Экономические методы и правовые формы регулирования торговлей
Формы и методы регулирования могут быть различными. При этом форма регулирования – это основные направления и принципы воздействия субъекта управления на объект управления, методы регулирования отождествляются со способом воздействия. Многие функции регулирования экономики государство выполняет через свои органы управления, а значительную часть функций передает отраслевым и региональным органам управления и демократическим институтам, которые представляют интересы различных объединений субъектов хозяйствования и граждан.
Применяемые государством формы регулирования торговли обычно делят на следующие группы:
· законодательные или правовые;
· экономические, включающие планирование, ценовую политику, бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;
· административные, делящиеся на организационно-административные и административно-экономические.
Методы регулирования можно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия жестко регламентируют поведение отдельных субъектов хозяйствования посредством законов, указов, постановлений и распоряжений, принимаемых различными ветвями законодательной и исполнительной власти. Косвенные методы регулирования предполагают возможность различного поведения субъектов хозяйствования и направлены на мотивацию и стимулирования их действий в интересах всего государства. Среди косвенных методов можно выделить налоги и налоговую политику, цены и ценовую политику, таможенные пошлины и таможенную политику, проценты за банковский кредит, систему оплаты и премирования труда. Известно также деление методов на тарифные и нетарифные.
Формы и методы государственного регулирования не являются постоянными, они изменяется в зависимости от условий развития экономики конкретной страны на конкретном этапе. В каждом государстве складываются определенные соотношения между различными формами и методами регулировании. При этом в странах с развитой рыночной экономикой преобладают косвенные методы регулирования, а в странах с командно-административной системой управления – прямые методы регулирования.
Правовые формы регулирования предназначены для придания рыночным отношениям цивилизованных форм. Любая деятельность предполагает соблюдения норм и права, устанавливающих общеобязательные или возможные варианты поведения. В процессе распределения товаров возникает множество проблем, урегулировать которые можно только на правовой основе. Переход к рыночной экономике потребовал коренного изменения законодательства, которые регулирует деятельность субъектов хозяйствования. Многие в этом направлении уже сделано, однако еще больше предстоит сделать.
Экономические методы регулирования торговли имеют в своей основе воздействие на материальные интересы субъектов, образующих тот или иной канал распределения товаров. В основном они носят косвенный характер, хотя и не исключено в отдельных случаях прямое воздействие со стороны государства, в частности, в процессе директивного планирования.
В основе деятельности всех организаций торговли лежит коммерческий расчет, т.е. метод ведения хозяйства путем соизмерения в стоимостной форме затрат и результатов хозяйственного деятельности. В условиях сложившихся на рынке цен производитель стремится снизить себестоимость выпускаемой продукции и увеличить тем самым прибыль. Оптовый или розничный посредник при сложившейся разнице между покупной и продажной стоимостью стремится увеличить прибыль за счет обеспечения режима экономии и снижения издержек обращения, не допуская при этом ухудшения качества обслуживания покупателей. В приобретении товаров надлежащего качества по более низким ценам заинтересован любой потребитель.
Важным регулятором распределения товаров выступают цены и тарифы, от которых во многом зависят спрос и предложение товаров, состояние отдельных региональных и товарных рынков и рыночная конъюнктура в целом.
Цены выполняют целый ряд функций, при реализации которых решаются проблемы, связанные с регулированием торговли. Выполняя информационную функцию, цена свидетельствует о конъюнктуре рынка, соотношении спроса и предложения. В процессе реализации распределительной функции, имеющей целью распределять и перераспределять часть доходов между отраслями экономики, формами собственности, социальными группами населения, появляется возможность устанавливать высокие цены на определенные группы товаров и тем самым поддерживать на относительно низком уровне цены на социально значимые товары. Стимулирующая функция цены направлена на увеличение производства или потребления конкурентных товаров. Общеизвестна зависимость спроса и предложения от уровня цен, поэтому важнейшей функцией цены является сбалансирование спроса и предложения.Ценовой фактор является одним из основных при решении вопросов рационального размещения производства, поэтому, выполняя данную функцию, цена во многом определяет географию распределения товаров.
В зависимости от участия государства в их регулировании цены делятся:
-на фиксируемые, устанавливаемые государством на конкретном уровне по ограниченному кругу товаров;
-регулируемые, по которым государство устанавливаются определенные ограничения;
-свободные, формируемые на рынке под воздействием спроса и предложения.
