Сельское хозяйство: новые продовольственные трудности
Во многих районах области к этому времени сложилась очень неблагоприятная демографическая ситуация. В колхозах и совхозах просто не осталось людей трудоспособного возраста. В такой ситуации вкладывать деньги в сельское хозяйство не имело смысла. Их некому было осваивать.
В течение 12-й пятилетки производство всех видов продукции в области, за исключением мяса и яиц, продолжало сокращаться. Особенно тревожным было положение с производством зерна, картофеля, овощей, молока. Ярославская область, район традиционного овощеводства, была вынуждена постоянно ввозить картофель и овощи из других областей, республик и даже зарубежных стран. Картофель, например, в больших количествах ввозили из Польши.
Особую тревогу вызывало положение дел в молочном животноводстве. Молочные товары оказались в разряде дефицитных продуктов. Власти ввели ограничения на их продажу. В магазинах не продавали больше двух литров молока в одни руки.
Вскоре и этих ограничений стало мало. По две бутылки молока стали продавать только по справке из дет-
Ярославская область в годы перестройки (1985—1991)
ской поликлиники о наличии в семье ребенка в возрасте до одного года.
Власти дали понять, что без повышения цен на продукты питания теперь уже не обойтись. Слухи о повышении цен вызвали панику. За короткий срок люди скупили все, что можно было найти в магазинах.
Газета «Известия» в мае 1990 года так писала о «закупочной лихорадке» в Ярославле: «За один только день в Ярославле продано в 10раз больше обычного круп и макаронных изделий, в Враз больше подсолнечного масла, в 4 раза — соли, в 2,5 раза — маргарина, в 1,5раза — яиц. С прилавков сметено практически все».
Остановить панику ярославским властям не удалось. Выход из такой ситуации они увидели во введении карточной системы снабжения населения продовольствием и некоторыми промышленными и бытовыми товарами.
Сначала в Ярославской области появились ежемесячные талоны на эти товары, а затем и так называемые «Книжки потребителя». Весьма примечательно, что эти книжки были рассчитаны на пять лет вперед. Видимо, ярославские власти потеряли всякую надежду в ближайшие годы хоть как-то решить продовольственную проблему и рассчитывали только на помощь из центра.
А центральные власти пошли на значительное повышение цен на продукты питания. Стоимость многих продуктов выросла в два-три раза при росте зарплаты всего на 30 %. Недовольство населения стало всеобщим и грозило превратиться в открытый протест.
Ярославский Народный фронт
Политика гласности и некоторая демократизация общества вызвали у людей живой интерес к политике. Падение уровня жизни большинства людей толкало их на более решительные действия. Эти причины привели к созданию Ярославского Народного фронта.
Ярославский край в XX веке
Датой рождения Народного фронта стала весна—начало лета 1988 года, когда в партийных организациях страны шли выборы делегатов на XIX Всероссийскую партийную конференцию.
Факт избрания Ф. И. Лощенкова на Всероссийскую конференцию и вызвал появление гневного письма А. Малыгиной, сотрудницы областной детской библиотеки имени И. А. Крылова, в газету «Правда». «Ярославль гудит, как растревоженный улей», — писала она в письме. Люди возмущены избранием Лощенкова на конференцию, потому что «слишком много горьких страниц в жизни Ярославщины связано с именем этого человека». «За четверть века его руководства, — продолжала А* Малыгина, — область скатилась вниз по многим показателям. Сельское хозяйство развалено, социальные проблемы практически только сейчас начали решаться. Стыдно слышать от жителей соседних областей, как они именуют наш Ярославль: "многострадальный", "голодный"...»
После этой публикации в обком партии и редакцию областной газеты «Северный рабочий» стали поступать письма и звонки, в которых люди спрашивали: на каком основании Ф. И. Лощенкова избрали в состав делегатов, какие конкретно партийные организации его выдвигали? Областной комитет партии хранил молчание.
И тогда на улицах Ярославля появились многочисленные объявления, которые призывали жителей города прийти на митинг, чтобы поддержать письмо А. Малыгиной и потребовать у обкома лишить Лощенкова мандата делегата.
Митинг состоялся 8 июня 1988 года у памятника Н. А. Некрасову на Волжской набережной. В толпе собравшихся были хорошо видны самодельные плакаты: «Нет Лощенкову!», «Обком, перестройку начни с себя!», «Поддерживаем газету "Правда"».
Представители областного комитета партии в своих выступлениях пытались убедить собравшихся в том, что Ф. И. Лощенкова избрали делегатом конференции совер-
Ярославская область в годы перестройки (1985—1991)
шенно законно, но эти выступления были заглушены криками и свистом. После митинга его организаторы собрали более 6 тысяч подписей ярославцев против делегирования Лощенкова на XIX Всероссийскую конференцию. Письмо с подписями было направлено в Москву. Мандата делегата Лощенков в конце концов был лишен.
Даже работники идеологического отдела обкома партии были вынуждены признать, что «такого Ярославль не видел с 1905года». Вскоре митинги были перенесены на территорию стадиона шинного завода. Здесь разворачивались острые дискуссии по самым злободневным для жителей области проблемам.
На стадионе прошли дискуссии практически по всем вопросам повестки дня XIX Всероссийской партийной конференции — «О борьбе с бюрократизмом», «О гласности», «О демократизации», «О правовом государстве», а также по злободневным для ярославцев вопросам — «Продовольственная проблема в Ярославле и Ярославской области», «Условия жизни ярославцев», «Экологические проблемы Ярославля» и другим.
От слов Ярославский Народный фронт довольно быстро перешел к практическим делам. Он организовал общегородской референдум по вопросу строительства Ярославской атомной ТЭЦ, на котором ярославцы выступили решительно против этого проекта. Строительство не состоялось.
Народный фронт добился передачи городу целого ряда престижных зданий в центре Ярославля. Например, старое здание обкома КПСС было отдано под молодежную поликлинику. Здание больницы № 5 передали в ведение городского отдела здравоохранения. Народный фронт вмешался в процесс распределения квартир в некоторых престижных домах. Удалось передать часть квартир нуждающимся учителям, врачам и другим работникам бюджетной сферы.
При содействии Народного фронта в Ярославле появилась общественная организация «Мемориал», которая
Ярославский край в XX веке
начала активно заниматься вопросами реабилитации жертв политических репрессий. При Народном фронте возникла и общественная организация «Зеленая ветвь», деятельность которой была направлена на решение крайне запущенных и закрытых для общественности проблем экологии города и области.
Укрепив свои позиции в Ярославле, лидеры Народного фронта решили принять участие в выборах на I съезд народных депутатов весной 1989 года. Все три кандидата Ярославского Народного фронта, И. Б. Шамшев, Д. А. Стародубцев, В. С. Подзирук, стали депутатами и участвовали в работе I съезда народных депутатов.
Но вскоре произошел раскол Ярославского Народного фронта. Бывшие лидеры Народного фронта в буквальном смысле оказались по разные стороны баррикад. В августе 1991 года, будучи сторонниками Ельцина, они находились в Белом доме в Москве и защищали, как они думали, российскую демократию.
В октябре 1993 года Шамшев, как сторонник Ельцина, поддержал расстрел российского парламента, среди защитников которого находился его недавний коллега Ковалев.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК