Теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»

на тему «Разработка проекта магазина «Супермаркет»»

Выполнил(а):

студент(ка) группы__________

___________ формы обучения

___________________________

ФИО студента

Проверил:

___________________________

Ф.И.О., уч.степень, уч.звание/должность

Кемерово 2017 г.

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru

Вариант 4

Разработать организационно-технологический проект и внутреннюю планировку магазина «Супермаркет», общей площадью
S = 267,3 м2. План помещения представлен на рис. 4.4 Приложения 4.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………..……..5

1.1. Требования к генеральному плану участка и внешнему виду магазина…5

1.2. Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь…………....7

1.3. Требования к планировке торгового зала, виды планировок………….10

1.4. Торгово-технологическое оборудование, применяемое в магазинах..….17

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МАГАЗИНА…………………………………………………………………………...20

2.1. Генеральный план и внешнее оформление………………………………20

2.2. Внутренняя планировка магазина……………………………………….14

2.3. Формирование структуры ассортимента………………………………..27

2.4. Расчет и выбор торгово-технологического оборудования……………28

2.5. Торгово-технологический процесс………………………………………29

2.6. Организационно-управленческая структура и персонал……………...32

2.7. Расчет и оценка экономических показателей проекта…………………...33

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..39

Список использованной литературы………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…….42

ВВЕДЕНИЕ

Торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют.

Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований.

Основная задача торговых предприятий, как оптовых, так и розничных - это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров на торговом предприятии, обеспечение каждому торговому предприятию необходимого объема товарооборота при высокой прибыльности и рентабельности.

Достижение этих целей невозможно выполнить без совершенствования устройства и планирования новых торговых предприятий, без их модернизации и реконструкции, без учета новых современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания, без набора всевозможных услуг и т.д.

Очевидно, что для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д. Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы.

Данная курсовая работа посвящена комплексному анализу процесса организации функционирования магазина типа «Супермаркет». Цель исследования – разработать проект магазина «Супермаркет». Исходя из цели исследования, ставим следующие задачи:

1. Составление генерального плана и концепции внешнего оформления магазина;

2. Определение концепции внутренней планировки магазина;

3. Формирование структуры ассортимента магазина;

4. Расчет и выбор торгово-технологического оборудования;

5. Определение технологии зонирования торгового зала;

6. Определение концепции торгово-технологического процесса;

7. Выбор организационно-управленческой структуры магазина;

8. Расчет и оценка экономических показателей проекта.

Предмет исследования – рынок розничных товаров. Объект исследования – магазин типа «Супермаркет».

В ходе исследования применялись следующие методы:

- логический метод:
- синтез;

- анализ;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе описан процесс создания магазина типа «Супермаркет». Процесс состоит из следующих основных шагов:

· Составление генерального плана и концепции внешнего оформления магазина;

· Определение концепции внутренней планировки магазина;

· Формирование структуры ассортимента магазина;

· Расчет и выбор торгово-технологического оборудования;

· Определение технологии зонирования торгового зала;

· Определение концепции торгово-технологического процесса;

· Выбор организационно-управленческой структуры магазина;

· Расчет и оценка экономических показателей проекта.

Основная задача функционирования магазина – поддержание соотношения расходов и доходов на таком уровне, чтобы первые были меньше вторых. При этом необходимо поддерживать товарооборот на уровне 742 691 р. (точка безубыточности).

Нами выявлены следующие основные статьи расходов:

- аренда;

- коммунальные платежи;

- заработная плата;

- налог;

- амортизация;

- реклама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила торговли: [сборник нормативных документов по состоянию на 1.02.2006г.]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 80с. – (Кодексы и законы России).

2. Михайлова, Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе / Е. Михайлова // Маркетинг. – 2006. – № 6. – С. 114-125.

3. Наливайченко, С. И. Организация проектирования предприятий: учебное пособие / С. И. Наливайченко, К. В. Наливайченко. – М.: ДиПиАй, 2008. – 84 с.

4. Памбухчиянц, В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / В. К. Памбухчиянц. – 5-е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 320 с.

