Обмен товара. Права Покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества
В Законе о защите прав потребителей содержатся специальные нормы, устанавливающиемеханизм реализации отдельных требований потребителяв случае продажи ему товара ненадлежащегокачества. Согласно п. 1 ст. 20 этого закона, если срок устранения недостатков товара не определен вписьменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем(продавцом, уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем,импортером) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для устраненияданных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения1.
В отношении товаров длительного пользованияизготовитель (продавец, уполномоченнаяорганизация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) обязан при предъявлениипотребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительногопользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливаетсяПравительством РФ2.Если недостатки товара устранялись в течение гарантийного срока, то данный срок продлеваетсяна период, в течение которого товар не использовался.
В соответствии со ст. 21 Закона о защите прав потребителей в случае предъявления требования озамене товара ненадлежащего качества продавец (изготовитель, уполномоченная организация,уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в 7_ дневный сроксо дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимостидополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченнойорганизацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), — в течение 20 днейсо дня предъявления указанного требования.
При отсутствии у продавца (изготовителя, уполномоченной организации, уполномоченногоиндивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара к моментупредъявления указанного требования он должен заменить такой товар в течение месяцасо дняпредъявления указанного требования, а для районов Крайнего Севера и приравненных к нимместностей требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлениюпотребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.Если для замены товара необходимо более 7 дней, по требованию потребителя продавец(изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение 3 днейсо дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставитьпотребителю во временное пользование на период замены аналогичный товардлительногопользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары,перечень которых определяется в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей1.
Поскольку товар ненадлежащего качества заменяется на новыйтовар, гарантийный срок на неготакже исчисляется зановосо дня передачи нового товара потребителю
Согласно ст. 22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о соразмерномуменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление им или третьим лицомнедостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также о возмещении убытков,причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежатудовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией, уполномоченныминдивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 днейсо дня предъявлениясоответствующего требования.
В ст. 504 ГК и п. 1–4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей содержатся правила о возмещении разницы в ценепри замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащегокачества. При замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли_продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницымежду ценойтовара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара иливынесения судом решения о замене товара.
При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сортуили другим признакам товар надлежащего качества, подлежит возмещению разницамежду ценойзаменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащегокачества. Если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и ценатовара, передаваемого взамен его, определяются на момент вынесения судом решения о заменетовара.
В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчетпринимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателядобровольно не удовлетворено — на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшениицены.
При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещенияразницы между ценой товара, установленной договором розничной купли_продажи, и ценойсоответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а еслитребование добровольно не удовлетворено — на момент вынесения судом решения. Кроме того,согласно п. 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли_продажи возвращается уплаченная за товар денежнаясумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата запредоставление кредита.