Тема 1. Сущность деятельности розничных торговых сетей на потребительском рынке и их значение
Концептуальные теоретические идеи и основные научные методологические подходы к сущности торговых сетей, значение.
Классификация видов торговых сетей.
Мотивы для принятия решений о создании торговой сети.
Типы (форматы) магазинов, определяемые ГОСТ Р 51773-2013.
Отечественные и зарубежные торговые сети.
Интеграционные формы предприятий в розничной торговле.
Основные типы торговых сетей по степени глобализации.
Классификация торговых предприятий по концентрации.
Франчайзинг.
Классификация розничных торговых предприятий.
Тема №2. Эволюция и основные тенденции развития торговых сетей
Эволюция торговли и развития интеграционных процессов начиная с 1917 г. Краткая характеристика наиболее значимых периодов в развитии процессов интеграции, влияние интеграции на развитие торговли потребительскими товарами и ее социально-экономическую эффективность.
Анализ сетевой торговли. Факторы, влияющие на эффективность интеграции. Система показателей для оценки эффективности интеграции в розничной торговле.
Сравнительный анализ этапов формирования и развития сетевой предпринимательской структуры.
Тема №3. Конкурентоспособность торговых сетей
Характеристика понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Уровни конкуренции. Признаки конкуренции. Основные подходы к классификации факторов конкурентоспособности. Конкурентные преимущества и недостатки розничных сетей.
5.3. Планы практических занятий:
Занятие 1. Сущность деятельности розничных торговых сетей на потребительском рынке и их значение
Содержание занятия:
1. Решение ситуаций.
Провести анализ состояния, динамики и перспективы развития торговли Свердловской области (построить таблицу). Провести сравнение общероссийских показателей развития торговли с показателями по Свердловской области (построить таблицу). Дать оценку показателей обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей в Свердловской области (построить таблицу). Охарактеризовать демографическое положение Свердловской области (построить таблицу). Проанализировать структуру доходов и расходов предприятий торговли свердловской области (построить таблицу). Оценить торговлю Свердловской области с позиции присутствия торговых сетей в регионе (построить таблицу).
2. Написание выводов к ситуациям.
Используемые интерактивные технологии:
ОТ-2 Технология модульного обучения
ОТ-6-1 Групповая работа
ОТ-6-2 Диалог
ОТ-6-4 Коллективный поиск
ОТ-7-4 Практико-ориентированный проект
Занятие 2. Эволюция и основные тенденции развития торговых сетей
Содержание занятия:
1. Решение ситуаций:
Диагностика рынка… Сверловской области:
На данном этапе необходимо выбрать рынок, по которому в дельнейшем будет проводиться анализ. Оценить конъюнктуру рынка (спрос, предложение, цены).
Необходимо выделить среди анализируемых торговых сетей рынка ____________ (которые присутствуют на рынке Свердловской области) предприятия следующих статусов[2]:
а) федеральные торговые сети,
б) региональные торговые сети,
в) местные торговые сети.
Охарактеризовать приведенные торговые сети.
В таблице 1.1 и 1.2 необходимо проанализировать структуру распределения торговых сетей выбранного рынка по форматам торговли (в зависимости от рынка заполняется одна из двух предложенных таблиц). Охарактеризовать выбранный рынок с позиции самых быстрорастущих предприятий: по количеству магазинов, входящих в торговую сеть, и по объему товарооборота (таблицы 2, 3). Проанализировать структуру розничной торговой сети выбранного рынка по месту дислокации объектов (таблица 4).
