Торговля как вид предпринимательской деятельности
Одним из важных видов предпринимательской деятельности является торговля. Торговля это предпринимательская деятельность, заключающаяся в осуществлении процесса купли-продажи товаров и продукции предприятий питания и в оказании торговых услуг населению с целью получения прибыли. Торговля как вид предпринимательской деятельности обособлена в самостоятельную отрасль экономики. Это обусловлено общественным разделением труда и характером обращения товаров народного потребления.
Обособление выражается в создании материально-технической базы (магазины, мелкорозничная сеть, кафе, бары, рестораны, склады, хранилища, наличие торгового оборудования) и в авансировании оборотных средств для закупки товаров и других товароматериальных ценностей.
В связи с двойственным характером товара раздваиваются и функции торговли как экономической категории.
Торговли как экономическая категория выполняет следующие функции:
1) реализация стоимости товаров и возмещение на этой основе затрат труда на их производство. Прибыль получает предприятие лишь после реализации товара, смены формы стоимости из товарной на денежную;
2) удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах путем реализации их как потребительных стоимостей;
3) обеспечение воспроизводства рабочей силы (торговля завершает процесс движения товара, приводящего к удовлетворению потребностей человека, что обеспечивает его нормальное функционирование как биологического и социального организма).
Товары, как потребительные стоимости, реализуются с целью удовлетворение потребностей населения в конкретных предметах потребления.
Функцией торговли, как вида предпринимательской деятельности, является обеспечение непрерывности процесса расширенного воспроизводства путем доведения товаров от производства до потребителей, организации товародвижения и выполнения ряда производственных и непроизводственных функций.
К производственным функциям торговли относятся процессы, связанные с завершением процесса производства в сфере обращения: упаковка, фасовка, хранение, транспортировка товаров и т.д.
К непроизводственным функциям торговли относятся: изучение и формирование спроса, реклама товаров, организация учета и отчетности, проведение маркетинговых мероприятий и др.
Виды и формы торговой деятельности. В соответствии с принятым в 2003 году Законом Республики Беларусь «О торговле» и Гражданским кодексом Республики Беларусь (1998 г.) видами торговой деятельности являются:
- оптовая торговля – вид торговли, осуществляемый с целью последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием;
- розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенных для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
- общественное питание – вид торговли, включающий в себя производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без сопутствующих услуг населению;
- оптово-розничная торговля – торговая деятельность, осуществляемая оптовым предприятием, имеющим большие складские площади и проводимым отдельный учет по розничной и оптовой торговле;
- торгово-посредническая деятельность – деятельность предприятия, выполняющего функции посредника между производителями и конкретными продавцами;
- производственно-коммерческая деятельность:
а) производственно-торговая - деятельность предприятия, в составе которого имеются фирменные магазины;
б) торгово-производственная деятельность - деятельность торгового предприятия, имеющего собственные производственные цеха.
Формами осуществления торговли являются:
- комиссионная торговля;
- торговля на конкурсах;
- торговля на аукционах;
- торговля по образцам;
- торговля с использованием автоматов;
- выездная торговля;
- посылочная торговля;
- биржевая торговля;
- торговля на ярмарке;
- электронная торговля;
- торговля на рынке;
- иные формы торговли, не запрещенные законодательством.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. Определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными товарами и общественного питания».