Виды торговли и формы собственности.
Для выполнения своих функций по обслуживанию населения торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной организации, характер которой во многом определяется формой собственности на средства производства, производственными отношениями, общественным и государственным устройством. Наличие в экономике республики различных форм собственности предполагает существование и функционирование организаций розничной торговли нескольких форм собственности.
Организации с государственной формой собственности (государственная торговля) базируются на общественной собственности и сроят свою работу, но принципу непосредственного подчинения торговых звеньев органам государственного аппарата. Если до недавнего времени эта форма торговли была преимущественной (на ее долю приходилось более 2/3 товарооборота), то на 01.01.2015 г. ее удельный вес в общем товарообороте республики составил 8,6%. В подчинении государственной торговли на 01.01.2015 г. более 4500 магазина.
Государственная розничная торговля включает сеть, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и отделов рабочего снабжения (ОРС), а также розничную сеть отдельных министерств (Министерства связи, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и др.).
Организации с частной формой собственности:
• организации с коллективными формами собственности (потребительская кооперация, акционерные общества, концерны, кооперативы и др.);
• организации с индивидуальной формой собственности (единоличные владельцы магазинов, кафе, оптовых баз и т.п.);
• физические лица;
• организации — иностранные собственники.
Организационно-правовая форма торговых организаций определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с ним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.
В торговле получили развитие следующие виды хозяйственных товариществ и обществ:
• полное товарищество;
• товарищество на вере (коммандитное);
• акционерное общество;
• общество с ограниченной ответственностью.
Полное товарищество — это товарищество, участники которого в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с полными товариществами имеются один и более участников (коммандитов), которые несут риск убытков товарищества в пределах сумм внесенных вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.
Акционерные общества — это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных организаций (универмага, универсама, гипермаркета, Дома торговли).
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя и более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков деятельности общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Хозяйственные товарищества и общества могут действовать автономно, высыпая в виде совместных предприятий, малых предприятий, фирм или объединяться в различного рода ассоциации, концерны и др.
Совместные предприятия (СП) представляют собой, либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.
Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Главный критерий статуса малого предприятия — предельная численность работающих (в розничной торговле она не должна превышать 30 человек). Они могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.
Уставный фонд малого предприятия образуют основные и оборотные средства. Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе, который утверждается учредителями, определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. В учредительном договоре оговариваются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия). На основании этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Совета народных депутатов города или района, после чего приобретает права юридического лица.
Торговые и торгово-производственные фирмы создаются в республике как на базе местных торгов, так и самостоятельными коммерческими структурами.
Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.
Основными функциями ассоциации являются:
• координация деятельности входящих предприятий;
• защита и представление интересов в суде, арбитраже и т.д.;
• исследование рынка;
• анализ и обобщение передового опыта;
• подготовка кадров;
• социальное развитие предприятий и т.д.
Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:
• по региональному (районные, областные и республиканские);
• товарному (по товарным группам);
• межотраслевому (оптовая и розничная торговля);
• в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов);
• в зависимости от формы собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий);
• в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий).
В Республике Беларусь созданы и эффективно действуют "Ассоциация универмагов и торговых домов", "Ассоциация кулинаров".
Концерн — это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности. Предприятия-участники связаны между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.
Главная характеристика концерна — единство управления и контроля. В отличие от ассоциации в нем более широко централизованы функции управления и в большей степени утрачена экономическая самостоятельность.
Основными функциями концерна являются:
• финансовый контроль за деятельностью входящих предприятий;
• координация коммерческой и хозяйственной деятельности предприятий;
• проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;
• маневрирование товарными ресурсами;
• создание фондов и резервов и т.д.
Организации розничной торговли входят в состав концернов производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть имеют концерны "Беллегпром", "Беллесбумпром", "Белгоспищепром" и др.
Унитарные торговые предприятия — это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные (республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных предприятий.
Характерный признак торговой системы — однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.
К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся Министерство антимонопольного регулирования и торговли, потребительская кооперация, ОРСы промышленных предприятий и транспорта, прочие министерства и ведомства (Минздрав, Минобороны, Минсвязи и др.).