Тема 1. Становление коммерческого права

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

Тема 1. Становление коммерческого права

Вариант 1

1. Какое место отводится коммерческому праву в правовых системах и юридической науке зарубежных стран.

2. В чем особенности развития коммерческого права в России.

Вариант 2

1. Что такое итальянский период развития торгового права.

2. Почему выделяют французский период в развитии торгового права

Вариант 3

1. Что характерно для немецкого периода развития торгового права.

2. Охарактеризуйте современный период развития коммерческого права.

Тема 2. Понятие коммерческого права и его предмет

Вариант 1

1. Какие критерии предопределяют юридическую природу коммерческого

права.

2. Как соотносится между собой гражданское и коммерческое право. Один и тот же или разный смысл имеют понятия «коммерческое право», «предпринимательское право», «торговое право».

Вариант 2

1. Какие целостные подразделения могут быть выделены в системе коммерческого законодательства.

2. Приведите примеры обычаев делового оборота.

Вариант 3

1. Относятся ли к предмету коммерческого права отношения, возникающие по поводу наименования организации и защите деловой репутации коммерсанта.

2. Какие методы применяются в правовом регулировании коммерческих отношений.

Тема 3. Законодательное регулирование торговли

Вариант 1

1. Относится ли к источникам права постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъяснения по вопросам судебно-арбитражной практики, решения по конкретным делам

2. Назовите принципы применения коммерческого законодательства

Вариант 2

1. Как соотносятся между собой общие и специальные нормы, регулирующие коммерческие отношения.

2. Можете ли Вы привести примеры несогласованности между собой правоположений, содержащихся в различных законодательных актах.

Вариант 3

1. Вправе ли арбитражные суды при рассмотрении споров применять законодательство по аналогии.

2. Как соотносятся между собой понятия: право и закон; право, закон и законодательство; законы и законодательные акты.

Тема 4. Правовые основы механизма управления торговлей

Вариант 1

1. Дайте характеристику законодательной основы развития государственного управления торговлей.

2. Раскройте систему государственных органов, регулирующих отношения в торговле.

Вариант 2

1. Раскройте компетенцию федерального министерства в области регулирования торговых отношений.

2. Какова компетенция субъектов федерации в сфере торговли.

Вариант 3

1. Роль местных органов власти в регулировании торговой сферы.

2. Структура федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения в торговле.

Тема 5. Государственная регистрация и лицензирование торговли

Отдельными видами товаров

Вариант 1

1. Порядок государственной регистрации коммерсанта и лицензирования его деятельности.

2. Виды товаров, на торговлю которыми требуется лицензия.

Вариант 2

1. Случаи обязательного предоставления санитарно-эпидемиологического заключения.

2. Характеристика правового механизма лицензирования торговли отдельными видами товаров.

Вариант 3

1. Законодательство о лицензировании торговой деятельности.

2. Законодательство о государственной регистрации торговых организаций.

Тема 6. Государственное регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в торговле

Вариант 1

1. Понятие и правовое регулирование конкуренции.

2. Понятие и виды монополий.

Вариант 2

1. Государственный антимонопольный контроль за монополизацией

торговли.

2. Недобросовестная конкуренция как злоупотребление правом и ее основные формы.

Вариант 3

1. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и ее виды.

2. Законодательство о конкуренции.

Тема 7. Правовое регулирование качества продукции

Вариант 1

1. Правовое обеспечение безопасности и качества продукции.

2. Нормативно-технические документы их значение и виды.

Вариант 2

1. Задачи и функции исполнительных органов государственной власти по надзору за качеством и безопасностью продукции.

2. Законодательство о качестве.

Вариант 3

1. Технический регламент.

2. Стандартизация. Сертификация.

Тема 13. Система договоров коммерческого права и структура

Договорных связей

Вариант 1

1. Значение и функции торговых договоров в условиях рынка.

2. Свобода договора в сфере коммерческой деятельности.

Вариант 2

1. Классификация торговых договоров. Характеристика основных групп торговых договоров.

2. Оформление торговых договоров с использованием специальных бланков, печатей, электронной цифровой подписи. Требования к форме внешнеторговых договоров.

Вариант 3

1. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.

