году правило обязательной продажи 75% экспортной выручки наряду с более эффективным валютным регулированием и контролем создало основу для стабильно высокого поступления валюты на внутренний рынок и сокращения спроса на нее за счет отсечения операций, дававших возможность незаконного вывоза капитала за рубеж в крупных масштабах. Это способствовало более объективному установлению обменного курса рубля к доллару США в соответствии с состоянием фундаментальных экономических факторов. В январе—сентябре 2000 года на валютный рынок в рамках обязательной продажи поступило 43,5 млрд. долларов валютной выручки, что на 14 млрд. долларов больше, чем в январе—сентябре 1999 года. В то же время уполномоченными банками по поручению клиентов под разрешенные валютным законодательством цели было куплено около 25 млрд. долларов, что на 6 млрд. долларов меньше, чем в январе—сентябре 1999 года.
Вопрос 98
Развития валютного рынка в России можно связать с вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР ''0 валютном регулировании"*. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".
Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.
С начала 1991 года также получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа.
Таким образом анализируя нормативные акты, которые были изданы на протяжении становления валютного рынка, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы.
Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п. ) и приобретенных (производственных технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.
К основным формам МЭО относятся:
• международная торговля товарами;
• международная торговля услугами;
• международная специализация и кооперация производства;
• международное научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими достижениями;
• международное движение капитала, международные валютно-кредитные и финансовые отношения;
• международное движение рабочей силы;
• международный информационный обмен;
• деятельность международных экономических организаций и их сотрудничество в решении глобальных проблем.
Одной из самых старых, традиционных форм международных экономических отношений является международная торговля товарами, зародившаяся много столетий назад и древних цивилизациях и государствах мира и с течением времени дополнявшаяся другими формами МЭО, многие из которых получили свое развитие уже в XX в.
В современных условиях различные формы МЭО тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, что позволяет рассматривать их как систему: к концу XX в. примерно 80 % внешнеторговых операций осуществлялось на кредитной основе; международная торговля товарами часто теснейшим образом связана с послепродажным обслуживанием, т.е. с международным обменом услугами; в основе международной торговли товарами и услугами нередко лежит международное сотрудничество в научно-технической и инвестиционной сферах, а также МСКП; наконец, всю систему МЭО пронизывает акт<