Торгово-технологическое оборудование, применяемое в магазинах
Все торгово-технологическое оборудование для магазинов подразделяется на следующие группы: мебель, торговый инвентарь, холодильное оборудование, торговое измерительное оборудование и контрольно-кассовое оборудование.
Мебель классифицируется по:
• месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);
• назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для
демонстрации товара, для выкладки и продажи, для транспортировки и продажи, для расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей);
• товарному профилю (универсальная, специализированная);
• конструкции (неразборная, сборно-разборная).
Требования, предъявляемые к мебели:
• эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая,
с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная);
• экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации);
• эргономические (основные соотношения размеров мебели должны
устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и
обеспечивать снижение утомляемости, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним);
• эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать
своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала);
• санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку).
Торговый инвентарь — приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров при обслуживании покупателей, а также для проведения различных вспомогательных и хозяйственных операций. Торговый инвентарь классифицируется по:
• месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);
• назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров
и качества товаров, подготовки к продаже и отпуску, для выкладки
и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический,
противопожарный).
Торговое холодильное оборудование — устройства охлаждения,
предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров.
Холодильное оборудование классифицируется по:назначению (для хранения товаров, их показа и продажи, демонстрации товара);
• температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).
Виды холодильного оборудования:
• холодильные камеры — имеют сборно-разборную конструкцию, пред
назначены для складских помещений магазина;
• холодильные шкафы — используются в торговом зале магазина; имеют холодильные агрегаты;
• холодильные витрины — применяются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов;
• холодильные прилавки — для хранения, демонстрации и продажи
охлажденных гастрономических продуктов.
Торговое измерительное оборудование — весы, гири, меры длины
и объема.
Весы классифицируются по:
• принципу действия (рычажные, электромеханические);
• месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные);
• виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирьные, циферблатные, цифровые, электронные);
• виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с доку
ментальной регистрацией);
• способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами
снятия показаний).
5. Контрольно-кассовое оборудование — контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:
• количеству суммирующих счетчиков;
• количеству рядов для набора суммы, вводимой в машину;
• количеству операционных счетчиков, наличию съемных клавиш-
ключей.
В состав подъемно-транспортного оборудования входят:
• ручные тележки и электротележки;
• электротягачи;
• электро- и автопогрузчики;
• штабелеры.
Применение того или иного оборудования зависит от типа и грузооборота склада. В розничной торговле наиболее экономичное решение проблемы погрузочно-разгрузочных работ дает использование тары-оборудования, т.е. перемещение товаров в подготовленном к продаже виде в специальных торговых контейнерах и продажа товаров непосредственно из них в торговом зале. Товары, подготовленные к продаже на оптовом торговом предприятии или предприятии-производителе, загружают в специальный контейнер (тару-оборудование) и доставляют в торговый зал магазина. Внедрение тары-оборудования позволяет повысить производительность труда работников в 7-10 раз, сократить длительность простоя транспорта под разгрузкой с 80 до 30 %.
Таким образом, функционирование магазина требует его оснащения несколькими видами оборудования, наличие каждого из которых является обязательным условием выполнения магазином своих функций. Выбор оборудования обусловлен планируемыми объемами торговли, нагрузкой и частотой использования того или иного вида оборудования.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МАГАЗИНА
2.1. Генеральный план и внешнее оформление
Земельный участок под строительство магазина должен быть удобно расположен и доступен для покупателей. Начинается любое строительство с монтажа подъездных путей, при этом всегда отталкиваются от уже существующих транспортных коммуникаций, их близость и развитие являются очень важными аргументами для положительного заключения по анализу участка для постройки будущего магазина. Площадь самого участка должна удовлетворять выполнению требований по созданию парковки автомобилей у магазина, строительству удобных пешеходных путей, неплохо предусмотреть возле входа зеленые насаждения и освещение в ночное время.
Важное место в процессе выбора места под закладку магазина является экономический анализ территории, который дает представление о перспективах будущих доходов. Необходимо проанализировать покупательную способность населения, которое проживает вблизи того земельного участка под строительство магазина, на который пал выбор инвесторов. От категории платежеспособности покупателей в дальнейшем зависит вся работа по проектированию, благоустройству, ассортименту товаров и категории магазина в отношении ценовой политики. Есть в таком экономическом анализе участка и некоторая перспективная составляющая.
Строительство общественных зданий должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией определяющей планировочные и конструктивные решения: наличие эвакуационных выходов, открывание дверей наружу, нормативные размеры ступеней, сечение и глубина опирания перекрытий, характеристики кровли и фундаментов и т.д.
Заявление рассматривается на межведомственной комиссии по размещению производительных сил, с целью определения целесообразности строительства или реконструкции объекта.
После получения положительного решения комиссии, и выполнения указанных в выписке из протокола комиссии действий по оформлению документов на земельный участок, проектной документации, застройщик направляет в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство - заявление о выдаче разрешения на строительство (согласно ст. 51 Градостроительного Кодекса Р.Ф.), к которому прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок: свидетельство о праве собственности или договор аренды, постоянного (бессрочного) пользования; топосъемка и кадастровый план земельного участка с координатами угловых точек; старые документы технической инвентаризации (при реконструкции или пристройке);
2) градостроительный план земельного участка; (выполняется проектной организацией);
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, согласованная - с главным архитектором района, с соседями смежного участка, Главой сельского поселения, специализированными службами района (выполняется проектной организацией);
4) Проектная документация (выполняется проектной организацией), в составе:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, в пределах красных линий.