Таблица – 1.1 Удельный вес форматов торговых сетей рынка[3] по районам города, %
Районы | Гипермаркет | Универмаг | Специализирован-ный и узкоспециализиро-ванный магазин | Фирменный магазин | Дискаунтер (дрогери) | Cash&carry | Магазин - салон | Всего |
Верх-Исетский | ||||||||
Железнодорожный | ||||||||
Кировский | ||||||||
Ленинский | ||||||||
Октябрьский | ||||||||
Орджоникидзевский | ||||||||
Чкаловский | ||||||||
Екатеринбург | - |
Таблица – 1.2 Удельный вес форматов торговых сетей рынка[4] по районам города, %
Районы | Гипермаркет | Супермаркет | Экономичный супермаркет | Дискаунтер | Cash&carry | Магазин у дома | Традиционный магазин | Всего |
Верх- Исетский | ||||||||
Железнодо- рожный | ||||||||
Кировский | ||||||||
Ленинский | ||||||||
Октябрьский | ||||||||
Орджоникид-зевский | ||||||||
Чкаловский | ||||||||
Екатеринбург | - |
Таблица – 2 Рейтинг самых быстрорастущих торговых сетей рынка ____________ по количеству магазинов
Занимаемое место в рейтинге | Название сети | Количество магазинов на конец 2015 г. | Количество магазинов на конец 2016 г | Темп роста по количеству магазинов, % |
Таблица – 3 Рейтинг самых быстрорастущих торговых сетей рынка ____________ по объему товарооборота
Занимаемое место в рейтинге | Название сети | Объем оборота в 2015 г. | Объем оборота в 2016 г. | Темп роста оборота магазинов сети, % |
Таблица – 4 Структура розничных торговых сетей рынка ________________ по месту дислокации в Свердловской области
Дислокация | Арендатор в ТЦ, ТК, ТРЦ, ТРК, ТГ[5] | Отдельно стоящее здание | Встроенно-пристроенный магазин | Всего |
Количество объектов, ед. | ||||
Удельный вес, % |
2. Написание выводов к ситуациям.
Используемые интерактивные технологии:
ОТ-2 Технология модульного обучения
ОТ-6-1 Групповая работа
ОТ-6-2 Диалог
ОТ-6-4 Коллективный поиск
ОТ-7-4 Практико-ориентированный проект
Занятие 3. Конкурентоспособность торговых сетей
Содержание занятия:
2. Решение ситуаций:
Анализ торговых сетей рынка:
На данном этапе анализа необходимо выделить из рассматриваемого рынка пять крупнейших торговых сетей. Пояснить выбор. Охарактеризовать и оценить конкурентоспособность пяти крупнейших торговых сетей. Данные представить в таблицах 1, 2.
В таблице 3 привести распределение объектов пяти крупнейших торговых сетей анализируемого рынка по городам Свердловской области.
Таблица 1 – Характеристика пяти крупнейших торговых сетей рынка ___________
№[6] | Название сети, юр. адрес[7] | Управляющая компания | Год основания | Статус сети (федеральная, региональная, местная) | Представленные форматы на рынке Свердловской области[8] | Присутствие в регионах за исключением Свердловской области[9] | Объем товарооборота за 2015 г., тыс.р. | Темп роста товарооборота, 2016 г. в % к 2015 г. | Количество магазинов | Численность персонала, чел. | Количество узлов расчета, ед. |
Таблица 2 – Основные конкурентные преимущества[10] пяти крупнейших торговых сетей рынка _____________
№[11] | Название сети | Доля рынка, % | Темп изменения доли рынка, 2016 год в % к 2015 г. | Средняя сумма чека, р. | Количество позиций в ассортименте, ед. | Доля в ассортименте основной группы товаров, % | Совокупная торговая площадь[12], м2 | Месторасположение и наличие парковки |
Таблица 3 – Распределение объектов пяти крупнейших торговых сетей рынка ___________ по городам Свердловской области[13], количество объектов
Город | Торговая сеть | ||||
Екатеринбург | |||||
Нижний Тагил | |||||
Каменск - Уральский | |||||
Асбест | |||||
Верхняя Пышма | |||||
Невьянск | |||||
Серов | |||||
Ивдель | |||||
Среднеуральск | |||||
… |
В конце отчета, необходимо представить пояснительную записку, в которой указать:
1. возможности и направления развития торговых сетей анализируемого рынка;
2. влияние (положительное и отрицательное) факторов на развитие анализируемого рынка;
3. оценить интеграционные процессы.
2. Написание выводов к ситуациям.
