Значение ТРИМС для внутрифирменной торговли в рамках ТНК.
Соглашение по мероприятиям в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле (AgreementonTrade-RelatedInvestmentMeasures) - один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение призвано дисциплинировать поведение правительств по отношению к иностранным инвестициям в производственной сфере (вопросы регулирования иностранных инвестиций в сфере услуг регулирует Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС), чтобы избежать неблагоприятного воздействия их мероприятий на международную торговлю. Фактически Соглашение отражает прежде всего интересы транснациональных корпораций (ТНК), которые стремятся к расширению инвестиций за границей, приносящих высокие прибыли и укрепляющих позиции на мировом рынке. В качестве основополагающих принципов Соглашение устанавливает национальный режим и устраняет количественные ограничения для облегчения инвестиций за границей. Под мероприятиями в Соглашении подразумеваются действия исполнительной власти, осуществляемые в соответствии с публикуемыми законами или административными распоряжениями и имеющие обязательный характер. В Приложении к Соглашению приводится перечень мероприятий, которые несовместимы с требованиями последнего. В частности, правительствам стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО) запрещается применять следующие ограничительные меры в отношении предприятий с иностранными инвестициями: а) обязывать такие предприятия для своей деятельности закупать или использовать определенную долю местных материалов; б) обязывать такие предприятия закупать или использовать импортную продукцию в объеме экспортируемой ими производимой или местной продукции; в) ограничивать таким предприятиям получение иностранной валюты для производственной деятельности объемом поступления иностранной валюты от их деятельности или от экспорта местной продукции; г) ограничивать экспорт отдельных местных товаров свыше определенного объема, зависящего от размера производства. Правительство страны - члена ВТО должно уведомить Совет по торговле товарами обо всех мероприятиях, не соответствующих положениям Соглашения, в течение 90 дней с даты вступления его в силу. Соглашение предусматривает дифференцированный переходный период для отдельных групп стран - членов ВТО, в течение которого они должны привести национальное законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, в соответствие с требованиями этого документа: для промышленно развитых стран - 2 года, для развивающихся - 5 лет и для наименее развитых - 7 лет (последние два срока могут быть продлены). В переходный период не должна увеличиваться несовместимость национального регулирования с требованиями Соглашения.
43.Соглашение ТРИМС как многостороннее соглашение ВТО в области торговли товаров и регулирования ПИИ.
44.Ограничительные меры, связанные с дискриминационным отношением к товарам иностранных фирм (экспорт и импорт).
45.Международные конвенции в сфере интеллектуальной собственности.
Российская Федерация является участницей следующих международных актов и соглашений:
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.;
- Всемирная конвенция об авторском праве;
- Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.);
- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.);
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);
- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.);
- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).
Указанные акты действуют с оговорками и в той части, в которой к ним присоединилась Российская Федерация (СССР).
Акцентируем внимание на том, что Российская Федерация готовится присоединиться к:
- Договору ВОИС по авторскому праву 1996г.;
- Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996г.
Учитывая, что Российская Федерация готовится к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), идет подготовка в унификации российского законодательства в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.).
Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS – Trade-Related Intellectual Property Rights) включено в Приложение 1 марракешского Заключительного акта в группе «многосторонних соглашений по торговле товарами»,
Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО оправдано по ряду экономических причин:
- Права на интеллектуальную собственность являются непосредственным предметом международной торговли;
- значительная часть услуг и промышленных товаров, которые задействованы в международной торговле, включают в себя элементы интеллектуальной собственности;
- множество товаров, включающих компоненты интеллектуальной собственности, составляют обширный сектор контрафактной продукции, который в некоторых странах допускается и даже поощряется.
В общем, экономическая сторона прав на интеллектуальную собственность существенна. Поскольку они прямо или косвенно составляют сегодня часть международной торговли, было бы вполне логичным включить их в таком качестве в новое международное торговое право. Это объясняет, почему ТРИПС имеет относительно большое значение и устанавливает довольно полный и точный правовой режим.
