Организация и технология доставки товаров в розничную сеть.
Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз н централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, предприятий АПК и т.д.).
Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.
Самовывоз обязывает работников розничной торговли выполнять несвойственные им функции по транспортировке товаров, что снижает объем товарооборота и уровень культуры обслуживания в магазинах.
Большие потерн труда н времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров, оформлении документов, осуществлении погрузочно- разгрузочных работ. В связи с этим самовывоз в розничной торговле может применяться в исключительных случаях.
Централизованная доставка товаров — это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.
Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:
• устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокращение потребности в нем и более эффективное его использование:
• уменьшение числа грузчиков н экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов.
Вопрос 6. ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ В ТОРГВОЛЕ, ИХ УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА
Роль и функции складов.
Товары, произведенные в сфере производства, в своем движении к потребителю проходят, как правило, ряд промежуточных звеньев, где они могут временно задерживаться, образуя товарные запасы.
Необходимость создания товарных запасов определяется рядом факторов:
- разрывом во времени производства и потребления товаров (сезонное накоплен » плодоовощной продукции, спорттоваров и т.д.);
- узкой специализацией производства (необходимо сформировать, преобразовать ассортимент применительно к розничной торговле);
- досрочным завозом товаров (климатические и другие условия);
- необходимостью наличия государственных резервов;
- необходимостью подработки и хранения крупных партий товаров.
Хранение товарных запасов требует соответствующей материально-технической базы, основу которой составляют склады.
Товарный склад представляет собой структурное подразделение оптовой или розничной торговли, назначением которого является хранение и переработка товарных запасов и имеющее для этого специальное обособленное помещение. В узком смысле слова склад — это хранилище, предназначенное для складских операций. Совокупность складов какой-либо организации или торговой системы представляет собой складскую сеть, а с учетом оборудования, инвентаря — складское хозяйство.
Приведем функции складов.
1. Получение товаров от поставщиков и контроль за выполнением договоров поставки.
2. Хранение товарных запасов — важнейшая функция складов. Хранение свойственно и магазинам. Но основная функция магазина — это розничная продажа и обслуживание покупателей. В магазинах хранятся в основном текущие товарные запасы, тогда как на складах — их крупные партии.
3. Накопление и преобразование товарного ассортимента применительно к требованиям розничной торговой сети.
По характеру накопления товарные запасы могут быть текущими, сезонными, резервными, досрочного завоза и т.п. Накопление больших партий товаров на складах позволяет более оперативно маневрировать ими, ускорять процесс обращения товаров, создавать необходимые государственные резервы.
Преобразование ассортимента может быть количественным и качественным.
Количественное преобразование может осуществляться:
- путем приема небольших партий товаров, вырабатываемых мелкими предприятиями, и накопление их для отправки более крупными партиями (вагонами, контейнерами);
- путем распределения крупных партий на мелкие применительно к требованиям покупателей.
Качественное преобразование товарных масс производится путем подсортировки и комплектования ассортимента, благодаря чему товары со склада выходят с максимальной степенью готовности к розничной продаже, что повышает культуру торговли.
4. Контроль качества товаров. Цель контроля — не допустить в розничную торговлю недоброкачественных товаров и воздействовать на промышленность по улучшению качества товаров. Большой объем работы на складах позволяет сконцентрировать здесь кадры товароведов-бракеров и проводить качественную разбраковку вплоть до лабораторных испытаний. В отдельных случаях склады содействуют улучшению качества (дозревание фруктов, плодов, овощей и т.п.).
5. Доработка, переработка, фасовка и упаковка товаров. Эти операции на складах оптовой торговли выполняются более качественно и с меньшими затратами труда и средств, так как большие объемы товарных масс позволяют механизировать и автоматизировать отдельные операции (фасовку, мойку овощей, переработку плодоовощной продукции и т.п.), в то время как в розничной торговле многие операции по подготовке, упаковке совершаются вручную, что требует значительного штата соответствующих категорий работников.
6. Производство продукции. На некоторых складах выполняются операции производственного характера (производство мороженого, заморозка плодов и овощей, изготовление сухого льда, засолка овощей, квашение капусты и т.п.).
7. Товароснабжение розничной торговой сети. Склады являются основными источниками поступления товаров и организатором их доставки в магазины.
Товарные склады, как правило, не выполняют функции купли-продажи, а осуществляют организационное и техническое обслуживание товаропотоков. В отдельных случаях (склады коммерческих структур) могут выполняться и функции по купле-продаже. Склады в этом случае выступают в качестве торговых баз.
Классификация складов.
Большое разнообразие складов, связанное с особенностями технологического, технического и организационного характера, требует их четкой классификации, что позволяет лучше знать и видеть место и роль каждого склада.
По месту расположения в процессе товародвижения различаются:
склады в районах производства товаров (склады выходных баз, заготовительных организаций);
склады в районах потребления (склады торговых баз, розничной торговли).
По характеру выполняемых операций:
подсортировочно-распределительные. Их основная задача — накопление текущих запасов для товароснабжения розничной сети товарами с максимальной степенью готовности к продаже. Самый распространенный тип склада;
транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия партионных грузов с целью перегрузки их на другие виды транспорта без вскрытия тары;
сезонного и долгосрочного хранения (хранилища для плодов и овощей, замороженных продуктов). Эти склады рассчитаны на долгосрочное хранение товаров сезонного производства, а также закладку их в госрезерв;
накопительные склады осуществляют приемку мелких партий в районах производства и заготовок и дальнейшую отправку крупными партиям в районы потребления.
По ассортиментному профилю склады делятся на универсальные и специализированные:
универсальные склады предназначены для хранения широкого ассортимента нескольких групп товаров;
специализированные склады служат для хранения товаров одной отрасли (бакалея, обувь и т.д.), узкоспециализированные — для хранения одного вида товара (соль, сахар и т.п.);
смешанные — для хранения основных видов продовольственных и непродовольственных товаров (склады потребкооперации, ОРСов и др.).
По режиму хранения и техническому устройству существуют:
Общетоварные склады, не требующие особых условий хранения, специального технического устройства и обслуживания;
специальные, требующие особых режимов хранения (холодильники, плодоовощехранилища, элеваторы, склады стройматериалов, топлива и т.п.).
По степени механизации технологических процессов склады делятся на:
автоматизирозанные;
с комплексной механизацией;
с применением отдельных средств механизации.
По особенностям технического устройства различаются склады:
открытые (площадки, платформы, эстакады) для временного хранения топлива, зерна, овощей и др.;
полузакрытые — навесы для стройматериалов, тары и др.;
закрытые — деревянные, кирпичные, железобетонные, металлические.
По этажности склады делятся на:
одноэтажные;
многоэтажные.
По наличию внешних транспортных связей есть склады:
с причалами;
с рельсовыми подъездными путями;
не имеющие подъездных путей водного и железнодорожного транспорта.
По организационным формам управления различаются:
склады индивидуального пользования — собственные и арендованные принадлежат или эксплуатируются одной организацией;
склады совместного пользования (кооперированные) сооружаются на средства и находятся в ведении нескольких торговых организаций;
общего пользования — создаются, как правило, на железнодорожном и автотранспорте и предоставляются любым предприятиям за особую плату для временного хранения товаров.