Используемые интерактивные технологии:
ОТ-2 Технология модульного обучения
ОТ-6-1 Групповая работа
ОТ-6-2 Диалог
ОТ-6-4 Коллективный поиск
ОТ-7-4 Практико-ориентированный проект
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом, семинарскими и практическими занятиями, является неотъемлемой частью изучения дисциплины «Международные торговые сети». Для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Международные торговые сети» кафедрой подготовлены:
1. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов дневного отделения по дисциплине «Международные торговые сети» Екатеринбург, 2016[Электр. ресурс] // http: www.usue.ru. Портал электронных образовательных ресурсов. Открытый сайт кафедры коммерции, логистики и экономики торговли.
2. «Интеграционные процессы врозничной торговле»: монография /Д.А. Карх, В.М. Гаянова; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008 г.
Обоснование затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС)
Суммарный объем часов на СРС составляет __84___ часа.
№ п/п | Виды самостоятельной работы | Расчетная трудоемкость СРС по нормам, час. |
Повторение и изучение материала лекций | 0,25 х 30 = 7,5 | |
Подготовка к практическим занятиям | 0,7х 60 = 42 | |
Подготовка к текущему контролю | 2,0 х 9 = 18 | |
Написание эссе (реферата) | 1,0 на 40,5 стр. А4 = 55,5 | |
Подготовка к экзамену (см. уч. план) | ||
Итого: |
6.1 Содержание самостоятельной работы студентов
Тема | Виды работ | Ссылка на методические рекомендации |
Тема №1. Сущность деятельности розничных торговых сетей на потребительском рынке и их значение | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников, решение задач; 2.подготовка к тесту 1 3.подготовка к контрольной работе 1 4. подготовка к «круглому столу» | Методические указания по организации самостоятельной работы студентов Сборник задач. |
Тема №2. Эволюция и основные тенденции развития торговых сетей | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников, решение задач; 2.подготовка к тесту 2 3.подготовка к контрольной работе 2, 3 | Методические указания по организации самостоятельной работы студентов Сборник задач. |
Тема №3. Развитие и эффективность интегрированных структур в торговле | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников, решение задач; 2.подготовка к контрольной работе 4, 5 | Методические указания по организации самостоятельной работы студентов Сборник задач. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ текущей иПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Данная дисциплина участвует в формировании компетенций на 2 уровне.
Критерии оценивания формирования компетенций | Уровни формирования компетенций |
пороговый уровеньдает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач | второй |
7.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Шифр компетенции | Результаты обучения (знать, уметь, владеть) | Оценочные средства текущего контроля | Оценочные средства промежуточного контроля | |
ПК-8 готовность обеспечивать необходимый уровень качества торгового обслуживания | знать | - основные задачи качества торгового обслуживания; - современные технологии ведения качества торгового обслуживания; - основные правила работы с компьютером; | Тест 1; Контрольная работа №2, №3 | Вопросы к экзамену № 1, 2,3,4,5 |
уметь | - моделировать элементы уровня торгового обслуживания; - выбирать наиболее рациональные способы и схемы организации и управления качества торгового обслуживания; | Контрольная работа №1, №4 | - | |
владеть | - эффективно осуществлять качество торгового обслуживания; | Собеседование | Вопросы к экзамену № 6,7,8,9,10,11 |
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Наименование оценочного средства | Самостоятельная работа | |||
лекции | практич. занятия и др. формы | в т. ч. в активной форме | Кол-во часов | Наименование оценочного средства | |||
Предмет, содержание и задачи курса | - | - | - | Самоконтроль | |||
Тема №1. Сущность деятельности розничных торговых сетей на потребительском рынке и их значение | Круглый стол | Отчет о практической работе. Тестирование №1 (10 баллов) | |||||
Тема №2. Эволюция и основные тенденции развития торговых сетей | Контрольная работа №2 (10 баллов) | Домашняя контрольная работа №3 (10 баллов) | |||||
Тема №3. Развитие и эффективность интегрированных структур в торговле | Контрольная работа №4(10 баллов) | Домашняя контрольная работа №5 (10 баллов) | |||||
Подготовка к зачету с оценкой | Зачет с оценкой | ||||||
ИТОГО: |