2. Оформление торговых договоров с использованием специальных бланков, печатей, электронной цифровой подписи. Требования к форме внешнеторговых договоров.

Тема 14. Заключение, изменение и расторжение торговых договоров

Вариант 1

1. В каких смыслах употребляется термин «договор».

2. Какие понятия эквивалентны по смыслу понятию «договор».

Вариант 2

1. Какие функции выполняет договор в экономических отношениях.

2. Как соотносятся между собой гражданско-правовой и коммерческий договоры.

Вариант 3

1. Что представляет собой письменная форма договора.

2. Как и какими должностными лицами подписываются договоры.

Вых договоров

Вариант 1

1. Виды реализационных договоров.

2. Особенности заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд.

Вариант 2

1. Договор оптовой купли-продажи.

2. Договор розничной купли-продажи.

Вариант 3

1. Поставка товаров.

2. Виды договора розничной купли-продажи.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Предмет курса Коммерческое право. Цели, задачи и система курса.

2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития коммерчес-

кого права в Европе.

3. Особенности развития и правового регулирования сферы торговли в коммерческом законодательстве России.

4. Международное коммерческое право. Общая характеристика тенденций законодательного регулирования современного коммерческого права зарубежных стран.

5. Понятие коммерческого права как комплексной отрасли права.

6. Цели и задачи правового регулирования предпринимательских отношений в сфере торговли.

7. Соотношение коммерческого права с основными отраслями российского права. Коммерческое и хозяйственное, предпринимательское право.

8.Отношения в сфере торговли, регулируемые нормами конституционного и других основных отраслей российского права.

9.Система, состав и общая характеристика источников основных отраслей права, регулирующих сферу торговли.

10. Цели и задачи развития правового регулирования торговли в условиях рыночной экономики. Компетенция высших органов государственной власти в сфере управления торговлей.

11. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в условиях административной реформы.

12. Государственные программы развития сферы торговли. Основные правовые направления государственного регулирования товарных рынков.

13. Компетенция и основные направления деятельности органов управления торговлей субъектов федерации.

14. Роль и значение органов местного управления в организации торговой деятельности на территории муниципального округа.

15. Порядок государственной регистрации коммерсанта и лицензирования его деятельности.

16. Виды товаров, на торговлю которыми требуется лицензия. Случаи обязательного предоставления санитарно-эпидемиологического заключения. 17. Характеристика правового механизма лицензирования торговли отдельными видами товаров.

18. Понятие и правовое регулирование конкуренции.

19. Понятие и виды монополий.

20. Государственный антимонопольный контроль за монополизацией

торговли.

21. Недобросовестная конкуренция как злоупотребление правом и ее основные формы.

22. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и ее виды.

23. Правовое обеспечение безопасности и качества продукции. Нормативно-технические документы их значение и виды.

24. Задачи и функции исполнительных органов государственной власти по надзору за качеством и безопасностью продукции.

25. Понятие потребительских правоотношений. История развития потребительских отношений в России и зарубежных странах.

26. Законодательство Российской Федерации, регулирующее защиту прав потребителей. Правовой статус потребителя.

27. Договор как основа в потребительских отношениях. Правовое регулирование торгового обслуживания населения.

28. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей.

29. Государственное регулирование и государственная защита прав потребителей. Негосударственные формы защиты прав потребителей.

30. Задачи государственных органов, контролирующих сферу торговли и правовые основы их деятельности.

31. Порядок проведения проверок деятельности предприятий, реализующих товары.

32. Организация и осуществление государственного контроля и надзора в области технического регулирования.

33. Общая характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сфере торговли. Особенности отдельных организационно-правовых форм в торговой сфере.

34. Выбор организационно-правовой формы коммерческой организации в зависимости от функций в процессе создания и реализации товара.

35. Специальные субъекты торговой деятельности, их виды и место в структуре товарного рынка.

36. Специфика правового положения субъектов малого предпринимательства.

37. Прекращение деятельности торгового предприятия. Банкротство.

38. Понятие торгового оборота и значение коммерческой деятельности для его функционирования.

39. Понятие объектов торгового оборота. Оборотоспособность товаров и ее виды.

40. Оптовый оборот. Розничный оборот. Общественное питание.

41. Способы индивидуализации объектов товарооборота и их характеристика.