Охарактеризовать ТРИПС можно следующим образом: это соглашение, направленное на защиту законных прав, устанавливающее адекватный правовой режим, который возникает из двух источников – из действующего в данной сфере международного права и основных принципов ГАТТ-94[9]. Основная идея состоит в том, что права на интеллектуальную собственность должны стать предметом правомерной защиты, но при этом такая защита не должна служить препятствием в международной торговле. По характеристике Д.Карро и П.Жюйар ТРИПС представляет собой первый и пока единственный договор, регулирующий все важнейшие аспекты интеллектуальной собственности и придающий данному сектору правовой режим минимальной международной защиты, состоящий из действенных средств национального и международного характера, которые обеспечивают соблюдение этого режима.
Общие правила защиты прав на интеллектуальную собственность по ГРИПС содержатся в части первой (ст.1-8). Здесь выделяются три основных момента.
Во-первых, утверждается «национальный режим» и «режим наиболее благоприятствуемой нации» в отношении вопросов защиты интеллектуальной собственности. Это статьи 1 п.3, 3 и 4.
Второй, и наиболее интересный момент, это наличие отсылок к Парижскому, Бернскому, Римскому и Вашингтонскому соглашениям по вопросам предоставления национального режима. В частности, в ст.5 говорится, что участники соглашений под эгидой ВОИС руководствуются принципами предоставления национального режима, предусмотренными в этих соглашениях. В частности, ст. 2 Парижской Конвенции предусматривает национальный режим относительно патентов.
Цели и принципы Соглашения можно кратко охарактеризовать как устранение препятствий в осуществлении международной торговли. Здесь под таким препятствием подразумеваются нарушения интеллектуальной собственности, имеющие последствия в экономической сфере.
Часть II (с 9 по 40 статью) Соглашения содержит нормы и стандарты, касающиеся регулирования вопросов, связанных с конкретными объектами интеллектуальной собственности.
Интересующие нас преимущественно правила защиты авторского права находятся в первом разделе (ст.9-14).Члены ВТО в силу Соглашения обязаны применять материально-правовые нормы Бернской конвенции (ст.9 (1)) с существенным исключением в отношении личных неимущественных прав (право на опубликование, право на неприкосновенность произведения и т.п., определенные в ст. 6 bis), которые пользуются широким признанием в мире, хотя не признаны и, следовательно, не защищаются, например, в США. В Соглашении содержатся дополнительные элементы подлежащих защите прав по сравнению с режимом защиты по международным соглашениям. Так, в составе авторских прав ТРИПС обеспечивает защиту компьютерных программ; за авторами компьютерных программ и кинематографических произведений признано исключительное право проката; срок защиты смежных прав увеличен с 20 до 50 лет.
Многосторонние, включая региональные, международные соглашения в области охраны прав авторов, безусловно, чрезвычайно весомые и значимые правовые акты. Однако было бы неверным сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне международных двусторонних соглашений. Такое регулирование может обусловливаться в двусторонних соглашениях общего характера, таких как, в частности, торговые соглашения. Примерами могут служить включения вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности в Соглашение о торговых отношениях между СССР и США 1990г. или в Договор между Россией и Польшей о торговле и экономическом сотрудничестве 1993г. (в последнем взаимной охране прав интеллектуальной собственности уделено особенно большое место).
Отдельные элементы пользования правами интеллектуальной собственностью могут содержаться и в договорах, относящихся к специальным межгосударственным соглашениям в области экономического сотрудничества. Например, в Соглашение об устранении двойного налогообложения между СССР и Францией 1985г. включены положения о порядке налогообложения доходов от авторских вознаграждений, выплачиваемых иностранным авторам. Наконец, имеются двусторонние соглашения, прямо посвященные вопросам охраны прав интеллектуальной собственности. Например, заключенные еще СССР и перешедшие к России в силу правопреемства соглашения о взаимной охране авторских прав с Польшей - 1974г., с Чехословакией - 1975г., с Австрией - 1981г., со Швецией — 1986г.