Классификация предприятий оптовой торговли

Функционирующих на товарном рынке

Признаки классификации Содержание (классификационные группы)
1. Основная выполняемая функция 1.1. Закупка товаров у производителей одного района для продажи в различных районах
1.2. Продажа потребителям одного района товара, приобретенного в различных районах
2. Специализация предприятии 2.1. Универсальные
2.2. Смешанные
2.3. Специализированные
2.4. Узкоспециализированные
3. Район деятельности 3.1. Государство
3.2. Экономический район, группа мезорайонов
3.3. Мезорайон
3.4. Район
4. Ведомственная подчиненность 4.1. Министерство экономического развития и торговли
4.2. Министерство сельского хозяйства
4.3. Другие министерства и ведомства
5. Форма собственности оптового предприятия 5.1. Государственная, акционерная
5.2. Кооперативная
5.3. Частная
6. Приобретение права собственности на продаваемый товар 6.1. Оптовые предприятия, приобретающие право собственности на товар
6.2. Оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар

• по району деятельности оптовых предприятий.Данный признак характеризует географию клиентов оптового предприятия: про­давцов и покупателей товара. Поскольку для оптовой торговли в нашей стране характерна преимущественная ориентация на по­купателя (потребителя), район деятельности характеризует раз­мещение последних и их принадлежность к тому или иному рай­ону. Можно выделить видовые группы оптовых предприятий,

Зап. 298



Глава 6, Оптовые торговые структуры

6.2. Виды оптовой торговли и оптовых предприятий




Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru ориентированных на общегосударственный внутренний рынок: предприятия, имеющие зоной деятельности несколько мезорайо-нов (краев, областей, республик); предприятия, имеющие зоной деятельности один мезорайон; несколько районов; один район. В этой связи в названиях баз оптовой торговли как потребитель­скими товарами, так и материально-технического снабжения часто присутствует слово-уточнение: республиканская, межоб­ластная, областная (краевая), межрайонная, районная. Респуб­ликанские, межобластные базы по месту в товародвижении — это выходные, торгово-закупочные базы. Межрайонные, областные и районные базы, а также межобластные базы выполняют функ­цию торговых (снабженческих) оптовых предприятий;

• по ведомственной принадлежности предприятий оптовой тор­говли.Этот признак утратил свое былое значение, но по ряду оп­товых структур еще имеет место;

• по форме собственности оптового предприятия.В этом смысле можно выделить следующие основные виды оптовых предприя­тий: принадлежащие государству, акционерам, кооперативам, ча­стным лицам. В общем объеме оптового товарооборота ведущая роль принадлежит акционерным оптовым предприятиям;

• по праву приобретенной собственности на товар.

Характеризуя виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо исходить из того, что их функционирование или построение вбирает в себя в той или иной мере практически каждый из перечислен­ных признаков. В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей таких предприятий, отличающихся между собой специфическими орга­низационными, технико-технологическими функциями, масштабом дея­тельности (рис. 6.2). К числу наиболее значимых относятся:

• коммерческо-посреднические фирмы— оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечени­ем кредитов как с собственных складов, так и со складов изгото­вителей и других оптовых посредников;

• оптовые базы— это предприятия, организационно объединяю­щие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централи­зованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгруз­ку продукции;


  Формы организации оптовой торговли на товарном рынке  
           
               
Организуется произ­водителем продукции на основе прямых связей   Через независимые оптовые торгово-посреднические компании   Через частных оптовых посредников
             
           
Биржевая оптовая торговля   Ярмарочно-выставочная оптовая торговля   Аукционная оптовая торговля
                   

Рис. 6.2. Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке

• товарные биржи— организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным член­ством;

• оптовые магазины— оптовые предприятия, максимально при­ближенные к покупателям продукции;

• торговые дома— брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет про­изводителей, потребителей или других оптовых предприятий;

• ярмарки-выставки— периодически организуемые в установлен­ном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

• аукционы— особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойства­ми путем публичных торгов;

• брокерские конторы (фирмы, брокеры)— посреднические тор­говые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет;

• дилерские конторы (фирмы, дилеры)— посреднические пред­приятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче цепных бумаг, валюты и драгоценных металлов;



Глава 6. Оптовые торговые структуры

6.3. Основные оптовые структуры на потребительском рынке_______________ 165



                   
    Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru
      Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru
      Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru
 
  Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru
 
      Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru
 
 

Классификация предприятий оптовой торговли - student2.ru

Таблица 6.2 Типовое и видовое разнообразие оптовых организаций

• коммивояжеры— разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары по имеющимся у них образ­цам или каталогам;

• торговые и промышленные агенты— лица, действующие по по­ручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию;

• ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов.К ним, в частности, относятся торговые (торго­во-промышленные) палаты. Торговые палаты (ТП), существу­ющие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской си­стемы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).

Предлагая товары розничному продавцу через посредство перечислен­ных оптовых структур, оптовая торговля значительно снижает круг задач такого продавца по закупке товаров.

Наши рекомендации