Раздел IV. Проектирование предприятий торговли
Тема 15. Основы проектирования предприятий торговли
Основные направления в строительстве и проектировании предприятий торговли. Значение взаимосвязи технологических и проектных решений для рентабельного функционирования предприятий торговли. Основные задачи, общие требования и принципы проектирования торговых предприятий. Методический подход к проектированию предприятий торговли. Состав исходных данных для проектирования. Технический проект. Этапы и стадии проектирования (их содержание). Строительные нормы и правила (СНиП).
Пути совершенствования технологических решений при проектировании современных предприятий торговли. Организация строительства, перепланировки и капитального ремонта торговых предприятий.
Организационно-технологический проект розничного торгового предприятия. Выбор и утверждение тем курсовых работ и исходных данных. Ознакомление с содержанием, структурой и методами расчетов. Самостоятельная работа. Защита курсовой работы.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Организация и технология товародвижения
Цель занятия: приобретение студентами теоретических знаний об организации товародвижения, получение представления о роли товародвижения в экономике страны, об условиях становления и развития структуры товародвижения.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Товародвижение, понятие, цель, формы, участники процесса.
2. Характеристика этапов рыночных преобразований в торговле.
3. Государственное регулирование рыночных отношений.
4. Системный подход при организации структур и процессов.
5. Сравнительная оценка моделей построения процесса товародвижения для различных категорий товаров.
6. Анализ факторов, влияющих на систему товародвижения.
Практическое задание:
1. Составление графической схемы доставки товаров в магазины из центрального склада.
Тема 2. Организация и технология транспортно-экспедиционных операций в торговле
Цель занятия: приобретение студентами знаний и умений в организации транспортно-экспедиционного обслуживания торговых предприятий в современных условиях.
Разбор конкретной ситуации
Студенты в группе разбиваются на три, четыре команды. Каждой команде выдается задание с условиями доставки товаров с оптового склада в розничную торговую сеть. Разработать маршруты и график движения автотранспорта в процессе товароснабжения предприятий розничной торговли.
Тема 3. Тара и тарные операции в торговле
Цель занятия: приобретение студентами знаний об устройстве, назначении и применении тары.
Вопросы к диспуту:
1. Предложите и сопоставьте варианты рационального использования тары-оборудования.
2. Какие операции с тарой проводят в процессе ее обращения?
3. Где применять мягкие контейнеры Big-Bag?
4. Может ли RFID-технология в будущем заменить штрих коды?
Практические задания:
Задание 1
Магазин супермаркет ООО «Кора» получил 200 мешков с сахаром, в том числе 15 мешков с сахарной коркой. При возврате поставщику 50 мешков имели одну-две дыры, 10 мешков – четыре-пять заплат, остальные были без повреждений. Определить категории качества мешкотары при получении и возврате.
Задание 2
Оптово-розничное предприятие ОАО «Фламинго» получило крупу гречневую в 50 мешках, не имеющих заплат и штопок, дыр. При возврате 10 мешков имели по две штопки на расстоянии 6-8 см от верхней кромки мешка, 8 мешков - распоротый внешний шов на длину 10-15 см, не затрагивающий ткань мешка, 3 мешка были загрязнены краской, 2 мешка – нефтяными пятнами. Определить категорию качества мешкотары при получении и возврате.
Задание 3
Магазин супермаркет фирмы ЗАО «Чибис» получил от иногороднего поставщика минеральную воду в 120 деревянных многооборотных ящиках. При получении товара 110 ящиков соответствовали по качеству I категории, без дефектов, а 10 ящиков оказались не промаркированы. При возврате 30 ящиков имели повреждения металлических креплений (уголков), 10 ящиков – поломку от одной до трех дощечек, 8 ящиков были сданы с поломкой дна, остальные ящики были возвращены без дефектов. Определить категории качества ящиков при получении и возврате.