Промышленность области накануне войны
В результате выполнения довоенных пятилеток Ярославская область превратилась в одну из наиболее про-мышленно развитых областей страны. Перед войной здесь работало около 600 промышленных предприятий, на которых было занято более 200 тысяч работающих. Население области составляло тогда около 2 миллионов человек.
Промышленность области давала стране грузовые автомобили, авиационные двигатели, электромоторы, троллейбусы, синтетический каучук, шины, дорожные и полиграфические машины, лаки, краски, обувь, текстиль и многие другие товары. Более 70 % всей продукции области давали такие промышленные центры, как Ярославль и Рыбинск.
Еще до войны многие ярославские предприятия начали увеличивать выпуск военной продукции, так как Неизбежность войны все больше осознавалась руководством страны. Ярославский автомобильный завод, например, изготавливал катки и траки для танков. Ярославский электромашиностроительный завод выпускал стартеры для танка «Т-34», а Рыбинский завод полиграфических машин начал производство минометов.
Ярославский край в XX веке
Особое место в оборонном комплексе страны занимал Рыбинский машиностроительный завод. Завод выпускал авиационные двигатели для самолетов-истребителей авиаконструктора А. С. Яковлева и бомбардировщиков авиаконструктора В. М. Петлякова. С 1939 по 1941 год рыбинцы изготовили более трех тысяч таких двигателей.
Накануне войны Ярославская область представляла собой экономически развитый регион с мощным промышленным потенциалом. Изменилась структура промышленности. Вместо текстильной и пищевой промышленности на первое место вышли машиностроение, металлообработка, электроэнергетика и химическое производство. Значительное место занимали в области предприятия оборонного значения.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК
Января 1937 года на первой областной партийной конференции были приведены такие факты
«Ярославская область ежедневно выпускает: 8 автомобилей, 72 электромотора, свыше 20 тысяч различных покрышек и камер для автомобилей и велосипедов, около 350 тысяч метров льняных и хлопчатобумажных тканей, 10 тысяч пар обуви и т. д. Около 1000км железнодорожных путей и 800км водных связывают область со всеми крупнейшими центрами Советского Союза...»
(Ярославский край в документах и материалах
(1 917—1977 гг.). Ярославль, 1980. С. 89—90)
Это интересно
В августе 1936года в Москву прибыли первые троллейбусы, изготовленные на Ярославском автозаводе. Они были изготовлены по последнему слову техники. В салоне было 34 удобных мягких кресла. Для отопления использовались 6 электропечей.
Ярославская область в годы Великой Отечественной войны
Двери открывались автоматически, как в вагонах метро. Троллейбусы отличались бесшумным и мягким ходом и максимальными удобствами для пассажиров и водителя.
?
1. Назовите важнейшие объекты первой пятилетки на территории области, вашего города или района.
2. Какие причины вызвали появление плана «Большая Волга»? Почему вариант строительства Ярославской ГЭС был отвергнут правительством?
3. Назовите негативные и позитивные последствия строительства волжских гидросооружений. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?
4. Перечислите, какие виды промышленной продукции выпускали предприятия Ярославской области накануне войны.
.
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941—1945)
Нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года поставило нашу страну на грань смертельной опасности.
В первые же дни войны на территории области стали формироваться воинские части для борьбы с фашистами.
Ярославский край в XX веке
Среди первых была сформирована 243-я стрелковая дивизия. Уже в июле 1941 года дивизия отправилась под город Великие Луки и приняла там боевое крещение. Почти одновременно с ней в Рыбинске была сформирована 246-я стрелковая дивизия, которая вместе с 243-й дивизией вошла в состав знаменитой 29-й армии. Эта армия в составе Калининского фронта осенью 1941 года защищала Москву. Тогда же на территории области были сформированы и другие воинские части — 118-я, 288-я, 285-я, 291-я стрелковые дивизии, 27-я кавалерийская дивизия, которая формировалась на базе ярославской кавшколы, располагавшейся в Тверицком бору, и другие.
В Ярославской области формировалась еще одна дивизия, которая состояла исключительно из ярославцев. Это 234-я Ярославская коммунистическая дивизия — из коммунистов и комсомольцев, вступивших в нее исключительно на добровольных началах. В конце декабря 1941 года 234-я Ярославская коммунистическая дивизия численностью примерно 12 тысяч человек была в основном сформирована, вскоре влилась в ряды действующей армии и прошла в течение войны боевой путь от Волги до Эльбы. За успешные боевые операции дивизия получила почетное наименование Пражско-Ломоно-совская.
Вместе с мобилизованными на фронт уходили и тысячи ярославцев-добровольцев. За первые две недели войны более 6500 человек на территории области вступили в Красную армию добровольцами. Известны случаи, когда молодые люди уходили на фронт целыми классами. Так было, например, в 43-й школе Ярославля, где заявления в военкомат подали 26 выпускникон 1941 года.
В первые дни войны началось также формировании отрядов народного ополчения. Они создавались из пред ставителей рабочих и колхозников, интеллигенции и учащейся молодежи. Только за несколько дней войны
Ярославская область в годы Великой Отечественной войны
в Ярославле в ряды народного ополчения вступило более 45 тысяч человек, а всего в Ярославской области в ополчение записалось около 100 тысяч человек. Из них были сформированы взводы, роты и батальоны, а также стрелковые, пулеметные, артиллерийские и противотанковые истребительные подразделения и команды связи.