Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС).

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), условно говоря, состоит из двух основных частей [1.5]. В первой части оно обязывает страны - члены ВТО не применять в области регулирования иностранных инвестиций мер, препятствующих развитию международной торговли, а во второй части, являющейся, на мой взгляд, главной с практической точки зрения, указываются конкретные такие меры. Действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами (регулирование иностранных инвестиций в сферу услуг, как отмечалось выше, осуществляется посредством ГАТС).

Основной особенностью ТРИМС, отличающей его от других Соглашений ВТО, является то, что нормы ТРИМС подлежат прямому действию на территории стран - участников ВТО, в то время как другие Соглашения предусматривают включение их норм в национальное законодательство.

В преамбуле Соглашения говорится, что оно призвано «способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций, чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран - членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции» Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Иными словами, акцент в этом документе делается на содействие развитию иностранных инвестиций и на обеспечение свободной конкуренции, в чем заинтересованы прежде всего и больше всего экономически развитые страны (несмотря на формальную оговорку в пользу развивающихся государств).

В соответствии с поставленной целью страны - члены ВТО, как сказано в ст. 2 Соглашения, обязуются воздерживаться от инвестиционных мер, которые несовместимы с положениями ГАТТ - 1994, касающимися национального режима (ст. III) и запрета применение количественных ограничений в торговле (ст. XI). Имеются в виду обязательные и принудительные меры, применяемые к предприятиям с иностранным капиталом на основании национальных законов или административных распоряжений.

В приложении к Соглашению содержится «иллюстративный» перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В число таких фактически запрещаемых мер входят следующие:

- требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или по стоимости («потребление местного компонента»);

- требование, чтобы закупка или использование импортных товаров увязывались с объемом или стоимостью экспорта местной продукции («требование в отношении сбалансированной торговли»);

- требования об ограничении импорта товаров для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, т.е. путем ограничения доступа к иностранной валюте («требование в отношении баланса иностранной валюты»);

- требования об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции («требование экспортного компонента»).

Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли эти меры обязательным условием создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним каких - либо льгот, например, в виде субсидий или временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично освобождаются развивающиеся страны).

В то же время ст. 3 Соглашения не препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры, подпадающие под категорию так называемых общих исключений; по соображениям охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, платежного баланса и т.д. Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

Итоги Уругвайского раунда ГАТТ. Образование и структура ВТО.

8-ой Уругвайский раунд (1986-1994 гг.):

1) Снижение таможенных пошлин

2) Совершенствование механизма реализации ГАТТ

3) Подписано соглашение о создании ВТО

4) Новая редакция ГАТТ (ГАТТ-94)

5) ГАТС (Генеральное соглашение о торговле услугами)

6) ТРИПС (регулирует торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, является неотъемлемой частью правового фундамента ВТО)

7) ТРИМС (соглашение по мерам в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле)

8) Соглашение о постепенном снижении субсидий фермерам

9) Введено понятие законных и незаконных субсидий

10) Введены минимальные размеры «законного субсидирования» (3% от величины импорта или 1% от общей стоимости товара) и более 40 других соглашений

Основные итоги 8-го Уругвайского раунда (1986-1994 гг.):

1) Создание ВТО

2) Принято ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

3) ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

4) ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер)

5) Около 60 других конкретных соглашений

6) Принята новая редакция ГАТТ-94

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Наши рекомендации