Фиксируемые цены государство устанавливает, прежде всего, на социально значимые товары, теплоэнергию, электроэнергию, коммунальные услуги. Регулируемые цены предполагают возможность ограничения государством верхнего или нижнего предела цен. В первую очередь преследуется цель ограничить уровень цен товаров, предлагаемых, например, предприятиями – монополистами. Во втором случае ставится цель пресечь попытки недобросовестной конкуренции и продажи товаров по заниженным ценам с целью устранения конкурентов. Аналогичным образом в качестве регуляторов используются тарифы – ограничить ввоз или вывоз товара с целью защиты внутреннего рынка.
В условиях перехода к рынку в регулировании торговли существенно возрастает роль финансовых рычагов: государственное финансирование отдельных предприятий и отраслей, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Используя любой из этих рычагов, государство может стимулировать или ограничить спрос или предложение товаров, причем как на макро-, так и на микроуровне. В частности, государственное финансирование отдельных предприятий и отраслей может преследовать цели реализации общегосударственных целевых программ, обеспечивающих укрепление обороноспособности республики или решение социальных задач. В таком же направлении могут действовать различного рода финансовые льготы и субсидии.
Процесс углубления рыночных реформ предполагает совершенствование всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве, в том числе коренную перестройку налоговой политики. От величины налогов, с одной стороны, во многом зависит степень деловой активности, а с другой – денежные поступления в государственный и местные бюджеты. Регулирующая функция налогов выражается в установлении высоких ставок на одни товары (акцизы на табачные и алкогольные изделия) с целью сдерживания их потребления или льготном налогообложении с целью развития приоритетных с народнохозяйственной точки зрения отраслей или видов деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции), поощрения инвестиций в производственную сферу и т.д.
Важную роль в регулировании торговли в современных условиях играет кредитно-денежная система. Она определяет размер эмиссии денежной массы, зависящей, с свою очередь, от товарной массы; регулирует учетную ставку процента за банковский кредит, который часто используется как важнейший источник покрытия потребности в оборотных средствах, необходимых для производства или закупки товаров с целью последующей продажи; контролирует рыночные операции с ценными бумагами. Очевидно, что эти рычаги во многом определяют уровень деловой активности, конъюнктуру рынка, соотношение спроса и предложения.
Экономические рычаги могут успешно использоваться для решения многих проблем, однако далеко не всех. В ряде случаев даже в странах с развитой рыночной экономикой необходимо прямое вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования.
Необходимость административных форм и методов регулирования торговли в настоящее время объясняется в первую очередь тем, что сформировавшаяся за длительное время система централизованного распределения товаров и доведения фондов до потребителей пока не нашла адекватного рыночного механизма. Но даже и тогда, когда этот механизм будет выработан, использование административных методов управления нельзя полностью исключать. Это объясняется различным уровнем развития рыночных отношений в сфере производства и распределения, дифференциацией потребительского рынка, доминирующим положением многих товаропроизводителей на рынках, социальным расслоением населения.
Государство может прямо воздействовать на товарное обеспечение государственных нужд. Действующее законодательство устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной основе заказов на поставку товаров для государственных нужд, т.е. реализация научно-технических, оборонных, природоохранных и других задач. Закон распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
Непосредственное воздействие государства на торговлю выражается и в том, что оно обеспечивает формирование и поддержание на необходимом уровне государственных резервов, предназначенных для устранения диспропорций, возникших в результате стихийных бедствий, неурожая, грубых просчетов в планировании. Такие резервы создаются по товарам, определяющим основные народно-хозяйственные пропорции, а также по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса. В целях стабилизации положения на потребительском рынке государственные органы управления в случае необходимости могут принять решение о разбронировании определенной части резерва. При этом в последующем соответствующее количество продукции должно быть повторно заложено в госрезерв.
С целью стабилизации потребительского рынка государство прилагает усилия, направленные на формирование необходимых товарных ресурсов. С этой целью осуществляется завоз товаров по межправительственным соглашениями из стран СНГ. В частности, именно государственное вмешательство позволяет решать многие вопросы, связанные с обеспечением потребностей народного хозяйства республики сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, которыми сама она не обладает.
В процессе регулирования торговли государство может осуществить запрет на конкретный вид деятельности, в частности, через систему лицензирования. В целях поддержания определенного соотношения спроса и предложения может ограничиваться ввоз или вывоз отдельных товаров.
Курс «Организация торговой деятельности»