5. Свит, Ю. П. Требования, предъявляемые к работникам торговли / Ю. П. Свит // Трудовое право. – 2009. – № 5. – С. 31-36.

6. Сайт производителя техники «Штрих-М» [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа : http://www.shtrih-m.ru/produ-ction/produce_663.html. - 01.10.2013.

7. Сайт «Торговое оборудование» [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа : http://www.iney-sm.ru/?id=24. - 03.10.2013.

8. Проектирование предприятий розничной торговли / Разработано к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". - Минстрой России.: 1990.- 54 с.

9. Розничная торговля. Классификация предприятий: ГОСТ Р 51773 – 2001. – Введ. 2002 – 01 – 01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 38с.

10. Санитарные правила и нормы / СанПиН 23.5.021.94 – «Санитарные правила для предприятий продовольственной розницы». – Госкомсанэпиднадзор России, 2001. – 58 с.

11. Адова, И.Б., Анисимова, Н.В. Экономический анализ. Учебное пособие / И.Б. Адова, Н.В. Анисимова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 107 с.

12. Аксенов, С. Налоги и налогообложение. Практикум. / С. Аксенов, С. Заугольников, А. Крылов, И. Ласкина. – Ростов-на-Дону: РФЭИ, 2011. – 216 с.

13. Балашова, Н.А. Экономический анализ: практикум / Н.А. Балашова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. - 57 с.

14. Залесская, Е. Внутреннее оформление магазина / Е. Залесская // Навигатор торговли. – 2009. – № 7. – С. 56-61.

15. Ковалев, В. В. Организация, технология, проектирование коммерческого предприятия / В. В. Ковалев. – М.: Экономика, 2008. – 384 с.

Приложение А

Генеральный план магазина

                               
    теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
    теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
      теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
    теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
 
  теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru   теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru   теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
 
        теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
 
 
 
 

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru 4

           
    теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
      теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
  теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
 
 

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru 1 13:00m 2 7

               
  теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru   теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru   теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
        теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
 

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru 16:00m

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru 6 5

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru 3

 
  теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru


Условные обозначения
Наименование
Магазин
Жилой дом
Парковка для посетителей
Дворовая территория
Зеленые насаждения
Зона отдыха
Проезжая часть

Приложнние Б

Приложение В

Расчет установочной площади

Наименование оборудования Размеры, м Площадь, м² Количество Установочная площадь, м²
Длина (L) Ширина (d) S = L * d N теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru
1 Охлаждаемая витрина
2 Стеллаж металлический пристенный 0,6 3,6 3,6
3 Охлаждаемая витрина 0,6 4,2 4,2
4 Деревянный островной стеллаж
5 Стеллаж островной двусторонний 1,2 7,8 7,8
6 Холодильник 1,5 1,2 1,8 1,8
7 Экспозицион ный стенд
8 Морозильная витрина 1,5 7,5 7,5
9 Стеллаж металлический пристенный 0,6 1,8 3,6
Сумма - - - - 35,5

Приложение Г

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»

на тему «Разработка проекта магазина «Супермаркет»»

Выполнил(а):

студент(ка) группы__________

___________ формы обучения

___________________________

ФИО студента

Проверил:

___________________________

Ф.И.О., уч.степень, уч.звание/должность

Кемерово 2017 г.

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru

Вариант 4

Разработать организационно-технологический проект и внутреннюю планировку магазина «Супермаркет», общей площадью
S = 267,3 м2. План помещения представлен на рис. 4.4 Приложения 4.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………..……..5

1.1. Требования к генеральному плану участка и внешнему виду магазина…5

1.2. Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь…………....7

1.3. Требования к планировке торгового зала, виды планировок………….10

1.4. Торгово-технологическое оборудование, применяемое в магазинах..….17

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МАГАЗИНА…………………………………………………………………………...20

2.1. Генеральный план и внешнее оформление………………………………20

2.2. Внутренняя планировка магазина……………………………………….14

2.3. Формирование структуры ассортимента………………………………..27

2.4. Расчет и выбор торгово-технологического оборудования……………28

2.5. Торгово-технологический процесс………………………………………29

2.6. Организационно-управленческая структура и персонал……………...32

2.7. Расчет и оценка экономических показателей проекта…………………...33

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..39

Список использованной литературы………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…….42

ВВЕДЕНИЕ

Торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют.

Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований.

Основная задача торговых предприятий, как оптовых, так и розничных - это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров на торговом предприятии, обеспечение каждому торговому предприятию необходимого объема товарооборота при высокой прибыльности и рентабельности.

Достижение этих целей невозможно выполнить без совершенствования устройства и планирования новых торговых предприятий, без их модернизации и реконструкции, без учета новых современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания, без набора всевозможных услуг и т.д.

Очевидно, что для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д. Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы.

Данная курсовая работа посвящена комплексному анализу процесса организации функционирования магазина типа «Супермаркет». Цель исследования – разработать проект магазина «Супермаркет». Исходя из цели исследования, ставим следующие задачи:

1. Составление генерального плана и концепции внешнего оформления магазина;

2. Определение концепции внутренней планировки магазина;

3. Формирование структуры ассортимента магазина;

4. Расчет и выбор торгово-технологического оборудования;

5. Определение технологии зонирования торгового зала;

6. Определение концепции торгово-технологического процесса;

7. Выбор организационно-управленческой структуры магазина;

8. Расчет и оценка экономических показателей проекта.

Предмет исследования – рынок розничных товаров. Объект исследования – магазин типа «Супермаркет».

В ходе исследования применялись следующие методы:

- логический метод:
- синтез;

- анализ;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Требования к генеральному плану участка и внешнему виду магазина

Размещение здания супермаркета и предоставление земельных участков допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам и нормам.
Магазины могут размещаться:

ü отдельно стоящим зданием;

ü пристроенным зданием;

ü встроенно-пристроенным к жилым и общественным зданиям в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях;

ü на территории промышленных и иных объектах для обслуживания работающего персонала;

При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения и труда людей. В нежилых помещениях жилых зданий (кроме общежитий) допускается размещать организации общей площадью не более 700 м2 с числом посадочных мест не более 50.

Генеральный план - это масштабный план расположения всех зданий предприятия, подсобных сооружений и устройств, зеленых насаждений, дорог, ограждений, основных магистралей, водопровода, канализации, тепловых и газовых сетей, электролиний. Кроме того, на генеральном плане указывается ориентация зданий относительно сторон света, «роза ветров» и дается экспликация зданий и сооружений. Генеральный план должен обеспечивать:

• защиту окружающей среды от производственных вредностей;

• соблюдение нормативных показателей плотности застройки и озеленение;

•надлежащие санитарно-гигиенические условия для потребителей и персонала;

• благоприятный микроклимат на предприятии.

Площадку под строительство следует выбирать с учетом механических свойств почвы - пористости, интенсивности высыхания, степени аэрации и т.д. Наиболее благоприятна для участка крупнозернистая почва, которая характеризуется активными процессами аэробного самоочищения.
Рельеф участка должен быть ровным, благоприятным для стока ливневых и паводковых вод. Если естественный рельеф не обеспечивает стока, то предусматривают устройство дренажей. Большое санитарное значение имеет высота стояния грунтовых вод на участке. Уровень стояния вод в грунте должен быть не выше 1 м от пола подвала или первого этажа.

Большое гигиеническое значение имеет ориентация здания в отношении сторон света. Производственные помещения и охлаждаемые камеры должны быть обращены на север и северо-восток, обеденные залы и помещения для персонала на юг и юго-восток. Территория магазина должна быть благоустроена.

Важное гигиеническое значение имеет степень застройки участка. Желательно, чтобы площадь предприятий занимала не более 30-40 % всего участка (для лучшей аэрации территории и здания).
При проектировании и строительстве магазина следует избегать образования замкнутого зданиями двора. Между зданиями должно быть расстояние, равное высоте (до карниза) наиболее высокого здания, стоящего, напротив (для лучшего освещения и вентиляции помещений).

На территории организаций рекомендуется предусматривать площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей. Площадки должны размещаться со стороны проезжей части автодорог и не располагаться во дворах жилых домов.

Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
Загрузку продуктов необходимо проводить с торцов жилых зданий, не имеющих окон. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не проводится. Площадки мусоросборников располагаются на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха.

В помещениях, размещенных в жилых домах и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации ПОП не объединяются с хозяйственно-фекальной канализацией этих зданий. Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.

Водоснабжение осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода, при его отсутствии оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, каптажей.
Органами и учреждениями госсанэпидслужбы выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения вновь строящихся, реконструируемых и действующих организаций.

Таким образом, существуют строгие требования, которым должен соответствовать генеральный план магазина. Они касаются внешнего вида здания, его расположения относительно других построек, внутренних коммуникаций магазина, эвакуационных выходов и т.д. Данные требования должны быть соблюдены с целью повышения безопасности и эффективности деятельности. При этом следует обращать внимание на то, что генеральный план должен обеспечивать соблюдение нормативных показателей плотности застройки и озеленения, обеспечивать надлежащие санитарно-гигиенические условия для потребителей и персонала, защиту окружающей среды.

1.2. Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на 5 групп:

ü торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы;

ü помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.). Прием товаров осуществляется через разгрузочную площадку. Это могут быть открытые рампы или рампы, расположенные в закрытых помещениях. Высота разгрузочных площадок должна быть равна высоте кузова автомобиля или иметь уравнительные площадки. Площадь кладовых для хранения товаров предусматривается в соответствии с нормами для каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств механизации и сроков хранения. Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии с СНиП. Эти помещения должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к продаже должны оснащаться приспособлениями для фасовки, нарезки, этикетирования товаров, а также другими устройствами в зависимости от характера подготовительных операций;

ü подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды, коридоры, тамбуры, вестибюли и др.). Помещения для хранения тары обменного фонда должны примыкать к разгрузочной платформе и располагаться на минимальном расстоянии от торгового зала, с тем чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывода ее из магазина были минимальными;

ü административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и.д.). Их целесообразно проектировать отдельным блоком, изолируя от производственных помещений, так как у них иное функциональное назначение;

ü технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок, электрощитовая и др.). Необходимо соблюдать правила ТБ, а также допустимые нормы по организации труда (шум, загрязнение воздуха и т.д.);

ü площадь связи (проходы, проезды), на их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина. Должны обеспечить пожарную безопасность, возможность эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров.

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

ü торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

ü проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

ü помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

ü расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

Таким образом, размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

1.3. Требования к планировке торгового зала, виды планировок

Основным торговым помещением является торговый зал. Он предназначен для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, их продажи и обслуживания покупателей. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров-контролеров, продавцов-консультантов и других работников магазина. Поэтому от планировки торгового зала зависят качество торгового обслуживания покупателей, пропускная способность магазинов и нормальные условия труда его работников.

Под технологической планировкой торгового зала понимают размещение торгового оборудования в торговом зале.

К планировке торгового зала предъявляется ряд требований:

ü свободное движение покупательского потока;

ü направление покупательского потока справа налево;

ü обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;

ü создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Наиболее удобными являются торговые залы, форма которых приближена к квадрату. В таких магазинах покупатели лучше ориентируются, им обеспечиваются кратчайшие пути движения. Допустимо также и соотношение ширины и длины 1:2 и 1:3, что зависит от вида здания.

В зависимости от размера и форм торгового зала, особенностей ассортимента применяются различные варианты расстановки оборудования (планировки). Основными из них являются: линейная, островная, боксовая, выставочная и свободная.

ü Линейная планировка наиболее рациональна для магазинов самообслуживания. Зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать единый узел расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за отобранные товары в одном месте. Создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады и взаимозаменяемости работников магазина. Линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная. В прямоугольных торговых залах шириной 7-12 м применяют продольную планировку, при ширине 13-24 м – поперечную, более 24 м – смешанную или комбинированную. Линии островных горок не должны превышать 20 м. Схему линейной планировки представим на рис. 1.

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru

Рисунок 1 – Схема линейной планировки

ü Островная планировка предусматривает размещение оборудования в центре торгового зала в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы. При этом по периметру торгового зала устанавливают пристенные горки. Схему островной планировки представим на рис. 2.

