Механизм управления эффективностью торговой деятельности.

Эффективностью деятельности торговой организации необходимо управлять.

Составными элементами механизма управления должны быть:

- система показателей для стратегического и текущего планирования и управления основной деятельностью, включая и показатели оценки экономической эффективности достигнутых результатов;

- методика обеспечения достоверности исходной информации и рассчитываемых показателей;

- методика и последовательность анализа и оценки экономической эффективности торговой деятельности;

- методика расчета показателей;

- изучение и оценка влияния внешних и внутренних факторов на экономическую эффективность торговой деятельности.

4. Методы и показатели оценки социально-экономической эффективности в торговле (см. уч. пос. 631-641)⃰

С учетом практики деятельности отечественных организаций и опыта оценки коммерческой деятельности зарубежных фирм (компаний) система показателей эффективности работы торговых организаций может быть классифицирована по следующим признакам:

1. по степени обобщения: обобщающие и частные показатели:

2. по показателю измерения результата: абсолютные, относительные;

3.по продолжительности рассматриваемых процессов:

показатели, исчисляемые за фиксированный отрезок времени, по стадиям жизненного цикла организации или в зависимости от продолжительности торгового цикла;

4. по содержанию:

· показатели рентабельности капитала, единовременных и текущих затрат и зависящие от них показатели финансовой устойчивости и платежеспособности;

· показатели, характеризующие позицию организации на рынке, определяемую в основном показателями ее деловой (коммерческой) активности и конкурентоспособности;

· показатели социальной эффективности (уровень удовлетворения спроса и качества обслуживания потребителей).

В качестве обобщающих показателей оценки экономической эффективности деятельности торговых организаций могут быть использованы:

1. Коэффициент эффективности примененных ресурсов (Эр), характеризующий величину полученного эффекта на единицу примененных ресурсов. Он исчисляется по формуле:

Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru

где Т- объем товарооборота в сопоставимых ценах:

Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru – среднегодовая стоимость основных фондов;

Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru – среднегодовая сумма оборотных средств;

ФЗП – израсходованный фонд заработной платы.

2. Показателю эффективности примененных ресурсов в зарубежной практике соответствует показатель производительности системы (Пс), исчисляемый как отношение объема произведенной продукции к количеству ресурсов, потребленных для этой продукции.

Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru

где Q – объем произведенной продукции;

3 – затраты труда, капитала, энергии, материалов и др. ресурсов

5. Коэффициент прибыльности примененных ресурсов (Кпр). Исчисляется по формуле:

Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru

где П – прибыль за отчетный период

ЧП – чистая прибыль, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов в бюджет.

6. Коэффициент эффективности текущих затрат (Эт.з.). Он характеризует величину прибыли, полученную от основной деятельности на рубль текущих затрат (потребленных ресурсов)

Эт.з. = Пр : Рр

где IIр – прибыль от реализации товаров;

Рр – расходы на реализацию товаров.

Приведенные обобщающие показатели дополняют друг друга и предполагают учет при решении задач повышения экономической эффективности деятельности организации особенностей использования примененных и потребленных ресурсов. Дело в том, что величина примененных ресурсов и прежде всего оборотного капитала зависит от организации хозяйственных связей с поставщиками товаров и стабильности ситуации на потребительском рынке, в ней находят отражение как достижения, так и недостатки в системе межотраслевых связей и расчетов между субъектами рынка. Что касается потребленных ресурсов (текущих затрат), то величина их в основном зависит от эффективности управления организацией и уровня хозяйствования.

7. Интегральный показатель динамики эффективности примененных ресурсов (I):

Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru = Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru Эр х Iкпр

Где Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru Эр – индекс изменения коэффициента эффективности примененных ресурсов (Механизм управления эффективностью торговой деятельности. - student2.ru Эр = Эр за отчетный период : Эр за прошлый период);

IКпр – индекс изменения коэффициента прибыльности примененных ресурсов (IКпр = Кпр за отчетный период : Кпр за прошлый период).

Интегральный показатель рекомендуется применять только для оценки изменения эффективности во времени.

Наряду с приведенными обобщающими показателями для оценки экономической эффективности торговой деятельности необходимо использовать частные показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов, отражающие:

1. финансовую устойчивость организации;

2. позиции организации на рынке;

3. интересы потребителей.

В составе финансовых показателей (1 группа) следует выделить абсолютные и относительные.

К основным абсолютным показателям можно отнести: объем товарооборота, прибыль от реализации товаров, прибыль за отчетный период, в том числе, направляемую на расширение торговой деятельности.

Перечисленные показатели необходимы и во внутрифирменном текущем планировании и управлении.

К числу наиболее важных относительных показателейотносятся: показатели рентабельности товарооборота, реализованных товаров, вложенного и собственного капитала, основного и оборотного капитала, показатели финансовой устойчивости и платежеспособности и др.

Приоритет в системе показателей оценки эффективности торговой деятельности должен быть отдан финансовым показателям. Через эти показатели можно осуществлять действенный контроль за торговой деятельностью, финансовым положением и принимать эффективные управленческие решения. Кроме того, следует иметь в виду, что без наличия достаточных финансовых ресурсов и эффективности их использования невозможно внедрение инноваций, закупка в необходимых размерах товаров и других товарно-материальных ценностей, улучшение качества торгового обслуживания.

Наши рекомендации