Промышленность области накануне войны

В результате выполнения довоенных пятилеток Яро­славская область превратилась в одну из наиболее про-мышленно развитых областей страны. Перед войной здесь работало около 600 промышленных предприятий, на ко­торых было занято более 200 тысяч работающих. Населе­ние области составляло тогда около 2 миллионов человек.

Промышленность области давала стране грузовые автомобили, авиационные двигатели, электромоторы, троллейбусы, синтетический каучук, шины, дорожные и полиграфические машины, лаки, краски, обувь, тек­стиль и многие другие товары. Более 70 % всей продук­ции области давали такие промышленные центры, как Ярославль и Рыбинск.

Еще до войны многие ярославские предприятия на­чали увеличивать выпуск военной продукции, так как Неизбежность войны все больше осознавалась руковод­ством страны. Ярославский автомобильный завод, на­пример, изготавливал катки и траки для танков. Ярославский электромашиностроительный завод выпу­скал стартеры для танка «Т-34», а Рыбинский завод по­лиграфических машин начал производство минометов.

Ярославский край в XX веке

Особое место в оборонном комплексе страны за­нимал Рыбинский машиностроительный завод. Завод выпускал авиационные двигатели для самолетов-истре­бителей авиаконструктора А. С. Яковлева и бомбарди­ровщиков авиаконструктора В. М. Петлякова. С 1939 по 1941 год рыбинцы изготовили более трех тысяч таких двигателей.

Накануне войны Ярославская область представля­ла собой экономически развитый регион с мощным промышленным потенциалом. Изменилась структура промышленности. Вместо текстильной и пищевой про­мышленности на первое место вышли машиностро­ение, металлообработка, электроэнергетика и химическое производство. Значительное место занимали в области предприятия оборонного значения.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Января 1937 года на первой областной партийной конференции были приведены такие факты

«Ярославская область ежедневно выпускает: 8 автомобилей, 72 электромотора, свыше 20 тысяч различных покрышек и камер для автомобилей и велосипедов, около 350 тысяч метров льня­ных и хлопчатобумажных тканей, 10 тысяч пар обуви и т. д. Око­ло 1000км железнодорожных путей и 800км водных связывают область со всеми крупнейшими центрами Советского Союза...»

(Ярославский край в документах и материалах

(1 917—1977 гг.). Ярославль, 1980. С. 89—90)

Это интересно

В августе 1936года в Москву прибыли первые троллейбусы, изготовленные на Ярославском автоза­воде. Они были изготовлены по последнему слову техники. В салоне было 34 удобных мягких кресла. Для отопления использовались 6 электропечей.

Ярославская область в годы Великой Отечественной войны

Двери открывались автоматически, как в вагонах метро. Троллейбусы отличались бесшумным и мяг­ким ходом и максимальными удобствами для пасса­жиров и водителя.

?

1. Назовите важнейшие объекты первой пятилет­ки на территории области, вашего города или района.

2. Какие причины вызвали появление плана «Большая Волга»? Почему вариант строительства Ярослав­ской ГЭС был отвергнут правительством?

3. Назовите негативные и позитивные последствия строительства волжских гидросооружений. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?

4. Перечислите, какие виды промышленной продукции выпускали предприятия Ярославской области на­кануне войны.

.

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941—1945)

Нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года поставило нашу страну на грань смертельной опасности.

В первые же дни войны на территории области стали формироваться воинские части для борьбы с фа­шистами.

Ярославский край в XX веке

Среди первых была сформирована 243-я стрелковая дивизия. Уже в июле 1941 года дивизия отправилась под город Великие Луки и приняла там боевое креще­ние. Почти одновременно с ней в Рыбинске была сфор­мирована 246-я стрелковая дивизия, которая вместе с 243-й дивизией вошла в состав знаменитой 29-й ар­мии. Эта армия в составе Калининского фронта осенью 1941 года защищала Москву. Тогда же на территории области были сформированы и другие воинские части — 118-я, 288-я, 285-я, 291-я стрелковые дивизии, 27-я ка­валерийская дивизия, которая формировалась на базе ярославской кавшколы, располагавшейся в Тверицком бору, и другие.

В Ярославской области формировалась еще одна ди­визия, которая состояла исключительно из ярославцев. Это 234-я Ярославская коммунистическая дивизия — из коммунистов и комсомольцев, вступивших в нее ис­ключительно на добровольных началах. В конце декабря 1941 года 234-я Ярославская коммунистическая диви­зия численностью примерно 12 тысяч человек была в основном сформирована, вскоре влилась в ряды дей­ствующей армии и прошла в течение войны боевой путь от Волги до Эльбы. За успешные боевые операции диви­зия получила почетное наименование Пражско-Ломоно-совская.

Вместе с мобилизованными на фронт уходили и ты­сячи ярославцев-добровольцев. За первые две недели войны более 6500 человек на территории области всту­пили в Красную армию добровольцами. Известны слу­чаи, когда молодые люди уходили на фронт целыми классами. Так было, например, в 43-й школе Ярославля, где заявления в военкомат подали 26 выпускникон 1941 года.

В первые дни войны началось также формировании отрядов народного ополчения. Они создавались из пред ставителей рабочих и колхозников, интеллигенции и учащейся молодежи. Только за несколько дней войны

Ярославская область в годы Великой Отечественной войны

в Ярославле в ряды народного ополчения вступило более 45 тысяч человек, а всего в Ярославской области в опол­чение записалось около 100 тысяч человек. Из них были сформированы взводы, роты и батальоны, а также стрел­ковые, пулеметные, артиллерийские и противотанковые истребительные подразделения и команды связи.

Наши рекомендации