Сельское хозяйство: новые продовольственные трудности

Во многих районах области к этому времени сложи­лась очень неблагоприятная демографическая ситуация. В колхозах и совхозах просто не осталось людей трудо­способного возраста. В такой ситуации вкладывать день­ги в сельское хозяйство не имело смысла. Их некому было осваивать.

В течение 12-й пятилетки производство всех видов продукции в области, за исключением мяса и яиц, продол­жало сокращаться. Особенно тревожным было положение с производством зерна, картофеля, овощей, молока. Яро­славская область, район традиционного овощеводства, была вынуждена постоянно ввозить картофель и овощи из других областей, республик и даже зарубежных стран. Картофель, например, в больших количествах ввозили из Польши.

Особую тревогу вызывало положение дел в молоч­ном животноводстве. Молочные товары оказались в разряде дефицитных продуктов. Власти ввели ограни­чения на их продажу. В магазинах не продавали боль­ше двух литров молока в одни руки.

Вскоре и этих ограничений стало мало. По две бу­тылки молока стали продавать только по справке из дет-

Ярославская область в годы перестройки (1985—1991)

ской поликлиники о наличии в семье ребенка в возрасте до одного года.

Власти дали понять, что без повышения цен на про­дукты питания теперь уже не обойтись. Слухи о повы­шении цен вызвали панику. За короткий срок люди скупили все, что можно было найти в магазинах.

Газета «Известия» в мае 1990 года так писала о «за­купочной лихорадке» в Ярославле: «За один только день в Ярославле продано в 10раз больше обычного круп и ма­каронных изделий, в Враз больше подсолнечного масла, в 4 раза — соли, в 2,5 раза — маргарина, в 1,5раза — яиц. С прилавков сметено практически все».

Остановить панику ярославским властям не удалось. Выход из такой ситуации они увидели во введении кар­точной системы снабжения населения продовольствием и некоторыми промышленными и бытовыми товарами.

Сначала в Ярославской области появились ежеме­сячные талоны на эти товары, а затем и так называемые «Книжки потребителя». Весьма примечательно, что эти книжки были рассчитаны на пять лет вперед. Видимо, ярославские власти потеряли всякую надежду в бли­жайшие годы хоть как-то решить продовольственную проблему и рассчитывали только на помощь из центра.

А центральные власти пошли на значительное по­вышение цен на продукты питания. Стоимость многих продуктов выросла в два-три раза при росте зарплаты всего на 30 %. Недовольство населения стало всеобщим и грозило превратиться в открытый протест.

Ярославский Народный фронт

Политика гласности и некоторая демократизация общества вызвали у людей живой интерес к политике. Падение уровня жизни большинства людей толкало их на более решительные действия. Эти причины привели к созданию Ярославского Народного фронта.

Ярославский край в XX веке

Датой рождения Народного фронта стала весна—на­чало лета 1988 года, когда в партийных организациях страны шли выборы делегатов на XIX Всероссийскую партийную конференцию.

Факт избрания Ф. И. Лощенкова на Всероссий­скую конференцию и вызвал появление гневного пись­ма А. Малыгиной, сотрудницы областной детской библиотеки имени И. А. Крылова, в газету «Правда». «Ярославль гудит, как растревоженный улей», — пи­сала она в письме. Люди возмущены избранием Лощен­кова на конференцию, потому что «слишком много горьких страниц в жизни Ярославщины связано с име­нем этого человека». «За четверть века его руковод­ства, — продолжала А* Малыгина, — область скати­лась вниз по многим показателям. Сельское хозяйство развалено, социальные проблемы практически только сейчас начали решаться. Стыдно слышать от жите­лей соседних областей, как они именуют наш Яро­славль: "многострадальный", "голодный"...»

После этой публикации в обком партии и редакцию областной газеты «Северный рабочий» стали поступать письма и звонки, в которых люди спрашивали: на каком основании Ф. И. Лощенкова избрали в состав делегатов, какие конкретно партийные организации его выдвигали? Областной комитет партии хранил молчание.

И тогда на улицах Ярославля появились многочислен­ные объявления, которые призывали жителей города прий­ти на митинг, чтобы поддержать письмо А. Малыгиной и по­требовать у обкома лишить Лощенкова мандата делегата.

Митинг состоялся 8 июня 1988 года у памятника Н. А. Некрасову на Волжской набережной. В толпе со­бравшихся были хорошо видны самодельные плакаты: «Нет Лощенкову!», «Обком, перестройку начни с себя!», «Поддерживаем газету "Правда"».

Представители областного комитета партии в своих выступлениях пытались убедить собравшихся в том, что Ф. И. Лощенкова избрали делегатом конференции совер-

Ярославская область в годы перестройки (1985—1991)

шенно законно, но эти выступления были заглушены криками и свистом. После митинга его организаторы собрали более 6 тысяч подписей ярославцев против деле­гирования Лощенкова на XIX Всероссийскую конферен­цию. Письмо с подписями было направлено в Москву. Мандата делегата Лощенков в конце концов был лишен.

Даже работники идеологического отдела обкома партии были вынуждены признать, что «такого Яро­славль не видел с 1905года». Вскоре митинги были перенесены на территорию стадиона шинного завода. Здесь разворачивались острые дискуссии по самым зло­бодневным для жителей области проблемам.

На стадионе прошли дискуссии практически по всем вопросам повестки дня XIX Всероссийской партий­ной конференции — «О борьбе с бюрократизмом», «О гласности», «О демократизации», «О правовом госу­дарстве», а также по злободневным для ярославцев во­просам — «Продовольственная проблема в Ярославле и Ярославской области», «Условия жизни ярославцев», «Экологические проблемы Ярославля» и другим.

От слов Ярославский Народный фронт довольно быстро перешел к практическим делам. Он организовал общегородской референдум по вопросу строительства Ярославской атомной ТЭЦ, на котором ярославцы вы­ступили решительно против этого проекта. Строитель­ство не состоялось.

Народный фронт добился передачи городу целого ряда престижных зданий в центре Ярославля. Напри­мер, старое здание обкома КПСС было отдано под моло­дежную поликлинику. Здание больницы № 5 передали в ведение городского отдела здравоохранения. Народ­ный фронт вмешался в процесс распределения квартир в некоторых престижных домах. Удалось передать часть квартир нуждающимся учителям, врачам и другим ра­ботникам бюджетной сферы.

При содействии Народного фронта в Ярославле поя­вилась общественная организация «Мемориал», которая

Ярославский край в XX веке

начала активно заниматься вопросами реабилитации жертв политических репрессий. При Народном фронте возникла и общественная организация «Зеленая ветвь», деятельность которой была направлена на решение край­не запущенных и закрытых для общественности проблем экологии города и области.

Укрепив свои позиции в Ярославле, лидеры Народно­го фронта решили принять участие в выборах на I съезд народных депутатов весной 1989 года. Все три кандидата Ярославского Народного фронта, И. Б. Шамшев, Д. А. Ста­родубцев, В. С. Подзирук, стали депутатами и участвова­ли в работе I съезда народных депутатов.

Но вскоре произошел раскол Ярославского Народ­ного фронта. Бывшие лидеры Народного фронта в бук­вальном смысле оказались по разные стороны баррикад. В августе 1991 года, будучи сторонниками Ельцина, они находились в Белом доме в Москве и защищали, как они думали, российскую демократию.

В октябре 1993 года Шамшев, как сторонник Ель­цина, поддержал расстрел российского парламента, сре­ди защитников которого находился его недавний кол­лега Ковалев.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Наши рекомендации