Понятие экономической выгоды и доходов. Состав доходов торговой организации
.
n Экономическая выгода – возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию;
n Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Как экономическая категория доходы выполняют ряд функций:
1) воспроизводственную; 2) регулирующую; 3) стимулирующую; 4) распределительную; 5) оценочно-информационную.
Воспроизводственная функция проявляется в обеспечении постоянного возобновления процесса реализации товаров в хозяйственной системе страны на расширенной основе в целях количественного, качественного и структурного совершенствования национальной экономики.
Регулирующая функция определяет степень реализации экономических интересов как участников сферы товарного обращения, так и общества в целом.
Стимулирующая функция заключается в формировании экономической заинтересованности торговых организаций в устойчивом развитии, повышении качества реализуемых товаров, увеличении спроса на них. Реализация этой функции обеспечивается варьированием в цене надбавками, скидками, наценками, дифференциацией ставок налоговых платежей и т.д.
Распределительная функция состоит в распределении и перераспределении создаваемых валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) между организациями, отраслями, регионами, социальными группами населения в результате товарообмена.
Оценочно-информационная функция означает, что доходы используются торговыми субъектами для учета и расчета отчетных стоимостных показателей, разработки планов и прогнозов. Информационная составляющая проявляется в доведении до всех участников товародвижения сведений о доходности различных секторов потребительского рынка.
Классификация доходов торговой организации (уч. пос. стр. 514-515)⃰
Признак классификации доходов | Вид доходов |
1. Характер получения доходов | 1. Доход от реализации товаров (продукции, работ, услуг) и собственности организации 2. Доходы от использования собственности и капитала торговой организации. |
2. Источники формирования | 1. Доходы от торговой деятельности и платных торговых услуг 2. Доходы от производственной деятельности 3. Доходы от посреднической деятельности 4. Доходы от инвестиционно-кредитной деятельности 5. Доходы от реализации имущественных и интеллектуальных прав 6. Чрезвычайные доходы 6. Другие виды доходов |
3. Полнота и место отображения доходов | 1. Бухгалтерские доходы 2. Скрытые доходы |
4. Временной фактор | 1. Доходы отчетного периода 2. Доходы будущих периодов |
5.Характер налогообложения | 1.Налогооблагаемый доход 2. Доход, не подлежащий налогообложению |
6. Уровень для формирования прибыли | 1. Доход, достаточный для формирования прибыли 2. Доход, не достаточный для формирования прибыли |
7. Отрасль торговой деятельности | 1. Доходы розничной торговли 2. Доходы оптовой торговли 3. Доходы общественного питания |
В Инструкции № 102 все доходы разделены на следующие группы:
1. доходы по текущей деятельности,
2. доходы по инвестиционной деятельности,
3. доходы по финансовой деятельности,
4. иные доходы.
Доходы по текущей деятельности включают:
1. Доходы, связанные с реализацией продукции, товаров (доходы от реализации)
2. Другие доходы по текущей деятельности (не включаемые в состав доходов от реализации)
2.1 Доходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционных активов (за исключением инвестиционной недвижимости и других доходных вложений в материальные активы), запасов (если указанная деятельность не относится к основной приносящей доход деятельности организации)
2.2 Доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров), если тара учитывается как запасы в соответствии с законодательством
2.3 Неустойки, штрафы, пени, полученные или признанные к получению
2.4 Стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных безвозмездно
2.5 Доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов
2.6 Суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации
2.7 Поступления в возмещение причиненных организации убытков по текущей деятельности
2.8 Прибыль (убыток) прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде
2.9 Сумма дооценки (уценки) запасов и др.
Доход отрасли торговля – это чистая продукция отрасли или национальный доход, создаваемый в торговле производительным трудом работников отрасли.
2. Доходы от реализации товаров, источники их образования
Как экономическая категория доход от реализации – это часть стоимости товара, предназначенная для возмещения расходов на реализацию товаров, формирования прибыли и выполнения финансовых обязательств перед государством.
Как экономический показатель доход от реализации – это сумма всех торговых (розничных и оптовых) надбавок, скидок от реализации товаров и наценок на собственную продукцию (сырье) и часть покупных товаров организаций общественного питания.
Доход от реализации торговой организации (в учетном аспекте) представляет собой сумму выручки от реализации товаров, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.
n Уровень дохода от реализации рассчитывается как отношение его суммы к величине товарооборота, выраженное в процентах:
Уровень дохода = Доход от реализации х 100/ Товарооборот
Доход от реализации учитывается и планируется в сумме и по уровню.
(см. уч. пос стр.518-519)⃰
Источниками образования дохода от реализации:
в розничной торговле:
- торговые надбавки, устанавливаемые в процентах на оптовую цену товаров
- торговые скидки, устанавливаемые в процентах с фиксированной розничной цены товара с НДС либо с единой розничной цены;
- комиссионные вознаграждения за реализацию товаров в комиссионных магазинах и отделах
в оптовой торговле:
- оптовые надбавки, устанавливаемые в % к отпускной цене товара несобственного производства или импортера либо контрактной цене (при экспорте)
- оптовые скидки, определяемые по соглашению сторон вместо надбавки (дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам без взимания оптовой надбавки)
- вознаграждения в виде % со стоимости реализованных товаров за осуществление торгово-посреднических операций.
общепит:
- торговые надбавки, скидки на покупные товары и продовольственное сырье для изготовления продукции;
- наценка на продукцию собственного производства и часть покупных товаров, устанавливаемая в % к стоимости набора сырья или продукции в розничных ценах;
Предельные размеры наценок регулируются облисполкомами и Мингорисполкомом и зависят от категории организации общепита:
* первой категории (120-150%), Минск – 150%
* второй категории (50-100%), Минск – 70%
* третьей категории (30-60%), Минск – 40%
В настоящее время предельные размеры торговых надбавок устанавливаются как правило, только на социально значимые товары. По остальным же торговая и оптовая надбавки предельным размером не ограничиваются и формируются с учетом складывающейся в период реализации конъюнктуры рыка.
Торговые надбавки и скидки выполняют учетную, распределительную и стимулирующую функции.
В качестве экономической категории торговая надбавка является ценой за услуги, оказываемые торговлей отраслям материального производства по реализации продукции. В этом заключается основное назначение торговых надбавок.
n Расчет уровня дохода от реализации (Уд) через величину торговой надбавки (ТН):
n Уд= ТН х 100 / (100+ТН)
Уровень торговой надбавки (Утн) всегда больше уровня дохода от реализации (Уд) (доход считается от розничной цены, надбавка – к отпускной).