в) архитектурные решения и объемно-планировочные решения;
г) конструктивные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
5) положительное заключение государственной экспертизы (применительно к проектной документации объектов, площадью более 1500м2 и более 3-х зтажей );
6) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику ранее было предоставлено такое разрешение);
7) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
8) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, жилищного фонда.
В магазине будет качественно оборудована входная группа – двери должны быть широкими, крепкими и не слишком тяжело открываться, достаточно большой тамбур с удобным расположение входа и выхода.
Прямо по центру у проезжей части расположен карман для парковки автомобилей. Парковка рассчитана на оптимальное количество парковочных мест. Необходимое количество мест определяется из расчёта 1 машино-место на 15 – 25 м² торговой площади. В нашем случае получается 5 парковочных места.
Недалеко от проектируемого магазина расположена остановка, что должно обеспечить большее привлечение потенциальных покупателей в магазин.
Так как проектируемый магазин является встроенным в жилое здание, то размеры витрины не должны превышать в высоту 2,5 - 3,0 м и в ширину 4,5 м. В проектируемом магазине расположено два оконных проемов, высота и ширина которых соответственно равна 2,5; 2,5 м. Над оконными проемами расположены козырьки, которые непосредственно защищают витрины от загрязнения, от осадков и препятствуют попаданию прямых солнечных лучей на товар.
Со стороны проезжей части расположена хозяйственная зона, оборудованная для подъезда автомашин с товарами и их маневрирования.
Тамбур в магазин выполняет не только защитную функцию, то есть препятствовать попаданию во внутреннее помещение ветра, дождя, снега и даже грязи, но и функцию теплозащитную – для сохранения микроклимата.
Вход для персонала магазина находится с правой стороны здания. Изоляции потоков проживающих в жилом доме от движения покупателей и транспортных потоков грузовых машин, доставляющих товары.
Таким образом, нами приведено описание общих принципов планировки магазина «Супермаркет». Генеральный план магазина приведен на рис. 3.
![]() |
Рисунок 3. – Генеральный план магазина
2.2. Внутренняя планировка магазина
Проектируемый магазин должен иметь помещения, необходимые для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Согласно СНиП 2.08.02-89 выделяют следующие помещения:
1. Для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже:
· разгрузочные места;
· кладовые.
2. Подсобные помещения: согласно СНиП для магазина данного типа предусматривают следующие помещения:
· Помещение для хранения упаковочных материалов, инвентаря и спецодежды
· Помещение для сбора мусора
· Приемочная
· Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
3. Служебно-бытовые помещения:
· Гардеробные
· Уборные
· Главная касса
Площадь кладовых для хранения товаров предусматривается в соответствии с нормами для каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств механизации и сроков хранения.
Охлаждаемые камеры должны располагаться компактно в едином блоке, рассчитаны на краткосрочное хранение (в течение 2—3 суток) скоропортящихся продуктов.
Помещения для хранения тары и контейнеров обменного фонда должны примыкать к разгрузочной платформе и располагаться на минимальном расстоянии от торгового зала с тем, чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывоза ее из магазина, были минимальными.
Прием стеклянной тары осуществляется в отдельном помещении либо вручную, если пункт приема небольшой или с применением средств механизации и метода самообслуживания. Это помещение должно примыкать или быть удобно связано с разгрузочной площадкой
Минимальная площадь отдельных помещений должна быть не менее 6 м2, кроме санитарных узлов, главных касс и т.п.
Нормируемую площадь неторговых помещений допускается уменьшать по мере совершенствования торгово-технологического и транспортного оборудования, системы товароснабжения и товародвижения и с учётом конкретных условий размещения предприятия.
Рассчитаем основные площади:
1) Помещения для приёма и хранения товаров (в соответствии со СНиП):
(250/10*3,6) – ((250-290)/10*3,2) = 136,6 м2.
2) Подсобные помещения:
(250/10*1,2) – ((250-190)/10*0,36) = 65,2 м2.
3) Служебные помещения:
250/10*1,44 + ((250-190)/10*1,13) = 65,2 м2.
Итого нормируемая площадь без учёта площади разгрузочной платформы:
136,6 + 65,2 + 65,2 = 267,3 м2.
Итого нормируемая площадь с учётом площади разгрузочной платформы:
267,3 + 12 = 279,2м2.
Планировка торгового зала в магазине выполнена с учетом следующих рекомендаций. Площадь, занимаемая под узлами расчётов, включает площадь, занятую кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчётных операций. На каждые 80 - 100 м2 площади торгового зала должен приходиться 1 узел расчёта.
Таблица 1 - Экспликация помещений магазина
Вид помещения | Площадь, м2 | Функциональное назначение |
1. Торговый зал | 65,5 | Торговое помещение |
2. Приемки | Помещение для приемки товара и проверки по количеству и качеству | |
3.Фасовочная | 36,6 | Помещение для фасовки и хранения товара |
4.Кабинет директора | Помещение для работы директора, проведения совещаний | |
5.Комната персонала | 35,2 | Помещение, предназначенное для отдыха персонала и их приема пищи |
Следовательно, в проектируемом торговом зале, площадью 300 м² должно размещаться 3 узла расчёта общей площадью 30 м². Площадь под узлами расчётов занимают в среднем - 10 % площади торгового зала. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя. Проходы для покупателей подразделяются на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
Таблица 2 – Фактическое соотношение функциональных зон торгового зала
Функциональные зоны | Площадь, занимаемая указанной функциональной зоной | |
в процентном выражении, % | в абсолютном выражении, м2 | |
Площадь под оборудование | ||
Площадь под узлами расчетов | 37,3 | |
Площадь для проходов покупателей | ||
Площадь под рабочими местами продавцов | ||
ИТОГО | 267,3 |