Адаптация как форма существования предприятий торговли во внешней среде
Данный анализ позволяет выбрать способы и методы адаптации предприятия, в случае грозящих ему опасностей.
Существует множество способов адаптации предприятий, позволяющих воспринимать перемены во внешней среде. Однако изменения не являются самоцелью. Их проведение и организации создаёт условия, необходимые для реализации выбранной стратегии. Формы адаптации, предприятий к изменениям внешней среды:
¾ коренная реорганизация – это глубокие изменения, связанные с диверсификацией бизнеса, изменение ассортиментной структуры, специализации магазина;
¾ радикальные изменения – связаны с преобразованием структуры организации, разделением или слиянием с другой аналогичной организацией;
¾ умеренные изменения. Необходимость в них возникает, когда ведётся активный поиск новых каналов сбыта. Основные усилия руководителей направлены на привлечение внимания покупателей.
Методы адаптации:
¾ заключение договоров о закупках товаров форвардного типа;
¾ покупка франшизы;
¾ широкая реклама и стимулирование сбыта;
¾ организация внемагазинной торговли и «личных» продаж;
¾ универсализация торговли;
¾ специализация магазинов сниженных цен:
¾ реализация товаров через магазины-склады.
К числу внешних стратегических проблем функционирования торговых предприятий относится необходимость изменения характера взаимоотношений с изготовителями товаров. Целесообразным видится заключение с изготовителями договоров о закупках форвардного типа, которые обеспечивают изготовителям более устойчивый портфель заказов, а также позволяют избежать высоких затрат, связанных с образованием немобильных запасов производимых товаров и освоением рынка.
Торговые предприятия получают возможность гарантированных «точно в срок» поставок высококачественной продукции с предоставлением значительных скидок.
Адаптация предприятий торговли к изменениям внешней среды может осуществляться путём франчайзинга и приобретением франшизы.
Франшизинг – соглашение между партнёрами по поводу использования товарного знака, технологии «ноу-хау».
Франшиза даёт право на создание коммерческого предприятия и на торговлю от имени старшего партнёра.
Это вид отношений между продавцом франшизы (владельцем торговой марки пли метода ведения бизнеса) и покупателем обладателем этой франшизы. Обладатель франшизы заключает соглашение о выплате продавцу франшизы определённой суммы за использование либо торговой марки (и названия) бизнеса, либо метода её ведения, либо того и другого. Платёж осуществляется в виде выплаты определённого оговоренного процента с выручки от продаж.
Продавец франшизы и той или иной степени определяет, как следует вести дето. Это может включать инструкции и советы владельцу франшизы об ассортименте товаров и характере услуг, ценовой политике размере и оформлении помещений, о стиле спецодежды сотрудников. Хороший продавец франшизы 6удет оказывать поддержку, давая такие рекомендации, как управление бизнесом, подготовка работников, подбор розничного ассортимента, ведение учёта и т.д. Крупные продавцы франшиз содействуют в обеспечении рекламы и продвижения сбыта.
В настоящее время в экономически развитых странах Запада франшизы стали настолько популярными, что большинство главных клиринговых банков организовали специальные отделы для обслуживания финансовых аспектов этой деятельности.
Главный недостаток владения франшизой заключается в том, что бизнес не становится полностью нашим собственным. Вы не можете управлять делом по собственному усмотрению, так как продавец франшизы выставляет определённые требования. Если он недостаточно гибко реагирует на изменения рынка в вашей местности, то его контроль может неблагоприятно повлиять на ваш бизнес. Вы не можете распоряжаться всей прибылью, поскольку большинство договоров о купле-продаже франшизы предусматривают какую-либо форму постоянных платежей в качестве вычетов из выручки от продаж или прибыли.
Широкое видовое разнообразие предприятий розничной торговли предполагает использование всего спектра как магазинных, так и внемагазинных видов торгового обслуживания. Это посылочная торговля; торговля по каталогам; прямые продажи на дому; внемагазинная торговля с использованием электронных технических средств; торговля на рынках и другие альтернативные формы торгового обслуживания населения.
Как показывает зарубежный опыт, в будущем внемагазинная торговля станет конкурентом посылочной торговле и магазинам-салонам, торгующим по образцам.
Развитие электронной техники делает перспективными такие формы внемагазинной торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и совершает покупки, не выходя из своей квартиры (с помощью телевизора, персонального компьютера и т. д.). Правда, эта форма торговли находится в начальной стадии, но её перспективность диктуется высокой эффективностью. По сравнению с традиционными формами она требует значительно меньших капиталовложений, эксплуатационных затрат и, естественно, более прибыльна.
Новой формой внемагазинной торговли, появившейся на российском рынке в последнее время, стали «личные продажи» или прямые продажи на дому. Эту систему реализации своей продукции применили, прежде всего, несколько иностранных компаний: «Zepter», «Avon» и другие. Она, как и на Западе, оказалась весьма эффективной, позволив этим компаниям буквально зa несколько месяцев выйти на высокий уровень продаж. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется, минуя розничную торговую сеть, через специально подготовленных агентов, которые сами вербуют новых агентов из числа покупателей. Помимо конкуренции, агентов подстёгивает ещё и особая система оценки работы.
Система «личной продажи» позволяет резко сократить расходы на содержание розничной и оптовой торговой сети, рекламу и заработную плату продавцов.
Из всего множества направлений развития розничной торговой сети приоритетными, которыми будет руководствоваться проводимая в стране политика, явятся:
¾ универсализация торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов и универсамов (супермаркеты, мини-маркеты, гипермаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр;
¾ развитие специализированной торговли, обеспечивающей высокое качество торгового обслуживания и широкий спектр дополнительных услуг;
¾ организация магазинов сниженных цен, магазинов-складов, постепенно вытесняющих торговлю на рынках (кроме сельхозпродукции) возрождение посылочной торговли, развитие других внемагазинных форм торговли через торговые автоматы, каталоги.