42. Защита прав участников торгового оборота и ответственность за незаконное использование объектов торгового оборота.

43. Товарораспорядительные документы и их значение.

44. Понятие рынка как экономической и правовой категории. Организационная структура и инфраструктура товарного рынка.

45. Характеристика основных звеньев структуры товарного рынка и проблемы их функционирования.

46. Характеристика основных программных документов развития товарных рынков в Российской Федерации.

47. Значение и функции торговых договоров в условиях рынка. Свобода договора в сфере коммерческой деятельности.

48. Классификация торговых договоров. Характеристика основных групп торговых договоров.

49. Понятие и виды структуры договорных связей и ее значение для торговли.

50. Оформление торговых договоров с использованием специальных бланков, печатей, электронной цифровой подписи. Требования к форме внешнеторговых договоров.

51. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.

52. Правовые аспекты электронной торговли. Рамочные торговые договоры.

53. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.

54. Особенности заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд.

55. Односторонний отказ от исполнения торговых обязательств. Досрочное расторжение или изменение условий торговых договоров.

56. Торговые риски и их правовое регулирование.

57. Роль рекламы для заключения торговых договоров и особенности ее правового регулирования.

58. Организация работы по заключению и исполнению договоров в торговых предприятиях.

59. Виды реализационных договоров и правила формулирования их условий.

60. Правила об ассортименте.

61. Правила об ассортименте.

62. Правила о гарантийных сроках, сроках годности и сроках службы товаров.

63. Правила о месте и сроках исполнения договора на реализацию товара.

64. Правила о доставке товара.

65. Правила определения цены товара и порядка расчетов.

66.Виды посреднических договоров и их юридическая природа.

67. Договоры, содействующие торговле и их юридическая природа.

68. Характеристика ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из торговых договоров. Права сторон по установлению мер ответственности в договоре.

69. Основания и порядок освобождения от ответственности за нарушение договорных обязательств. Непреодолимая сила и ее значение.

70. Защита прав торгового предпринимателя.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

  1. История торгового права России и зарубежья
  2. Торговое и гражданское законодательство: соотношение и взаимовлияние
  3. Торговое законодательство России и других стран
  4. Место коммерческого права в системе отраслей российского права
  5. Участники торгового оборота.
  6. Создание и прекращение деятельности торговых предприятий.
  7. Участие некоммерческих организаций в торговом обороте.
  8. Торгово-промышленные палаты: правовое положение, функции.
  9. Участие органов исполнительной власти и местного самоуправления в развитии торговых связей.
  10. Специальные субъекты торгового оборота.
  11. Правовые проблемы защиты прав потребителя.
  12. Товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.
  13. Правовые проблемы развития товарного рынка.
  14. Понятие товара и его классификация.
  15. Товарораспорядительные документы.
  16. Правовое регулирование конкуренции на товарных рынках.
  17. Деловая репутация коммерческой организации: формирование и защита.
  18. Коммерческая тайна и ее обеспечение в торговом обороте.
  19. Договоры торгового права.
  20. Правовые аспекты улучшения качества товара.
  21. Договор мены (бартера) в торговом обороте.
  22. Договор комиссии (консигнации) в торговом обороте.
  23. Коммерческое представительство.
  24. Агентские договоры в торговом обороте.
  25. Дистрибуторский договор.
  26. Договор на исключительную продажу товара.
  27. Договор франчайзинга (коммерческой концессии).
  28. Договор перевозки и его значение для торговли.
  29. Правовые проблемы сохранности товара в торговле.
  30. Хранение (ответственное хранение ) товаров.
  31. Договоры страхования сохранности товаров.
  32. Договоры страхования коммерческих рисков.
  33. Обеспечение исполнения торговых договоров.

34. Приемка товаров.

35. Ответственность участников торгового оборота и защита их прав.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

Тема 1. Становление коммерческого права

Вариант 1

1. Какое место отводится коммерческому праву в правовых системах и юридической науке зарубежных стран.

2. В чем особенности развития коммерческого права в России.

Вариант 2

1. Что такое итальянский период развития торгового права.

2. Почему выделяют французский период в развитии торгового права

Вариант 3

1. Что характерно для немецкого периода развития торгового права.

2. Охарактеризуйте современный период развития коммерческого права.

Наши рекомендации