Особенности коммерческой деятельности в розничной торговле
Розничная торговля,в соответствии с БЭЭ, - это «последний этап торговли при реализации товаров и предоставлении услуг непосредственно потребителю в обмен на располагаемые им деньги. Леви М. и Вейтц Б.А. предлагают несколько иное определение: «Розничная торговля – это совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.
Особенности розничной торговли:
-реализует товары в небольших количествах конечному покупателю, что является завершающим этапом их движения из сферы производства в сферу потребления;
-нуждается в специальных торговых помещениях, оборудованных и приспособленных для обслуживания покупателей;
-отличается большой территориальной раздробленностью своей сети магазинов, павильонов, палаток, лотков и многообразием форм частного предпринимательства;
-требует большой работы по формированию торгового ассортимента с учетом быстро меняющегося спроса и желаний покупателей.
Розничная торговля в виде торговой сети является важнейшей составной частью материально-технической базы торговли. На ее долю приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста экономической эффективности торговли.
От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий. Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки и др.).
Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям Для покупателей уровень торгового обслуживания определяет имидж предприятия, удобство и минимальные затраты времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели.
Задачами розничного торгового предприятия могут быть:
-изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
-расширение и обновление торгового ассортимента;
-освоение новых сегментов рынка;
-формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности торгового предприятия;
-обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами;
-обеспечение устойчивых конкурентных позиций на рынке;
-совершенствование закупочной деятельности и др.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
-удовлетворение потребностей населения в товарах;
-доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
-поддержание баланса между предложением и спросом;
-воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
-совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживании покупателей.
Существуют определенные отличия в содержании коммерческой деятельности розничной торговли и отдельно взятых розничных предприятий. Последние не только в той или иной мере реализуют приведенные выше функции, но и выполняют собственные, присущие им функции, которые можно разделить на две группы:
1)По отношению к поставщикам (производителям, торговым посредникам):
-предоставление информации о структуре и динамике спроса, запросах, неудовлетворенных потребностях;
-обеспечение поставщикам сбыта их товаров;
-реализация мероприятий по продвижению товаров;
-принятие риска в связи с возможными хищениями, порчей, устареванием товара;
-финансирование (покупка на условиях предоплаты.
2)По отношению к конечным покупателям:
-формирование торгового ассортимента, расширение и обновление его с учетом изменения спроса;
-разработка и реализация ценовой политики;
-реализация мероприятий по стимулированию сбыта товаров;
-обеспечение привлекательного дизайна, атмосферы магазина, удобной планировки торговых площадей для осуществления покупок и оказания услуг;
-обслуживание покупателей, предоставление предпродажных и послепродажных услуг;
-предоставление покупателям информации, демонстрация товаров, помощь в выборе нужного товара, консультирование относительно правильного использования товара;
-складирование, хранение, фасовка, упаковка товара;
-обеспечение стабильности торгового ассортимента.
Существует и другой подход к систематизации функций розничных предприятий. При этом выделяют:
1)Торговые функции:
-изучение покупательского спроса на товары;
-формирование и управление торговым ассортиментом;
-управление товарными запасами;
-поиск и выбор поставщиков, организация заказа и завоза товаров;
-планирование объема продаж и закупок товаров;
-организация продвижения товаров;
-продажа товаров, обслуживание покупателей.
2)Технологические функции:
-приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
-организация хранения товаров;
-выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
-своевременная доставка товаров в торговый зал, их выкладка на торговом оборудовании;
-выполнение расчетов с покупателями.
Курс «ОТД»