теоретические основы проектирования розничных торговых предприятий - student2.ru

Рисунок 2 – Схема островной планировки

ü При боксовой планировке площадь торгового зала разбивается на изолированные друг от друга боксы (отделы). Оборудование размещается так, что образует замкнутый контур с одним или двумя контролируемыми выходами. Бокс представляет собой изолированную зону со своим узлом расчета. Три стороны бокса закрыты оборудованием, а в четвертой находятся вход и выход для покупателей и расчетный узел. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. Она менее удобна, т.к. не позволяет одновременно приобретать товары в широком ассортименте, требует большего количества обслуживающего персонала и узлов расчета, не рационально используется торговая площадь и усложняется торгово-технологический процесс.

ü Выставочная планировка применяется при продаже товаров по образцам, когда крупногабаритные товары (мебель, стиральные машины, холодильники, ковры) размещают на различном оборудовании, образуя выставку товаров.

ü Свободная планировка предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

Расстановка оборудования в торговом зале с использованием комбинаций различных планировок образует смешанную планировку.

В магазинах самообслуживания при разработке схемы технологической планировки торгового планируют магистральные и боковые проходы для покупателей. Магистральные (основные) проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина до 3 м.

В зависимости от площади торгового зала и его формы могут применяться изолированные и совмещенные вход и выход. Изолированные вход и выход размещают диаметрально противоположно.

Рациональное направление потока покупателей во многом зависит от расположения узла расчета. Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от контролера-кассира. В магазинах самообслуживания могут применяться централизованная и децентрализованная формы расчетов. При централизованной форме покупатели оплачивают товары в любой из касс, расположенных у выхода из магазина, а в многоэтажных зданиях – у выхода с этажа. При децентрализованной форме расчет производится в кассах, расположенных в отделах, или в середине и в конце линии оборудования.

При традиционной форме обслуживания покупателей применяется линейное размещение рабочих мест продавцов. При глубине торгового зала 6-7 м рабочие места продавцов размещают в одну линию, а при глубине более 8 м – в две линии. Площадь, занятая рабочими местами продавцов составляет 40% площади торгового зала. Планировка рабочих мест продавцов зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Так в продовольственных магазинах ширина фронта рабочего места продавца не менее 2 м, а в непродовольственных магазинах – не менее 3 м. между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м.

В современных магазинах уделяется особое внимание отношению торговой площади к общей: К= Sт /S o. , где Sт - торговая площадь, So - общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективней используется площадь здания магазина. Для рациональной работы магазина доля торговой площади должна составлять не менее 50% общей площади магазина. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади 70:30, что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализацией товара и обслуживания покупателей.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, для движения покупателей, выкладки товаров, для работы продавцов, площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь – это площадь под установку оборудования и крупногабаритных товаров (пианино, холодильников, стиральных машин), размещаемых на полу. Ее определяют как сумму площадей оснований торгово-технологического оборудования, размещенного в торговом зале. Установочную площадь единицы торгово-технологического оборудования определяют умножением длины его основания на ширину. Например, если длина прилавка 0,9 м а ширина 0,6м, то установочная площадь одного прилавка составит 0,9 умножить на 0,6 = 0,54 м2. Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

Ку= S т.об./ S т.з.,

Где: Sт.об.- площадь, занятая оборудованием, м2

Sт.з. – общая площадь торгового зала, м2

Оптимальное значение этого коэффициента 0,28 – 0,33. В среднем – 0,3 или 30%

Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью ее использования под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров. Площадь выкладки (демонстрационная или экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей) , на которых могут быть выложены товары. Для отдельных видов оборудования она рассчитывается:

– для островных и пристенных универсальных горок демонстрационная (экспозиционная) площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования;

– для перфорированных щитов с кронштейнами – как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество;

– для подиумов, лотков, столов, прилавков – как произведение длины на ширину;

– для контейнеров (имеющих полки) – путем умножения площади их основания на количество полок;

– для тары-оборудования (при укладке навалом) – путем деления произведения длины, ширины и высоты на коэффициент 0,3.

Наши рекомендации