Показатели оценки результатов торговой деятельности.
В процессе анализа, планирования торговой деятельности используется система показателей:
- натуральные и стоимостные,
- абсолютные и относительные,
- количественные и качественные,
- расчетные и утверждаемые.
Экономические условия торговой деятельности характеризуются системой критериев и показателей по отдельным направлениям деятельности:
1) торгово-производственная: объем товарооборота, производственная мощность, режим работы, состояние торговой сети, товарное обеспечение, расходы на реализацию и др.;
2) финансовая: объем и структура капитала, объем и структура инвестиций, ликвидность и платежеспособность оборачиваемость капитала и др.;
3) кадровая работа: укомплектованность штата, производительность труда, средняя заработная плата и др.;
4) коммерческая деятельность: ассортиментная политика, организация хозяйственных связей, характер коммерческих сделок и их эффективность, ценовая политика, конкурентоспособность и др.;
5) организация и управление деятельностью: система планирования, рациональность организационной структуры, информационное обеспечение, профессиональный уровень руководителя и специалистов и др.
4. Экономические цели организаций торговли и инструменты их реализации.
Деятельность каждого предприятия на рынке направлена на достижение определенных стратегических целей и решение тактических задач, которые позволяют обеспечить эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность на рынке.
Цели предприятия обычно выражаются конкретными количественными и качественными характеристиками, к достижению которых стремится предприятие. Цели, которые ставит предприятие в своей хозяйственной деятельности, во многом определяются совокупностью факторов внешней и внутренней среды.
В экономической литературе освещается множество подходов к классификации целей по различным принципам.
1. В зависимости от степени достижения:
- цели жизненно необходимые,
- желаемые цели;
2. В зависимости от фактора времени:
- перспективные,
- текущие;
3. В зависимости от отношения к главной цели:
- конечные,
- промежуточные.
Главной целью предприятия, как правило, является получение прибыли, достижение и укрепление устойчивого положения на рынке. В качестве промежуточных могут выступать – расширение ассортимента, установление новых хозяйственных связей, вовлечение в оборот новых видов ресурсов, внедрение технических новшеств.
Если целевой функцией предприятия выступает получение прибыли, то целью государства – удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, то есть обеспечение соответствия объема и структуры товарного предложения на рынке объему и структуре потребительского спроса.
Достижение целей предприятием при нормальной экономической и политической ситуации предполагает реализацию целей общества, поскольку получение прибыли, возможно, только в том случае, когда реализующаяся продукция соответствует предъявляемому спросу.
Определение основных целей предприятия и выбор приоритетных из них зависит от жизненного цикла предприятия.
1. На стадии создания предприятия:
главная цель - выжить, удержаться на рынке,
основная задача – выход на рынок;
2. На стадии становления:
главная цель – ускоренный рост объема продаж и прибыли,
основная задача- завоевание своей ниши на рынке;
3. На стадии зрелости:
главная цель - формирование имиджа предприятия,
основная задача – укрепление предприятия на освоенном рынке;
4. На стадии старения:
главная цель – сохранение достигнутых позиций,
основная задача- достижение стабильности в хозяйственной деятельности;
2. На стадии возрождения:
главная цель – оживление, то есть поиск дополнительных импульсов и стимулов для деятельности,
основная задача – техническое перевооружение, внедрение новых технологий, новых форм обслуживания и т.д.
При формулировании целей предприятия необходимо учитывать следующие положения:
- определяется не одна, а несколько целей на основе комплексного анализа всех факторов, связанных с функционированием предприятия, и обеспечивается взаимосвязь между этими целями;
- цели должны быть реальными и выполнимыми;
- цели должны быть избирательными, то есть они не должны охватывать все возможные проблемы.
При определении целей хозяйственной деятельности предприятия часто пользуются методом «построения дерева целей» (рисунок на доске): определяется главная цель, затем формируются промежуточные цели и цели для различных уровней управления.
Цели формулируются на долгосрочный и краткосрочный период. При этом долгосрочные цели имеют более стратегическую направленность, а цели на краткосрочный период – оперативную.
Поскольку зачастую цели деятельности предприятия не совпадают с целями государства, для согласования целей государство осуществляет регулирование деятельности предприятий.
5. Стратегия как условие достижения экономических целей.
Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.
Стратегия экономического управления или экономическая стратегия а) вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей, б) вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.
Экономическая стратегия должна вырабатывать правила и приемы:
1) исследования условий конкурентного преимущества, формируемых детерминантами «национального ромба» (совокупность детерминантов конкурентного преимущества – метод отражения условий, складывающихся в стране базирования фирмы, для достижения того или иного уровня последнего) внутри страны и за е пределами, и выявления предпочтительной миссии фирмы;
2) исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость фирмы;
3) формирования товарного ассортимента фирмы, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое получение фирмой экономической прибыли;
4) распределения имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность использования этих ресурсов;
5) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала фирмы на уровне достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;
6) формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;
7) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри фирмы, и предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы.
6. Понятие стратегического потенциала организации, показатели и факторы его характеризующие.
Термины "потенциал", "потенциальный" означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, не проявивших еще себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.
Определяя данную категорию не следует противопоставлять понятия "потенциал" и "ресурсы". Потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени. В настоящее время три направления в развитии представлений о потенциале можно выделить.
Сторонники первого считают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом экономических, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением НТП.
Сторонники второго представляют потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства.
Сторонники третьего рассматривают потенциал как способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи, т.е. потенциал - это целостное выражение совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, т.е. чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
во-первых, отражает прошлое;
во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве "потенции" элементы будущего развития.
По мере развития, расширения материально-технической базы, появления опыта и освоения новых рыночных сегментов организация наращивает свой ресурсный, кадровый, производственный потенциал и одновременно достигает пика своих возможностей на данном сегменте рынка, после прохождения которого потенциал начинает сокращаться. Поэтому каждому субъекту важно уметь грамотно оценивать свой потенциал и полностью задействовать его с учетом особенностей того этапа развития (состояния), который он переживает.