Международное кредитование и финансирование развивающихся стран

Особенности международного кредитования разви­вающихся стран.

1) значительную часть ино­странных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий;

2) нет универсальной системы междуна­родного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется меха­низм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (осо­бенно платежеспособности), отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов;

3) современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развиваю­щихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному кредитованию и субсидиро­ванию, но и кредитам частных банков.

4) основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Доля международных кредитов и субсидий, которая предостав­ляется в рамках взаимного сотрудничества развиваю­щихся стран, незначительна.

Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой, принятой Комитетом содействия развитию организации экономического сотрудничества и развития. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-­доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран.

Классификация кредитов и субсидий развивающим­ся странам (схема КСР).

I. Официальное финансирование развития (ОФР).

1. Официальная, помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя.

2. Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и мно­гостороннее.

II. Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

1. Международное банковское кредитование.

2. Эмиссия ценных бумаг.

3. Безвозмездные, субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов (I + II + III).

В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходи­лись на официальное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники. Официальное финан­сирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали мно­госторонние более чем вдвое. Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, вы­деляемых странами-донорами по линии ОФР.

Официальное финансирование развития на двухсто­ронней основе включает два вида кредитования и субсиди­рования: ОПР и прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок, льготный пе­риод, уровень процента) соответствуют установлен­ным нормам льготного кредитования, то он относит­ся к ОПР, если нет, то к прочему ОФР. К ОПР при­числены и все безвозвратные субсидии.

Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы:

срок креди­та — 25—30 лет;

льготный период около 10 лет;

стоимость кредита обычно не выше 3% годовых.

Кредиты, относящиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны, чем кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных капиталов.

ОПР не связана с состоянием мирового рынка ссудных капиталов, так как средства поступают из государственных бюджетов. При их выделении Правительство и Парламенты руководствуются преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, политическими и военно-стратегическими соображениями. Кредиты, как правило, имеют связан­ный характер, т.е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Цены на товары, поставляемые в рам­ках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресур­сов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансиро­ванию конкретных объектов. Это жестко ограничивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получателя. Этот метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использовани­ем средств, что часто не устраивает реципиентов, которые стремятся к увеличению программной помо­щи, которая дает возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда оправда­но, поскольку ослабление контроля со стороны до­норов нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами.

Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Затем предоставление льготных кредитов и субсидий увязывалось преиму­щественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста. С середины 70-х годов акцент делается на социальные аспекты.

Распределе­ние ОПР по отраслям и видам деятель­ности

Традиционно значительная часть льготных кре­дитов и субсидий направляется на кредитование стро­ительства инфраструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика). Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только госуда­рство. K середине 80-х годов ассигнования на образова­ние, здравоохранение, другие социальные и управлен­ческие нужды несколько превысили расходы, связан­ные с льготным кредитованием инфраструктуры. Воз­росли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Доля промышленности в ОПР составляла 5% общей суммы. Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке капита­лов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышлен­ного производства.

Наши рекомендации